Как повысить эффективность работы, на что приходится обращать внимание?

Преподаватели делятся опытом дистанционной работы

Переход к дистанционному обучению был неожиданностью для педагогов и поднял множества вопросов. Ранее в таких масштабах дистанционные образовательные технологии не применялись. Поэтому вопросов по данной форме обучения очень много. На самые распространённые из них мы попросили преподавателей НГТУ, знакомых с форматом дистанционного обучения, поделиться своими впечатлениями.

В интервью участвовали:

Елена Дубровская – доцент кафедры филологии

Елена Кобелева – преподаватель кафедры Физического воспитания и спорта

Евгения Горевая – доцент кафедры Менеджмента

Дмитрий Красноруцкий – доцент кафедры прочности летательных аппаратов

Алина Павлюкевич – старший преподаватель кафедры экономической теории и прикладной экономики

Разбираемся, какие проблемы принесли высокие технологии в сферу образования.

Что стало проще, а что сложнее при переходе. И если можно пару примеров.

Елена Дубровская: Проще стало контролировать присылаемые домашние задания, — благодаря Classroom всё стало как-то системнее и упорядоченнее: и студенты видят срок сдачи работ, и уже не скажешь, что почта по ошибке поместила присланную работу в спам

Елена Кобелева: Переход на дистанционную работу по физической культуре, в принципе, произошел без проблем. Итоговый контроль знаний, полученных студентами проходил в форме тестирования. Здесь DiSpace сработал на ура. На следующем этапе работы студенты выполняют практические задания - комплекс общеразвивающих упражнений. Здесь возникает основная проблема дистанционного обучения - как проконтролировать выполнение? Никак. Мы верим в наших студентов.

Евгения Горевая: Проще стало в том, что не надо тратить 3 часа в день, на дорогу до университета и обратно.Интересно было освоить полный перечень возможностей zoom, dispace, discord, а также научиться самой и научить студентов совместной работе на онлайн доске в Miro. Основная сложность заключается в том, что при дистанционном обучении не хватает живого общения, эмоций, споров и дискуссий.

 

Дмитрий Красноруцкий: Всё стало сложнее. Невербальный контакт с человеком при обучении невозможно заменить ничем. Обратная связь во время лекции на дистанционном практически отсутствует. Лектор всегда "считывает" аудиторию и расставляет акценты в своей информации в зависимости от того, как реагирует аудитория. Вести дистанционно лабораторную работу вообще не представляется возможным.

Алина Павлюкевич: У многих студентов технически нет возможности заниматься в таком режиме. Решаем эти проблемы, организовываем работу с ребятами через все возможные электронные ресурсы, поэтому находимся "на связи" всегда, стараемся работать оперативно.
По отзывам моих студентов могу сказать, что по нагрузке намного сложнее работать в таком формате.


Какой формат обучения, на Ваш взгляд, более эффективный?

Елена Дубровская: Мне кажется, что теперь можно, а где-то, возможно, и нужно совмещать оба формата. Для удобства как преподавателя, так и студентов.

Елена Кобелева: Конечно очное обучение. Для физической культуры это в первую очередь - практика, работа непосредственно на занятиях под контролем преподавателей.

Евгения Горевая: Лучше спрашивать ответ у студентов. Как им больше нравиться учиться, как лучше усваивается материал. Я буду корректировать свои курсы в сторону применения онлайн инструментов для увеличения интерактива и вовлеченности студентов при работе на оффлайн и онлайн занятиях.

Дмитрий Красноруцкий: Только очная форма обучения, эффективность дистанционной формы не просто на порядок ниже, она в принципе заменить не может очную форму.

Алина Павлюкевич: На мой взгляд, конечно, эффективнее очная форма обучения, так как предоставление учебного материала преподавателем обучающимся более информативно, посещение занятий и выполнение заданий студентами более качественно.

 

Сложно ли будет вернуть студентов к прежнему очному интенсиву?

Елена Дубровская: Мне кажется, об этом лучше узнать у самих студентов. Наверное, в какой-то мере это зависит от типа личности: кому-то абсолютно комфортно заниматься дистанционно, находясь в личном пространстве, кому-то всё-таки важно иметь возможность более прямой, оперативной обратной связи, поэтому возвращаться к очной форме будет удобнее. На самом деле, мне кажется, что основные трудности будут связаны не столько с пребыванием на очных занятиях, сколько с необходимостью заново учиться планировать своё время.

Елена Кобелева: По моему, студенты как и преподаватели с удовольствием вернутся на очную учебу. И ни каких трудностей здесь не будет. За много лет учебы в школе и университете все привыкли к интенсивному очному обучению и два месяца дистанционной учебы сильно не повлияют на дальнейшую работу.

Евгения Горевая: Я буду корректировать свои курсы в сторону применения онлайн инструментов для увеличения интерактива и вовлеченности студентов при работе на оффлайн и онлайн занятиях.

Дмитрий Красноруцкий: Не научился Ванечкой, Иван Ивановичем не научишься (упущенное время не вернуть). Студенты сами хотят обратно.

Алина Павлюкевич: Могу судить по мнению своих студентов - они очень хотят заниматься очно, поэтому, думаю, что по окончанию режима самоизоляции мы легко вернёмся к нормальному рабочему процессу.

Как повысить эффективность работы, на что приходится обращать внимание?

Елена Дубровская: Эффективность работы при дистанционном обучении, на самом деле, мало чем отличается от эффективности при очном, — если отбросить очевидные причины трудностей (такие как несовершенство аппаратуры и нестабильность интернет-соединения), но те, кто хотел и стремился учиться, продолжают это делать. Особое внимание приходится обращать на работы, которые преподаватель задает каждому индивидуально, а выполняются они студентами в итоге коллегиально и мы получаем в результате 15-20 абсолютно идентичных работ с измененным форматированием и шрифтом, но не содержанием.

Елена Кобелева: Эффективность сейчас можно повысить только за счет самодисциплины. И ответственного отношения к процессу обучения.

Дмитрий Красноруцкий: Затрудняюсь ответить.

Алина Павлюкевич: Эффективность работы в данный момент зависит от готовности как преподавателей, так и студентов в желании с пониманием относиться друг к другу, так как ответственности сейчас намного больше

«Дистанционка» продолжает совершенствоваться, зачастую выходя за рамки традиционного образования. Преподаватели знакомятся с новыми методами, чтобы сделать свои пары более интерактивными, сталкиваясь с трудностями, которые решаются с помощью совместных усилий преподавателей и студентов. Но и у такого формат есть свои преимущества, ключевое преимущество дистанционного образования – возможность учиться в любое время, даже при нахождении за тысячи километров от учебного заведения. Дистанционное образование вынуждает учеников проявлять больше активной самостоятельности, то есть собственно учиться, а не ждать, что его научат. А учителей — проектировать образование не как краткий конспект учебного содержания, а как учебную деятельность, им, учителем, сопровождаемую.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: