28.04.2020
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Цели работы:
- образовательные:
приобрести навыки расчета пищевой и энергетической ценности продуктов питания и умение делать сравнительный анализ пищевой и энергетической ценности разных продуктов
- развивающие:
развить навыки самостоятельной работы; развить умения анализировать рабочую ситуацию, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации;
- воспитательные:
воспитание ответственности, трудолюбия, аккуратности.
Содержание занятия
1. Знакомство с понятиями пищевой и энергетической ценности пищевых продуктов.
2. Определение пищевой и энергетической ценности продуктов.
3. Сравнительный анализ пищевой и энергетической ценности разных продуктов питания.
Общие теоретические сведения:
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье человека. Для построения тканей и обеспечения процессов обмена веществ необходимы все составные части продуктов, однако, к основным пищевым веществам относят белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Потребность в энергии удовлетворяется в основном за счет белков, жиров и углеводов. Продукты не равнозначны по своей пищевой ценности. Описание пищевой ценности продукта в целом дает наиболее полное представление обо всех полезных свойствах пищевого продукта, в том числе и о его энергетической и биологической ценности.
|
|
Пищевая ценность - понятие, отражающее всю полноту полезных свойств пищевого продукта, включая степень обеспечения физиологических потребностей человека в основных пищевых веществах, энергию и органолептические достоинства. Характеризуется химическим составом пищевого продукта с учетом его потребления в общепринятых количествах.
Энергетическая ценность - количество энергии, высвобождаемой из пищевого продукта в организме человека для обеспечения его физиологических функций. Энергетическая ценность пищи характеризуется количеством тепла, выделяемого в организме человека при биохимических реакциях. Ее измеряют в единицах тепловой энергии - килокалориях (ккал) или единицах энергии - килоджоулях (кДж) (1 ккал = 4.184 кДж).
Чтобы определить количество пищи, которое требуется человеку для восполнения его энергетических затрат, необходимо рассчитать калорийность потребляемой пищи.
Известно, что белки, жиры, углеводы и другие нутриенты при полном окислении в организме человека выделяют различное количество тепловой энергии:
1. 1 г усвояемых углеводов – 3.75 ккал или 15.7 кДж;
|
|
2. 1 г жиров – 9.0 ккал или 37.7 кДж;
3. 1 г белков – 4.0 ккал или 16.7 кДж;
Зная вышеуказанные энергетические коэффициенты, можно рассчитать калорийность всего дневного рациона или калорийность любого пищевого продукта, если известен его химический состав.
Пример. Определить энергетическую ценность 200 г пастеризованного коровьего молока, если в 100 г молока содержится (в %): белков – 3.5, жиров – 3.2; углеводов – 4.5.(химический состав молока)
В 200 г молока содержится:
белков 3.5 х 2 = 7 г;
жиров 3.2 х 2 = 6.4 г;
углеводов 4.5 х 2 = 9 г.
Зная калорийность 1 г белков, жиров, углеводов, можно рассчитать энергетическую ценность (в г): белков – 7,
жиров – 6.4,
углеводов – 9.
Белков 4.0 ккал (16.7 кДж) х 7 = 28.0 ккал;
Жиров 9.0 ккал (37.7 кДж) х 6.4 = 57.6 ккал;
Углеводов 3.75 ккал (15.7 кДж) х 9 = 33.8 ккал.
Следовательно, энергетическая ценность 200 г молока коровьего пастеризованного равна:
28.0 ккал + 57.6 ккал + 33.8 ккал = 119.4 ккал.
Задание от 0 до10 баллов:
Пользуясь данными из теоретической части и таблицей, рассчитайте энергетическую ценность каждого указанного в таблице продукта на 100 г массы и расположите по убыванию калорийности.
Сделайте вывод, какой продукт наименее калорийный