Точка зрения современной медицины на стресс

Теоретическая часть занятия

История создания учения о стрессе

В последние десятилетия двадцатого века в повседневной жизни все чаще употребляется слово «стресс». Так называют напряженное психологическое состояние, возникающее у человека при сильном эмоциональном потрясении.

       Между тем ученые вкладывают в это слово несколько иной смысл. Что же такое стресс? Открытие этого биологического явления происходило в то время, когда известный канадский биохимик Ганс Селье (1907–1982) был студентом медицинского факультета Пражского университета. Работая в университетской клинике, он обратил внимание на то, что самые первые признаки у разных инфекционных заболеваний одинаковы: слабость, боли в суставах, потеря аппетита, апатия. Различия в симптомах болезней – их специфика – появляются позже. Именно отличительные признаки позволяют врачу поставить точный диагноз – установить, какая болезнь у пациента. Поэтому в медицине основное внимание всегда уделялось специфическим симптомам, свойственным лишь данному заболеванию. Тому факту, что все болезни начинаются практически одинаково, не придавалось должного значения. Только свежий взгляд позволил Гансу Селье увидеть проблему там, где ее никто не замечал. Студент поделился своими мыслями с преподавателем, и встретил полное непонимание.

       К этой проблеме ученый вернулся через десять лет, когда он уже работал в Канаде. Изучая действие различных веществ на животных, биохимик установил закономерность, подобную той, что озадачила его в студенческие годы. Оказалось, что какое бы вещество ни вводилось животным, вначале на физиологическом уровне оно вызывало схожую реакцию. Симптомы всегда были одни и те же. Селье назвал такую реакцию организма общим адаптационным синдромом, или синдромом биологического стресса, сокращенно – стресс. Эксперименты показали, что общий адаптационный синдром – это реакция организма на любое изменение внешней или внутренней среды.

       Порождающие стресс факторы ученый назвал стрессорами. Ими могут быть перепады температуры, инфекции, травмы, физические нагрузки, умственная работа, сильное нервное возбуждение. Селье сделал вывод, что стресс – это глобальное биологическое понятие, применимое ко всему живому; его постоянно испытывают и одноклеточные организмы, и растения, и животные, и, конечно, человек. В 1936 году Г. Селье опубликовал результаты своих исследований.

Влияние стресса на живой организм

Стресс имеет три фазы развития. Сразу же после воздействия на организм какого-либо стрессора возникает реакция тревоги, она характеризуется резким снижением уровня сопротивляемости. Однако постепенно организм начинает мобилизовывать свои ресурсы: вырабатываются гормоны, антитела, т.е. принимаются необходимые физиологические меры для нейтрализации стрессора. Такая стадия может длиться несколько часов или суток. В том случае, когда защитным силам организма удается справиться с возникающим дисбалансом, начинается фаза адаптации. Уровень сопротивляемости организма восстанавливается. Но при воздействии очень сильного стрессора в течение длительного времени может наступить необратимое истощение организма, влекущее за собой смертельный исход. Возникали вопросы: «Почему же после стадии адаптации, когда организм приспособился к изменившимся условиям, может наступить фаза истощения?» Селье предложил объяснение: у всех живых существ имеется некий резерв адаптации – адаптационная энергия, из которого организм черпает силы для приспособления к изменениям, эти силы не беспредельны. По его мнению, запасы адаптационной энергии даются человеку от рождения и постепенно расходуются. После каждого стресса адаптационная энергия восстанавливается, но не полностью, и, таким образом, каждый стресс в большей или меньшей степени опустошает запасы жизненных сил  

«Старение – итог всех стрессов, которым подвергается организм в течение жизни», - полагал Г. Селье. После смерти ученого его последователи обнаружили, что не каждый стресс приводит к необратимому истощению резервов адаптации. Положительный физиологический стресс, который вызывают положительные эмоции, активные физическая и умственная нагрузки, необходим для нормального развития организма. Положительный физиологический стресс полностью восстанавливает энергетические запасы организма.

Практические выводы теории Ганса Селье о стрессе

Селье считал очень важными для людей те практические выводы, которые следовали из его теории:

1) Стресс может оказывать и отрицательное, и положительное воздействие.

2) Положительный стресс, как правило, порождают положительные эмоции, регулярные физические и умственные нагрузки.

3) Отрицательный стресс вызывают отрицательные эмоции, нервное и физическое перенапряжение. «Стресс рухнувшей надежды, - говорил Ганс Селье, - со значительно большей вероятностью, чем стресс от чрезмерной мышечной работы, приводит к заболеваниям».

4) Нейтрализовать отрицательный стресс помогают условия, порождающие положительный стресс, например физические нагрузки.

Положительный стресс обычно более благотворно влияет на организм, чем полный покой. Известно, что лучший отдых – это смена деятельности. Например, если не решается задача, нужно сделать перерыв для физической нагрузки, которая вызовет положительный стресс. Он поможет восстановить силы и нейтрализовать действие отрицательного стресса. Ганс Селье указывал, что здоровье и запас жизненных сил человека во многом зависят от его увлеченности своим делом. Подневольный труд может оказать более негативное воздействие на организм, чем нелегкая, но сознательно выбранная работа, которая приносит человеку удовлетворение.

 

Точка зрения современной медицины на стресс

Современная медицина подтверждает, что причиной стресса могут быть большие физические и эмоциональные нагрузки. При стрессе уровень гормонов надпочечников повышается, а когда обстановка нормализуется – падает, организм расслабляется. Если стресс длится долго и повторяется часто, уровень гормонов постоянно высок.

Основные симптомы стрессовой реакции организма: рассеянность, повышенная возбудимость, постоянная усталость, плохой ночной сон и аппетит, ухудшение памяти, возможно возникновение психосоматических болей в области головы, спины, желудка. Стрессом могут быть вызваны такие заболевания, как гипертония, сердечные приступы, расстройства пищеварения, ожирение. Стресс ослабляет иммунную систему.

Современная медицина советует людям, страдающим от стрессов, научиться саморегуляции своего эмоционального состояния с помощью занятий аутотренингом, медитацией, йогой, физическими и дыхательными упражнениями. Если нельзя изменить события, ведущие к стрессу, необходимо изменить реакцию человека, его субъективную оценку данной ситуации.

Практическая часть занятия: изучаем и опробируем методы снятия нервного напряжения

Методы саморегуляции

            Под саморегуляцией, прежде всего, имеется в виду умение ребенка или подростка контролировать и при необходимости изменять свое эмоциональное, психофизическое состояние, поведенческие реакции, мысли на более позитивные. В рамках наркопрофилактики и профилактики суицида роль сформированности навыков саморегуляции (причем и для ребенка и для взрослого) весьма значительна. Большинство внутрипсихологических факторов риска развития зависимого поведения могут быть уменьшены с помощью приемов саморегуляции.

       Для регуляции собственного состояния можно использовать психологические техники, специальные физические и дыхательные упражнения, массаж, самомассаж.

       Многие приемы саморегуляции построены по принципу системы психотехнического действия, т.е. действия по изменению собственного психического состояния за счет выполнения определенных техник. Например, для контроля над собственными негативными аффективными высказываниями в ситуации, когда они не приемлемы, можно использовать психотехники «Счет до 10», «Набрать в рот воды»: внимание смещается с эмоций, мы внутренне не убеждаем себя успокоиться, а просто размеренно считаем или представляем воду у себя во рту, а в результате успокаиваемся. За счет использования психотехники происходит овладение различными аспектами своей психики, сознания, поведения, в результате значительно повышается произвольность, психические процессы становятся более осознаваемыми, соответственно их легче контролировать.

       Владение навыками саморегуляции, оказания самопомощи помогает человеку нейтрализовать стрессовые ситуации в момент их возникновения, конструктивно справиться с уже возникшим напряжением, пережить неприятные эмоциональные моменты (обида, подавленность, гнев, страх, тревога). Поэтому необходимо обучать школьников основам саморегуляции, так как ее можно считать основным условием эмоциональной устойчивости, значимым фактором поддержания физического и психологического здоровья.

       Любой навык формируется путем специальных тренировок через автоматизацию психотехнического действия, но затем легко включается в нужный момент, поэтому для выработки и овладения навыками саморегуляции требуется тренировка в течение некоторого времени.

       Какой же должна быть идеальная методика борьбы с ежедневными стрессовыми ситуациями? Первое требование к ней – короткое время. Люди, столкнувшись с расстройством своих планов, часто имеют не более трех минут, или меньше, чтобы прийти в себя. Идеальная методика должна быть свободна от каких-либо побочных негативных эффектов. Она не должна снижать уровень энергетики или влиять на мотивацию. Она должна позволить почувствовать себя раскованным и в то же время собранным.

       Существует ряд способов, которые могут быть охарактеризованы как умение выбросить из головы. Они позволяют быстро снять напряжение и перейти к активным позитивным действиям. Таким образом, «выбросить из головы» означает быстрое и целенаправленное снятие эмоционального напряжения.

       Во-первых, это релаксаторы, которые действуют по линии снятия ослабления физического напряжения. Человек почти всегда чувствует себя лучше, после того как расслабились его мышцы.

       Во-вторых, это приемы, отвлекающие внимание, которые работают по следующей схеме: отвлечься от своих проблем; полностью переключить внимание на что-либо совершенно постороннее.

       В-третьих, это приемы, избавляющие от напряжения, которые «работают» разнообразными способами. Они обладают эффектом так называемого «спускового крючка», который быстро снимает не только мышечное напряжение, но и эмоциональное разочарование. Используя эти приемы, человек испытывает ощущение, как будто с его плеч свалилась какая-то тяжелая ноша.

       Самоуспокоение при помощи позитивных идей – один из приемов начала расслабления. Поощрение себя самого, напоминание себе о своих предыдущих успехах тоже помогают справиться с возникшим напряжением. Память о том, как мы преодолевали свои неприятности в прошлом, увеличивает наши шансы справиться с ними и в настоящем.

       Избирательность мышления – это ключ к тому, чтобы справиться с болезнью и хронической физической болью. Несомненно, медицинская помощь чрезвычайно важна, но иногда боль в суставах или иное хроническое недомогание не проходят и после приема лекарственных препаратов, и даже после операции. Мы можем научиться противостоять хроническому дискомфорту, если сфокусируем свое внимание на чем-то позитивном в нашей жизни.

Могут помочь следующие фразы: «Я могу наслаждаться каждым днем своей жизни, даже если чувствую себя неважно», «Физическое недомогание – это только небольшая часть моей жизни».

       Один из эффективных приемов саморегуляции – это аутотренинг, однако он требует особой подготовки и более длительного времени. Более простой способ, который можно применять с этой целью – самонастрой. Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:

  • Сейчас я почувствую себя лучше.
  • Я могу полностью расслабиться, а потом полностью собраться.
  • Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
  • Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
  • Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякие беспокойства.
  • Чтобы не случилось, я постараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы избежать стресса.
  • Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: