Измерение окружности головы (ОГ) и грудной клетки (ОГК)

Практическое занятие №2   

Тема: Физическое и нервно-психическое развитие детей раннего возраста.

Знать:

 

- Закономерности физического и нервно-психического развития детей раннего возраста.

 - Физиологические рефлексы новорождённого.  

- Определение массы, роста, окружности головы, окружности грудной клетки, весо-ростового показателя  в различные возрастные периоды.

 

Уметь:

- Оценить психомоторное развитие новорождённого.

- Проведить антропометрические измерения и оценивать полученные результаты.

- Проведить оценку физического развития новорожденного на основании антропометрических данных.

- Взвешивать детей грудного возраста, измерять рост, окружность грудной клетки, головы.

Тестовый контроль: Физическое и нервно-психическое развитие ребенка.

                                 

1. На прием в поликлинику пришла мама с ребенком 7 мес., на профилактический осмотр. Какое медсестринское обследование необходимо провести для оценки физического состояния ребенка?

A определить массу и рост

B общий анализ крови и мочи

C определить массу, окружность головы

D определить рост, массу, окружность головы и грудной клетки

E электрокардиограмма, рентгенография органов грудной клетки

 

2. Какой рост у ребенка в 1 год?

A 50 см

B 75 см

C 90 см

D 85 см

E 100 см

 

 3. Определите массу тела ребенка в возрасте 3 месяца, если он родился с массой тела 3100 г.

A 7900 г

B 5300 г

C 6500 г

D 9100 г

E 8500 г

 

4. Медицинская сестра оценивает физическое развитие ребенка 2-х месяцев. Какие показатели прибавки массы и роста за второй месяц здорового ребенка?

A 750 г; 2,5 см

B 700 г, 3 см

C 700 г, 2 см

D 800 г, 2 см

E 800 г, 3 см

 

5. Вы  проводите антропометрию ребенку 5 месяцев. На сколько сантиметров увеличится рост за 5-й месяц жизни?

A 4 см

B 3 см

C 2,5 см

D 1,5 см

E 0,5 см

 

6. Медицинская сестра во время профилактического медицинского осмотра ребенка в возрасте 6,5 мес. при разговоре с матерью установила, что последний раз ребенка взвешивали 3 мес. назад. С какой кратностью необходимо взвешивать детей на первом году жизни?

A Один раз в квартал

B Ежемесячно

C Один раз в 6 мес.

D Один раз в год

E Произвольно

 

7. Девочка хорошо берет игрушку, поворачивается со спины на бок, четко реагирует на звук, узнает маму, громко смеется в ответ на эмоциональное обращение. Для какого возраста характерны такие признаки?

A5 месяцев

B 4 месяца

C 6 месяцев

D 2 месяца

E 7 месяцев

 

 

8. Определите массу тела ребенка в возрасте 3 месяца, если он родился с массой тела 3100 г.

A 7900 г

B 5300 г

C 6500 г

D 9100 г

E 8500 г

 

9. Вы - медсестра детской поликлиники проводите антропометрию ребенку 5 месяцев. На сколько сантиметров увеличится рост за 5-й месяц жизни?

A 4 см

B 3 см

C 2,5 см

D 1,5 см

E 0,5 см

 

Ситуационные задачи:

 

№ 1

Ребенку 9мес. Вес при рождении 3700,рост 57 см.

Определить долженствующий вес и рост ребенка.

 

№2

Ребенку 4мес. Вес при рождении 3500,рост 55 см.

Определить долженствующий вес и рост ребенка.

 

№3

Ребенку 7лет.

Определить долженствующий вес и рост ребенка.

 

   Алгоритмы выполнения практических навыков                                                                                                                 

                    

АЛГОРИТМ

ВЗВЕШИВАНИЕ РЕБЁНКА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

І. Место проведения:

  • Лечебно - профилактические учреждения.

ІІ. Оснащение рабочего места:

  • Медицинские горизонтальные весы, дез. раствор, стерильная пелёнка, лотки.

ІІІ. Предварительная подготовка к выполнению навыка:

  • Установить весы на неподвижной подставке;
  • Уравновесить весы;
  • Надеть резиновые перчатки, обработать чашу весов дез. раствором;
  • Снять перчатки, вымыть, высушить и обеззаразить руки (они должны быть чистыми и сухими);
  • Накрыть чашу весов чистой пеленкой.

ІV. Основной этап выполнения:

  • Взвесить пелёнку с помощью меньшей гири;
  • Положить ребёнка на весы при зафиксированном коромысле (класть и снимать ребёнка следует при недвижном их положении);
  • Открыть затвор на весах и осторожно, передвигая гири, достичь равновесия, то есть совпадения уровня коромысла и контрольного указателя;
  • Зафиксировать коромысло и снять ребёнка с весов;
  • Отнять от полученного показателя массу пелёнки;
  • Вернуть гири на нулевые деления;
  • Положить пелёнку в бак для отработанных пелёнок;
  • Обеззаразить весы;
  • Снять перчатки, обеззаразить их;
  • Вымыть и высушить руки.

V. Заполнение медицинской документации:

  • Записать результаты измерения в историю развития ребёнка (ф.112).

Примечание.

  • Взвешивать детей надо всегда в одно и то же время суток, лучше утром, перед едой. Детей до одного года взвешивают ежемесячно, затем - 1 раз каждые 3 месяца.

                                                                          

 

 

АЛГОРИТМ

ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА РЕБЁНКА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

І. Место проведения:

  • Лечебно - профилактические учреждения.

 

ІІ. Оснащение рабочего места:

  • Горизонтальный ростомер, дез. раствор, стерильная пелёнка, лотки.

 

ІІІ. Предварительная подготовка к выполнению навыка:

  • Установить горизонтальный ростомер шкалой к себе;
  • Надеть резиновые перчатки, обработать неподвижную планку и основу ростомера дез. раствором;
  • Снять перчатки, вымыть, высушить и обеззаразить руки (они должны быть чистыми и сухими);
  • Накрыть поверхность ростомера чистой пелёнкой.

 

IV. Основной этап выполнения:

  • Положить ребёнка на спину так, чтобы голова его плотно прилегала к неподвижной планке ростомера (голову ребёнка фиксирует мать);
  • Нажать левой рукой на колени ребёнка, чтобы расправить его ножки;
  • Подвести правой рукой подвижную планку к подошвам ребёнка;
  • Расстояние между планками и составляет рост ребёнка;
  • Положить пеленку в бак для отработанных пелёнок;
  • Обеззаразить ростомер;
  • Снять перчатки, обеззаразить их;
  • Вымыть и высушить руки.

 

V. Заполнение медицинской документации:

  • Записать результаты измерения в историю развития ребёнка (ф.112).

 

АЛГОРИТМ

ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ (ОГ) И ГРУДНОЙ КЛЕТКИ (ОГК)

І. Место проведения:

  • Лечебно - профилактические учреждения, дом.

 

II. Оснащение рабочего места:

  • Пеленальный столик, сантиметровая лента, дез. раствор, стерильная пеленка, лотки.

 

ІІІ. Предварительноя подготовка к выполнению навыка:

  • Вымыть и высушить руки;
  • Надеть резиновые перчатки и обработать сантиметровую ленту дез. раствором;
  • Обработать пеленальный столик дез. раствором;
  • Снять перчатки, обеззаразить их;
  • Вымыть и высушить руки.
  • Постелить на пеленальный столик пелёнку;
  • Положить ребёнка на пелёнку.

IV. Основной этап выполнения:

  • Подвести сантиметровую ленту сзади через затылочный бугор, спереди по надбровным дугам для измерения ОГ (направление ленты сзади наперед);
  • Поднять руки ребёнка вверх. Переворачивая ребёнка с боку на бок, подвести сантиметровую ленту сзади на уровне нижних углов лопаток. Опустить руки вдоль тела, наложить ленту спереди на уровне сосков для измерения ОГК;
  • Положить пелёнку в бак для отработанных пелёнок;
  • Обеззаразить сантиметровую ленту, пеленальный столик;
  • Снять перчатки, обеззаразить их;
  • Вымыть и высушить руки.

V. Заполнение медицинской документации:

  • Записать результаты измерения в историю развития ребенка.                                                             

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: