В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОУ система мониторинга ориентирована на выявление образовательных достижений воспитанников. Данная система направлена на:
а) построение педагогического процесса с учетом целей дошкольного образования;
б) решение задач:
- формирования программы;
- анализа профессиональной деятельности;
- взаимодействия с семьями;
в) изучение характеристик образования детей в возрасте от 1,5 до 8 лет;
г) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования.
Особенностями системы оценки являются:
-комплексный подход к оценке результатов образования (оценка личностных результатов);
-использование планируемых результатов освоения основной образовательной программы в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
-оценка успешности освоения содержания образовательных областей на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в различных видах детской деятельности;
-уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их.
Формы представления образовательных результатов:
- журнал учета реализации образовательной программы;
- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в освоении образовательных областей;
- результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств воспитанников.
Педагогическая диагностика
Реализация образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и (или) специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В соответствии с ФГОС ДО планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования основаны на целевых ориентирах (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) и описывают качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.