История создания песни «Огонек»

Кто сказал, что надо бросить песни на войне?

 

Творческий (исследовательский) проект «А песни тоже воевали»

средняя возрастная группа – 5-8 классы

 

Выполнил ученик (ца)__ 5 «А» __класса

МБОУ СОШ №18 г. Пензы Егорова Дарья Валерьевна

 

2020


 

Оглавление

Введение. 2

Основная часть. 2

Значение песни во время Великой Отечественной войны.. 2

Лирические песни. 4

История создания песни «Огонек». 4

Заключение. 6

Источники. 7

Приложение. 8

 


 

 

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне!"




Василий Лебедев-Кумач

 

 

Введение

Музыка и война… Казалось бы несовместимые понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.

Песни ярко отражали все события, происходящие на фронте и в тылу, согревали душу, призывали к подвигу. Песни иногда лучше политруков говорили о патриотизме, солдатской дружбе и любви. Песни были необходимы человеку как воздух, они не давали черстветь человеческим душам.

Основная часть

Значение песни во время Великой Отечественной войны

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Каждый год войны рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности.

Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. Таким песням посвящен мой проект.

Истории возникновения песен различны. Говорилось, что фронтовая песня – это винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

Песни походные, лирические, строевые. Песни-лозунги, песни-призывы. Они поднимали бойцов в атаку, согревали на привалах, помогали выстоять, выжить, вернуться домой.

"Бросить песни на войне" однажды посоветовали поэту Василию Лебедеву-Кумачу. Он приехал как политработник в штаб Северного флота, и кто-то из начальников раздраженно сказал ему: "Сейчас не петь надо, а фашистских гадов бить". Фраза поэта задела. Тогда, в 1942 году, уже напечатали в газетах рассказ о подвиге защитников Севастополя: чтобы не сдаться врагу, они замуровали себя в пещере, а перед этим спели "Священную войну". Известен был случай, как солдаты пошли в атаку с криками "За синий платочек". Словом, песни воевали вместе с бойцами. Убедить в этом своего штабного оппонента Лебедев-Кумач сразу не смог. Но, вернувшись в Москву, написал ответ в стихах. Они назывались "Только на фронте". Только благодаря им понимаешь истинную цену дружбе, любви, да и песне тоже. Музыку сочинил Анатолий Лепин - после войны он прославится фильмом "Карнавальная ночь". В исполнении артиста Ефрема Флакса песню стали передавать по радио и тем самым официально подтвердили её правоту.

"Нынче у нас передышка,
Завтра вернёмся к боям.
Что-то твой голос не слышно,
Друг наш, походный баян.?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне".

Это не просто метафора. Брянские партизаны осенью 1942 в буквальном смысле попросили штаб прислать им песню. В радиограмме объяснили так: "Оружие у нас есть, в случае чего заберем у врага, а вот песню, как трофей, не возьмёшь". Их просьбу выполнили поэт Анатолий Софронов и композитор Сигизмунд Кац. Едва завершили работу, как представился случай доставить заказ по адресу. В канун 7 ноября Софронова срочно отправили военкором "Известий" в деревню Смелиж. Она и сейчас, если посмотреть на карту, стоит посреди дремучих брянских лесов. А тогда в ней размещался штаб лесных отрядов. Там поэт и спел, причем без нот, по памяти, этот эпичный партизанский гимн.

"Шумел сурово брянский лес,
Спускались синие туманы,
И сосны слышали окрест,
Как шли тропою партизаны..."

Песню вскоре записал певец Георгий Абрамов, но это было в Москве. А там, в землянке посреди сожженной деревни, автора обнимали, просили спеть ещё, а потом привели местного жителя, слепого баяниста, и он с голоса подобрал мелодию. Надо ли говорить, что песня стала главной на Брянщине? И, кстати, до сих пор звучит заставкой брянского радио.









Лирические песни

Потребность в лирической и задушевной песне у усталых и измотанных долгими годами нелёгкого ратного труда людей действительно была очень велика. Сколько же было создано в военные годы песен о любви, о разлуке, о верности. Они пелись бойцами в землянках, в лесу. У костра, от них становилось теплее, от них утихала боль разлуки. Мне же очень нравится песня «Огонек»

История создания песни «Огонек»

Кто же зажёг «Огонёк»? Сюжет этой всенародно известной, любимой песни времён Великой Отечественной войны бесхитростен и прост. Но стоит ей прозвучать в наши дни, как в памяти тех, кто её слышал и пел в военные годы, проносятся волнующие страницы далёких лет.

Секрет воздействия «Огонька» так объясняет поэт Евгений Аронович Долматовский (1915 – 1994): «Прошли годы, – пишет он, – и мы просто забыли обстановку военного времени. Когда враг напал на нашу страну, повсеместно – сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России, – было введено затемнение. На улицах – ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами чёрной бумаги. Затемнение придавало фронтовой характер городам и сёлам, как бы далеко от линии боёв они ни находились. И вдруг на фронт прилетела песня «Огонёк». Это было в тяжёлую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонёк в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся чёрные. Вражеские самолеты не найдут цели!

Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонёк, никогда не погаснет! Песня ещё одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл».

Точкой отсчёта в биографии песни можно считать, пожалуй, 19 апреля 1943 года – день, когда газета «Правда» опубликовала на своих страницах стихотворение Михаила Васильевича Исаковского (1900 – 1973) «Огонёк» с подзаголовком «Песня», но без нот и какой-либо ссылки на то, что к нему написана музыка. По всей вероятности, поэт заведомо рассчитывал, что песней эти его стихи обязательно станут. Такое случалось уже не однажды. Стихи Исаковского были сами по себе столь напевны, что стоило появиться им на газетной или журнальной странице, как тут же начиналось негласное соревнование между композиторами: кто из них лучше, ярче, доходчивей выразит в музыке мысль, идею поэта? Так было, к примеру, с его стихотворениями «Морячка», «До свиданья, города и хаты», «Не тревожь ты себя, не тревожь».

К «Огоньку» музыку стали сочинять и подбирать повсюду. Известны публикации мелодических версий «Огонька», принадлежавших разным профессиональным и самодеятельным композиторам. Все они исполнялись в концертах на фронте и в тылу, а некоторые звучали по радио и даже были записаны на грампластинку, как это случилось, к примеру, в годы войны с музыкой Матвея Исааковича Блантера (1903 – 1990). Однако ничего общего с той мелодией, которая была подхвачена в народе, ни одна из них не имеет… Впервые с мелодией, которая всем нам хорошо известна, песня была записана на грампластинку и прозвучала по Всесоюзному радио уже после войны, в 1947 году, в исполнении замечательного певца и талантливого пропагандиста советской песни Владимира Александровича Нечаева (1908 – 1969). Он спел «Огонёк» с эстрадным оркестром Радиокомитета под управлением Виктора Николаевича Кнушевицкого (1906 – 1974). По всей вероятности, именно Кнушевицкий и осуществил первую музыкальную редакцию, запись и аранжировку того напева, который бытовал в устной традиции, передавался из уст в уста, с живого голоса на живой. На этикетке пластинки было указано, что слова песни – М. Исаковского, а музыка – народная. То же самое говорилось и в передачах радио, когда она звучала. С тех пор разгорелись споры вокруг авторства мелодии «Огонька», которые не затихают по сей день.

Свидетельством широкого распространения «Огонька» на фронте и в тылу являются многочисленные «ответы» на него, как это было с «Катюшей», «Землянкой», «Синим платочком» и другими популярными песнями. В одном из них паренёк героически погибает и, умирая на поле боя, вспоминает далёкую свою подругу и золотой огонёк на заветном окошке. Герой другого варианта трудными военными дорогами доходит до Берлина, а когда «стихли залпы последние и легла тишина», возвращается с победой домой, к той, которая ждала и верила в его возвращение

Заключение

Изучение источников, повествующих об истории создания военных песен, позволило мне расширить кругозор в данном направлении музыки, сделать правильные выводы о значимости песни в патриотическом воспитании. Япостаралась изучить песни, которые действительно пользовались большой популярностью в годы войны, которые пелись и на фронте, и в тылу, звучали по радио и записывались на пластинки. Некоторые из них поются до сих пор, но значительная часть песен военных лет сегодня забыта. Выросли новые поколения, знающие о войне лишь понаслышке, по книгам, да ещё по кадрам документальных, чаще художественных
кинофильмов. Это предполагает продолжение изучение данной темы. Несмотря на давность лет, создаются новые песни о Великой Отечественной войне. И каждая из них с необычайной выразительностью запечатлеет какую-нибудь отдельную грань грандиозной панорамы всенародного подъёма, названного Великой Отечественной войной.

Каждый год рождаются новые повести, романы, поэмы, пьесы, кинофильмы, живописные полотна, скульптуры, где тема Великой Отечественной войны, воплощаясь вновь и вновь, раскрывает новые глубины претворения в художественных образах. Советская музыка в годы войны в одном строю с другими видами искусств вдохновляла народ на борьбу с врагом. В послевоенное время — увековечила бессмертный подвиг народа-победителя, помогал и помогает средствами художественного осмысления действительности понять сущность массового героизма советских людей, постичь их характер, красоту их души.

Хорошо, когда мы, современные дети знаем и поём героико-патриотические песни.

 


Источники

1. https://tass.ru/obschestvo/1949403

2. Стихи и песни о Великой Отечественной войне/сост. Л.В. Поликовская. М.: Мир Энциклопедии, 2008

Приложение

Тексты песен:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: