Анализ издержек в краткосрочном периоде позволяет предпринимателям оптимально решать тактические задачи фирмы. Стратегические задачи фирмы решаются в долгосрочном периоде. Долгосрочный период — это временной интервал, достаточный для количественного изменения всех производственных факторов. Значит, издержки в долговременном периоде могут быть только переменными. Все издержки фирмы в долгосрочном периоде рассматриваются как средние издержки без деления их на постоянные и переменные.
В долгосрочном периоде важным моментом является эластичность факторов производства. Если количество применяемых факторов изменяется в одинаковой пропорции, то имеет место изменение масштаба производства. Средние издержки в долгосрочный период по мере расширения производственных мощностей сначала снижаются, а затем начинают расти. В экономике это явление называют эффектом масштаба. Он может быть положительным, отрицательным и постоянным. Эффект масштаба в значительной степени зависит от применяемой технологии.
|
|
Положительный эффект масштаба производства имеет место тогда, когда объем производства растет быстрее, чем изменяется его масштаб. Это эффект массового производства. Данный эффект обусловлен факторами, которые действуют в направлении снижения средних издержек производства: специализация труда рабочих; специализация труда управленческого персонала; эффективное использование капитала.
Постоянный эффект масштаба производства означает пропорциональное изменение объема производства и масштаба.
При отрицательном эффекте масштаба производства объем производства растет медленнее, чем объем используемых ресурсов. Возникновение отрицательного эффекта в основном связано с трудностями в управлении крупномасштабными предприятиями.
Таким образом, выбор оптимального размера предприятия будет зависеть от того, какая ситуация складывается с долгосрочными средними издержками. Если наблюдается тенденция их снижения с увеличением объема выпуска и если этот временной интервал продолжителен, то наиболее эффективны будут крупные фирмы. Если положительный эффект масштаба производства быстро исчерпывается и вступает в действие отрицательный эффект масштаба, то преимущество будет за небольшими фирмами.
Следовательно, эффект масштаба производства определяет конкурентоспособность как каждой отдельной фирмы, так и отрасли в целом.