Епархиальные Кирилло-Мефодиевские чтения
Тема: «Великая Победа: история и память»
Форум II. «Человек в условиях войны. Семейные истории. Живые свидетели: ветераны и дети войны сегодня»
Тема: «Великая Отечественная война в истории моей семьи»
Автор работы: Федотов Егор
МБОУ «Лицей им. Г.Ф. Атякшева», 3г класс
Руководитель:
Потапова Ирина Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей им. Г.Ф. Атякшева»
Югорск
2020
Оглавление
Введение...........................................................................................................................3
2. Основная часть исследовательской работы..................................................................4
2.1Анализ анкетирования...................................................................................................6
3. Практическая часть исследовательской работы..........................................................6
3.1. Федотов Михаил Григорьевич....................................................................................6
3.2. Соловьев Тихон Матвеевич........................................................................................9
3.3. Арапов Яков Михайлович.........................................................................................10
4.Заключение......................................................................................................................11
Список литературы............................................................................................................13
Введение.
Я негативно отношусь к войне. Она несет людям смерть, разруху, горе, голод и страдания. Нет никаких оправданий людям развязывающих войну. Я живу в России в счастливое время, могу учиться и заниматься любимым видом спорта, дружить и общаться с родителями и сверстниками. Из средств массовой информации и родителей я узнал, что так было не всегда. На мою любимую Родину всегда покушались враги. Начиная с викингов и татаро-монгольского ига до вторжения Гитлеровских захватчиков. Самым крупным актом агрессии против нашей Родины за всю ее историю было нападение фашистской Германии на СССР в 1941 году. Миллионам советских людей пришлось тогда взяться за оружие, чтобы отстоять свободу и независимость своего многонационального государства, его территориальную целостность. На алтарь Победы были принесены многомиллионные людские жертвы, не сравнимые с потерями страны в предшествующих войнах. Великая Отечественная Война длилась почти 4 года и закончилась 9 мая 1945 года победой нашей Армии в г.Берлине. Нет ни одной семьи, которую она не коснулась. Война унесла жизнь более 22 миллионов людей и причинила колоссальный ущерб нашей стране. Вторая мировая война в истории человечества признана самой масштабной, разрушительной и кровопролитной войной.
Ежегодно 9 Мая с почётом и гордостью всеми нами отмечается День Победы. Уже много лет в городах всего мира проходят "Бессмертные полки", когда люди с фотографиями своих предков, участников войны с гордостью идут по улицам своих городов, считая, что герои, отстоявшие свободу страны, должны видеть праздник — пусть даже с фотографий. Моя семья, то же участвует в мероприятиях посвященных празднованию Дня Победы, в том числе и в "Бессмертном полке" нашего города. Весной 2018 года наш класс вместе с родителями начали готовиться к празднованию 73 годовщины со дня Победы в Великой Отечественной войне. Мы все вместе учили песню "Прадедушка" и готовили свое выступление перед ветеранами войны и гостями Лицея. К песне мы готовили фильм, о ветеранах и участниках войны, потомки которых учатся в нашем классе. И я задумался, о моих прадедушках, участниках Великой Отечественной войны. Мне стало интересно, как война затронула нашу семью, изменила судьбы родственников, какой боевой путь прошли мои прадедушки, защищая нашу Родину.
В наше время, многие люди мало что знают о судьбах своих родных, живших во время Великой войны, и хотели бы узнать об этом, но не знают, как это сделать.
Тема исследования: Великая Отечественная война в истории моей семьи.
Цель: узнать о том, как Великая Отечественная война затронула мою семью, изменила судьбы родственников, какой боевой путь прошли мои прадедушки, защищая нашу Родину.
Задачи исследования:
1. Найти информацию по теме.
2. Провести исследование о Великой Отечественной войне в истории моей семьи.
3. Обобщить, полученную в ходе исследования, информацию и сделать выводы.
Объект исследования: родственники-участники Великой Отечественной войны. Предмет исследования: воспоминания родных, фотографии, архивные документы, электронные документы.
Методы исследования:
1) Опрос родственников по теме исследования;
2) Изучение ресурсов сети интернет по теме исследования;
3) Анкетирование учащихся;
4) Обобщение данных.
Практическая значимость: В наше время, многие люди мало что знают о судьбах своих родных, воевавших во время Великой войны, и хотели бы узнать об этом, но не знают, как это сделать. Моё исследование будет многим интересно и поможет аналогичными методами узнать о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной Войне.
Основная часть исследовательской работы.
Прошло немало лет с окончания самой кровопролитной войны истории мира. Уже практически не осталось в живых ветеранов, свидетелей той страшной страницы в истории России, но сохранились их воспоминания, фотографии, награды.
До недавнего времени статистические данные о потерях советских войск во Второй мировой войне, данные по родам войск, стратегическим операциям, битвам, фронтам, отдельным армиям хранились под грифом “секретно”. После снятия в конце 80-х годов прошлого века грифа секретности с военных документов, у многих граждан появилась возможность узнавать по крупицам о своих родственниках, воевавших в годы войны, историю боев и сражений.
В мое время, зная фамилию, имя, отчество и дату рождения человека, с помощью интернет ресурсов и доступности информации о Великой Отечественной войне, можно получить максимально возможный объем данных о людях и событиях того страшного времени, ознакомиться с документами первоисточниками.
Моя семья состоит из папы, мамы, моего старшего брата и меня. Наши семейные узы, как и других семей, закреплены документами. Родители мне рассказали, что каждому родившемуся человеку выдается свидетельство о рождении, в котором отражаются сведения о фамилии, имени и отчестве, дате и месте рождения человека, сведения о его родителях и национальность. По набору данных признаков можно достоверно идентифицировать человека. Так я начинаю свое исследование по генеалогическому древу моей семьи. Я узнал от родителей, прабабушки и дедушки даты и места рождения своих прадедов, сопоставляя их с периодами действия Войны. Я уже знал, что ближайшим родственником, участвовавшим в боевых действиях, является мой прадедушка Федотов Михаил Григорьевич - родной дедушка моего папы. Так же знал, что в войне участвовали два моих прапрадеда: Соловьев Тихон Матвеевич - прадедушка моей мамы и Арапов Яков Михайлович - прадедушка моего папы. Я расспрашивал родных о том, как прадеды жили до войны, какими они были людьми, кем работали, как провожали их на фронт, где воевали, были ли ранения, когда вернулись домой и как жили после войны.
Благодаря интернет-сайтам, посвященным памяти наших соотечественников и их великим подвигам, мне удалось узнать о подвигах и наградах прадедов. Из приказов о награждении я узнал номера и наименования воинских частей, в которых они воевали. Потом я установил и получил сведения о воинских соединениях, и в какие Фронта они входили, изучил боевой путь частей, в которых воевали прадедушки. Так у меня сложилось представление о боевом пути моих прадедов.
Для своих исследований я использовал следующие интернет ресурсы:
- электронный банк документов «Подвиг народа в великой Отечественной войне 1941-1945 годах». Этот уникальный информационный ресурс открытого доступа представило Министерство обороны Российской Федерации. Сайт включает в себя большую базу данных, в которую заносятся все имеющиеся документы из военных архивов: где и кто воевал, какие награды получил, какие подвиги и так далее. Заносятся абсолютно все, вне зависимости от званий и масштабов подвига. Эта база сайта по своему размеру не имеет аналогов.
- интернет портал «Память Народа». Здесь можно установить судьбу родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне, найти информацию о награждениях, ознакомиться с подлинными архивными документами, содержащими информацию об участниках войны и о ходе войны: донесения о погибших и пропавших без вести, наградные листы, журналы боевых действий.
- обобщенный банк данных «Мемориал» - это банк данных о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период, установить места гибели и захоронения бойцов.
Анализ анкетирования
Для определения актуальности моего исследования я провел анкетирование одноклассников, учащихся 8 и 10 классов. Всего было опрошено 42 человека.
Проанализировав ответы анкет, я получил следующий результат.
1. Интересуешься ли ты событиями Великой Отечественной войны?
34 чел. Да 4 чел. Нет 4 чел. затрудняюсь ответить
2. Участвовал ли кто-нибудь из твоих родственников в Великой Отечественной Войне?
29 чел. Да 5 чел. Нет 8 чел. затрудняюсь ответить
3. Если "да", то из каких источников ты узнал об этом?
32 чел. от родственников 3 чел. из интернета 0 чел. иные источники
4. Если "нет", то хотел бы узнать? Хотел бы узнать больше информации?
23 чел. Да 3 чел. Нет
5. Знаешь ли ты какие-нибудь интернет ресурсы, позволяющие узнать об участниках Великой Отечественной войны, их боевом пути, подвигах, наградах?
28 чел. Да 14 чел. Нет
Изучив результат анкетирования, я выяснил, что большинство учащихся (34 человека) интересуются событиями Великой Отечественной войны. У 29 опрошенных учащихся родственники участвовали в войне. В основном учащиеся (32 человека) знают об этом со слов родственников. 23 ученика хотели бы узнать о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Многие опрошенные (28 человек) знают интернет ресурсы, позволяющие узнать об участниках Великой Отечественной войны, их боевом пути, подвигах, наградах, а 14 учащихся не владеют такой информацией.
Я сделал вывод, что тема моего исследования актуальна и поможет людям аналогичными методами узнать о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной Войне.