Практическое занятие №2
Тема: Физическое и нервно-психическое развитие детей раннего возраста.
Знать:
- Закономерности физического и нервно-психического развития детей раннего возраста.
- Физиологические рефлексы новорождённого.
- Определение массы, роста, окружности головы, окружности грудной клетки, весо-ростового показателя в различные возрастные периоды.
Уметь:
- Оценить психомоторное развитие новорождённого.
- Проведить антропометрические измерения и оценивать полученные результаты.
- Проведить оценку физического развития новорожденного на основании антропометрических данных.
- Взвешивать детей грудного возраста, измерять рост, окружность грудной клетки, головы.
Тестовый контроль: Физическое и нервно-психическое развитие ребенка.
1. На прием в поликлинику пришла мама с ребенком 7 мес., на профилактический осмотр. Какое медсестринское обследование необходимо провести для оценки физического состояния ребенка?
|
|
A определить массу и рост
B общий анализ крови и мочи
C определить массу, окружность головы
D определить рост, массу, окружность головы и грудной клетки
E электрокардиограмма, рентгенография органов грудной клетки
2. Какой рост у ребенка в 1 год?
A 50 см
B 75 см
C 90 см
D 85 см
E 100 см
3. Определите массу тела ребенка в возрасте 3 месяца, если он родился с массой тела 3100 г.
A 7900 г
B 5300 г
C 6500 г
D 9100 г
E 8500 г
4. Медицинская сестра оценивает физическое развитие ребенка 2-х месяцев. Какие показатели прибавки массы и роста за второй месяц здорового ребенка?
A 750 г; 2,5 см
B 700 г, 3 см
C 700 г, 2 см
D 800 г, 2 см
E 800 г, 3 см
5. Вы проводите антропометрию ребенку 5 месяцев. На сколько сантиметров увеличится рост за 5-й месяц жизни?
A 4 см
B 3 см
C 2,5 см
D 1,5 см
E 0,5 см
6. Медицинская сестра во время профилактического медицинского осмотра ребенка в возрасте 6,5 мес. при разговоре с матерью установила, что последний раз ребенка взвешивали 3 мес. назад. С какой кратностью необходимо взвешивать детей на первом году жизни?
A Один раз в квартал
B Ежемесячно
C Один раз в 6 мес.
D Один раз в год
E Произвольно
7. Девочка хорошо берет игрушку, поворачивается со спины на бок, четко реагирует на звук, узнает маму, громко смеется в ответ на эмоциональное обращение. Для какого возраста характерны такие признаки?
A5 месяцев
B 4 месяца
C 6 месяцев
D 2 месяца
E 7 месяцев
8. Определите массу тела ребенка в возрасте 3 месяца, если он родился с массой тела 3100 г.
A 7900 г
B 5300 г
C 6500 г
D 9100 г
E 8500 г
9. Вы - медсестра детской поликлиники проводите антропометрию ребенку 5 месяцев. На сколько сантиметров увеличится рост за 5-й месяц жизни?
|
|
A 4 см
B 3 см
C 2,5 см
D 1,5 см
E 0,5 см
Ситуационные задачи:
№ 1
Ребенку 9мес. Вес при рождении 3700,рост 57 см.
Определить долженствующий вес и рост ребенка.
№2
Ребенку 4мес. Вес при рождении 3500,рост 55 см.
Определить долженствующий вес и рост ребенка.
№3
Ребенку 7лет.
Определить долженствующий вес и рост ребенка.
Алгоритмы выполнения практических навыков
АЛГОРИТМ
ВЗВЕШИВАНИЕ РЕБЁНКА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА
І. Место проведения:
- Лечебно - профилактические учреждения.
ІІ. Оснащение рабочего места:
- Медицинские горизонтальные весы, дез. раствор, стерильная пелёнка, лотки.
ІІІ. Предварительная подготовка к выполнению навыка:
- Установить весы на неподвижной подставке;
- Уравновесить весы;
- Надеть резиновые перчатки, обработать чашу весов дез. раствором;
- Снять перчатки, вымыть, высушить и обеззаразить руки (они должны быть чистыми и сухими);
- Накрыть чашу весов чистой пеленкой.
ІV. Основной этап выполнения:
- Взвесить пелёнку с помощью меньшей гири;
- Положить ребёнка на весы при зафиксированном коромысле (класть и снимать ребёнка следует при недвижном их положении);
- Открыть затвор на весах и осторожно, передвигая гири, достичь равновесия, то есть совпадения уровня коромысла и контрольного указателя;
- Зафиксировать коромысло и снять ребёнка с весов;
- Отнять от полученного показателя массу пелёнки;
- Вернуть гири на нулевые деления;
- Положить пелёнку в бак для отработанных пелёнок;
- Обеззаразить весы;
- Снять перчатки, обеззаразить их;
- Вымыть и высушить руки.
V. Заполнение медицинской документации:
- Записать результаты измерения в историю развития ребёнка (ф.112).
Примечание.
- Взвешивать детей надо всегда в одно и то же время суток, лучше утром, перед едой. Детей до одного года взвешивают ежемесячно, затем - 1 раз каждые 3 месяца.
АЛГОРИТМ
ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА РЕБЁНКА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА
І. Место проведения:
- Лечебно - профилактические учреждения.
ІІ. Оснащение рабочего места:
- Горизонтальный ростомер, дез. раствор, стерильная пелёнка, лотки.
ІІІ. Предварительная подготовка к выполнению навыка:
- Установить горизонтальный ростомер шкалой к себе;
- Надеть резиновые перчатки, обработать неподвижную планку и основу ростомера дез. раствором;
- Снять перчатки, вымыть, высушить и обеззаразить руки (они должны быть чистыми и сухими);
- Накрыть поверхность ростомера чистой пелёнкой.
IV. Основной этап выполнения:
- Положить ребёнка на спину так, чтобы голова его плотно прилегала к неподвижной планке ростомера (голову ребёнка фиксирует мать);
- Нажать левой рукой на колени ребёнка, чтобы расправить его ножки;
- Подвести правой рукой подвижную планку к подошвам ребёнка;
- Расстояние между планками и составляет рост ребёнка;
- Положить пеленку в бак для отработанных пелёнок;
- Обеззаразить ростомер;
- Снять перчатки, обеззаразить их;
- Вымыть и высушить руки.
V. Заполнение медицинской документации:
- Записать результаты измерения в историю развития ребёнка (ф.112).
АЛГОРИТМ
ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ (ОГ) И ГРУДНОЙ КЛЕТКИ (ОГК)
І. Место проведения:
- Лечебно - профилактические учреждения, дом.
II. Оснащение рабочего места:
- Пеленальный столик, сантиметровая лента, дез. раствор, стерильная пеленка, лотки.
ІІІ. Предварительноя подготовка к выполнению навыка:
- Вымыть и высушить руки;
- Надеть резиновые перчатки и обработать сантиметровую ленту дез. раствором;
- Обработать пеленальный столик дез. раствором;
- Снять перчатки, обеззаразить их;
- Вымыть и высушить руки.
- Постелить на пеленальный столик пелёнку;
- Положить ребёнка на пелёнку.
IV. Основной этап выполнения:
|
|
- Подвести сантиметровую ленту сзади через затылочный бугор, спереди по надбровным дугам для измерения ОГ (направление ленты сзади наперед);
- Поднять руки ребёнка вверх. Переворачивая ребёнка с боку на бок, подвести сантиметровую ленту сзади на уровне нижних углов лопаток. Опустить руки вдоль тела, наложить ленту спереди на уровне сосков для измерения ОГК;
- Положить пелёнку в бак для отработанных пелёнок;
- Обеззаразить сантиметровую ленту, пеленальный столик;
- Снять перчатки, обеззаразить их;
- Вымыть и высушить руки.
V. Заполнение медицинской документации:
- Записать результаты измерения в историю развития ребенка.