И возрастных особенностей обучающихся

Современные образовательные технологии, отвечающие

Системно-деятельностному подходу, с позиции смыслового чтения

и возрастных особенностей обучающихся.

 

Технология, методы Возрастная категория Краткая характеристика
Развитие критического мышления через чтение и письмо 5-9 класс Основные идеи: Дети от природы любознательны, они хотят познать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформулировать навыки продуктивного мышления. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить. Существует непрерывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания. Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?». Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Этапы урока в рамках технологии РКМЧП: Вызов Функции этапа: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; пробудить к ней интерес; активизировать обучаемого, дать ему возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; структурировать последующий процесс изучения материала. Осмысление –поиск стратегии решения поставленной проблемы и составление плана конкретной деятельности, теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа: получение новой информации; ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся престает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понято для прояснения этого в будущем); соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучающиеся сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание. Поддерживание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова. Размышление Функции этапа: выражение новых идей и информации собственными словами; целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем; анализ всего процесса изучения материала; выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»). Приемы, использующиеся в данной технологии: Этап вызова: составление списка известной информации по вопросу; рассказ-активизация по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы. Верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки и т.д. Этап осмысления: методы активного чтения: маркировка с использование значков «v», «+», «-», «?» -по мере чтения ставятся на полях справа; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. Этап размышления: заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений и дополнений в сделанное на первом этапе; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям,; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных круглых столов; организация различного вида дискуссий; написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе. исследования по отдельным вопросам темы; творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации. Методы технологии:ИНСЕРТ, Взаимоопрос, Зигзаг, Кубик, «Двойной дневник», Чтение с остановками (осмысление), Кластер, Выходная карта, Синквейн (размышление), Концептуальная таблица (осмысление, размышление), Знаю - Хочу узнать - знал, (все этапы).
Эвристическое обучение 5-9 класс Эвристическое обучение – обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. (А.В.Хуторской) Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика – от греч. Heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю). При конструировании занятий эвристического тип приоритет отдается целям творческой самореализации детей, затем – формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников, потом – содержанию учебного материала. Организационные формы и методы эвристического обучения имеют приоритет перед содержанием учебного материала, активно влияют на него, могут видоизменять и трансформировать. Технологическая карта для конструирования системы занятий: Вводные занятия.Задачи – актуализировать личный опыт и знания учеников для введения в тему, самоопределения и целеполагания в ней, построить общую и индивидуальные образовательные программы по теме. Формы занятий – вводный семинар, вводная лекция, проблемная лабораторная работа, разработка концепта темы, занятие по целеполаганию, защита учениками индивидуальных образовательных программ и др. Основная часть.Задачи – достигнуть общих установочных целей по теме, выполнить основное содержание индивидуальных образовательных программ учеников,освоить базовое содержание темы. Формы занятий: урок-исследование, проблемный семинар, конференция, групповые или индивидуальные занятия, эвристическое погружение, цикл эвристических ситуаций, лекция концептуальная, лекция по знакомству с культурно-историческими аналогами, деловая игра и др. Тренинг. Задачи – достроить созданные учениками образовательные продукты до целостной системы, закрепить результаты основной части блока, достичь деятельностных базовых требований по теме. Формы занятий – семинар дифференцируемый, семинар групповой, практикум по решению задач, лабораторная работа, мозговой штурм, урок по индивидуальным целям учеников, консультация, взаимообучение. Контроль.Задачи – проверить и оценить уровень достижения поставленных целей, обнаружить изменения в личностных качествах учеников, их знаниях и умениях, в созданной образовательной продукции. Формы занятий – защита творческих проектов и работ, «урок-собеседование», урок-зачет, урок устного опроса, письменная контрольная работа, диктант, сочинение, рецензирование, урок-самопроверка, экзамен. Рефлексия.Задачи – вспомнить и осознать основные этапы учебной деятельности, индивидуальные и коллективные результаты (продукты) деятельности, проблемы и способы деятельности, соотнести поставленные цели с результатами обучения. Формы занятий – урок-анкетирование, урок – «круглый стол», рефлексивное сочинение, графическая и цветовая рефлексия деятельности, индивидуальные и групповые уроки-отчеты, самооценки и характеристики учеников, игровая рефлексивная лекция. Система эвристических занятий строится на базе одного из следующих типов структур занятий: 1.Все вопросы темы изучаются последовательно в соответствии с порядком, предложенным учебной программой или учебником. Материал творчески перерабатывается и усваивается учениками постепенно, шаг за шагом. В ходе занятий ученики выполняют и обсуждают творческие работы по изучаемым вопросам. 2.Материал темы рассматривается сразу, как единый логический блок, который затем прорабатывается на отдельных занятиях. Ученики составляют и защищают собственные концепты темы в начале и в конце ее изучения. Диагностике и оценке подлежат изменения в ученических концептах. Реализация данной структуры занятий эффективна как в классно-урочная форме обучения, так и в форме «эвристического погружения». 3.Последовательно рассматриваются различные концепты темы: исторический, методологический, экологический, технический, и др. имеющие знаковую, образную или символическую форму представления информации по теме. Концепты предлагаются учителем или составляются учениками. Такая система занятий эффективна в метапредметном обучении, поскольку развивает разнонаучный подход к изучению единых образовательных объектов. 4. Учебные занятия по теме проводятся преимущественно одного типа, например, практикум по эксперименту или решению задач, то есть вся тема изучается на основе опытов либо с помощью задач. Происходит «погружение» учеников в определенный вид деятельности. Образовательной доминантой выступает деятельность учеников, а содержание материала оказывается вторичным и вариативным. 5. Тема изучается дифференцированно, ученики делятся на группы по целям, склонностям и желаниям, например: теоретики, экспериментаторы, историки и др. Все группы занимаются одновременно, каждая – по своему плану, разрабатывая тему в своем аспекте. Периодически проводятся коллективные уроки, глее группы обмениваются полученными результатами, обсуждают возникшие проблемы, корректируют дальнейшую работу. Для обозначения общих «связок» в работе применяются лекции учителя. Эта система занятий более вариативна, чем предыдущая, поскольку предполагает выбор учениками доминирующих видов их деятельности. 5.Структура занятий опирается на технологические этапы создания и развития эвристической образовательной ситуации: на первых занятиях происходит обеспечение мотивации деятельности, постановка проблемы; затем организуется индивидуальное или коллективное ее решение, демонстрация и обсуждение полученных результатов; после этого изучаются культурно-исторические аналоги, формулируются результаты, проводится рефлексия и оценка деятельности. 7.Учащиеся группами и/или индивидуально выбирают творческие задания по общей теме, над которыми работают по индивидуальным программам как в школе (в лаборатории, мастерской), так и вне школы (дома, в библиотеке). Ученики пишут сочинения, выполняют исследования, изготавливают технические конструкции. Регулярно по общему расписанию проводятся коллективные занятия, на которых рассматриваются основы темы, заслушиваются отчеты о выполнении программы.
Проект 5-9 класс Проектная деятельность учащихся-компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя. Проектная деятельность предполагает предварительный выбор учеником темы (у учетом рекомендаций учителя); составление плана, изучение литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защиту в виде устного выступления школьника с краткой характеристикой работы, ответы и вопросы по теме проекта. Выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенд, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, озвучить видеофильм, привлечь родителей, представителей социума, организовать встречи с интересными людьми, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело. Основные этапы технологии проектного обучения: 1.Поисковый: Поиск и анализ проблемы; Выбор темы проекта; Планирование проектной деятельности по этапам; Сбор, изучение, обработка и анализ информации по теме проекта. 2.Конструкторякий Поиск оптимального решения задачи проекта; Составление проектной документации. 3.Технологический Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых инструментов, материалов и оборудования; Выполнение запланированных операций. Заключительный Оценка качества решения задачи; Анализ процесса и результатов выполнения проекта; Изучение возможности использования результатов проектирования
Технология коллективной мыслительной деятельности 8-9 класс Сущность технологии коллективной мыслительной деятельности заключается в том, чтобы развивать ученика, его потребности, и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно. Технология коллективной мыслительной деятельности состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на четыре основных такта. Структура проблемной ситуации Первый такт – ввод в проблемную ситуацию: постановка Проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения. Функция: актуализация противоречий, определение внутренних целей, реальных способов деятельности. Начальная точка выращивания внутренних целей Второй такт – работа по творческим микрогруппам. Функция: разрешение противоречий, выращивание внутренних целей, формирование способов деятельности, выработка индивидуальной, коллективной позиции по изученной проблеме. Педагог при организации учебного процесса так формирует творческие группы, чтобы в них были: лидер-руководитель, лидер-генератор идей, функционеры, оппозиционеры, исследователи и т.д. Микрогруппы подвижны, их подбор определяется каждый раз целями, потребностями педагога и обучаемых. В микрогруппах происходит постоянная смена руководителей (через 3-4 занятия), что создает условия для развития организаторских умений у всех обучаемых. Обучающиеся самостоятельно изучают литературу, проводят исследования, творчески оформляют результаты самостоятельной деятельности; составляют графики, рисунки, пишут стихи, сочиняют песни, юмористические зарисовки – показывают все, на что они способны при постижении изучаемого материала. Третий такт – окончание рабочего процесса, общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиций. Функция: формирование коллективных и личных позиций на основе сравнения их с научной (окончание выращивания внутренних целей), выработка общественного мнения о работе творческих групп, отдельных личностей, коллектива в целом. На этом этапе педагог нацеливает творческие группы на доказательство истинности своего решения учебной проблемы. Каждая группа объявляет и активно отстаивает свою позицию. Возникает дискуссия, высказываются разные, порой противоположные точки зрения, проверяются на основательность аргументы сторон. Требованием обоснованной, логичной аргументации педагог приводит обучаемых к верному решению учебной проблемы. Четвертый такт – рефлексия и определение новой проблемы, направления процесса дальнейшего познания.
Развивающее обучение 5-9 класс В основу технологии обучающего обучения легли следующие гипотезы: Детям, с дошкольного возраста доступны многие общие теоретические понятия: они понимают и осваивают их раньше, чем учатся действовать с их частными эмпирическими проявлениями. Возможности ребенка к обучению и развитию огромны и не до конца используются школой. Возможности интенсифицировать умственное развитие лежат, прежде всего, в содержании учебного материала, поэтому основой развивающего обучения являются производными от содержания. Повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка. Цель РО: сформировать у ребенка определенные способности по самосовершенствованию, обеспечить условия для развития как самоизменяющегося субъекта обучения (иметь потребность в самоизменении и удовлетворять ее посредством обучения). Содержание обучения: Система научных понятий, обеспечивающих осмысленность ученических исследований и практических умений и определяющая принципы построения тех действий, способами осуществления которых предстоит овладеть ученику. Формы организации и взаимодействия педагогов и учащихся: Организация коллективно-распределительной деятельности между учителем и учениками в процессе поиска способов решения учебно-исследовательских задач. Основная форма работы – учебный диалог в ходе поисковой исследовательской деятельности. Методы обучения: Поисково-исследовательский метод, основанный на деятельностном подходе, направленный на преобразование предмета исследования, открытие общего и выведение из него частного через решение учебных задач.
Обучение как учебное исследование 7-9 класс Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти учащихся гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде. А умственная деятельность ученого является той же самой, что и умственная деятельность пятиклассника, пытающегося осмыслить закономерности языковых отношений. Учитель, предлагая детям заняться на уроке «научным» исследованием, создает ситуацию поиска научного знания, при которой ребенок учиться осмысливать факты, явления, идеи, и делать собственные выводы. Основные этапы модели: Столкновение с проблемой; Сбор данных («верификация»); Сбор данных (экспериментирование); Построение объяснения; Анализ хода исследования; Выводы. Основные процедуры учебного исследования: Знакомство с литературой; Выявление (видение) проблемы); Постановка (формулирование) проблемы; Прояснение неясных вопросов; Формулирование гипотезы; Планирование и разработка учебных действий; Сбор данных (накопление фактов, наблюдений доказательств); Анализ и синтез собранных данных; Сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений; Подготовка и написание (оформление) сообщения; Переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы; Проверка гипотез; Построение сообщений; Построение выводов, заключений.

 




double arrow
Сейчас читают про: