Нас Партия великая ведет 2 страница

Юлка мягко, со смешком, оттолкнул от себя юношу.

– Придумаешь же – гаечки… Ну, на броневике Владимир Ильич стоял, это каждый знает. А какие у той машины были устройства, – кому интересно? Подняли Ленина повыше, чтобы со всей площади народ его видел – вот и всё устройство! А ты про гайки…

Но Алеша стоял на своем:

– Оскар Оскарович, я всё это понимаю… И представляю себе, как слушали Ленина… Но неужели так‑таки никто и не разглядел броневика? Разве это может быть?

Юлка пожал плечами.

– Послушай меня. Выступал Ленин. Речь его с броневика – это было открытие нового мира для трудящегося человечества! Понял? А ты опять про пустяки. На площади было десять тысяч человек. Пойди к каждому и спроси: «Ленина слушал?» – «Слушал». – «Куда глядел – может быть, под ноги Ильичу, на броневик, на гаечки?» Иди, иди, Альоша, спрашивай, если хочешь, чтобы десять тысяч человек посмеялись над тобой!

Алеша опешил. Рухнули надежды установить через Юлку какие‑либо приметы броневика. «Десять тысяч человек посмеются над тобой». А если вдобавок посмеется и академик Щуко… Где же искать помощи?

Юлка встал и с крайне озабоченным видом быстро заходил по комнате.

– Оскар Оскарович, – сказал Алеша. – Броневик могут уничтожить утильщики, и я заявляю это вам, как старому большевику!

Юлка перестал бегать по комнате.

– Какие утильщики? – переспросил он в недоумении. – Что такое?

Алеша рассказал про опасения, родившиеся в кругу его друзей.

– Надо запретить утильщикам трогать старые броневики!

Старик мягко подтолкнул вскочившего со стула юношу обратно на его место.

– Утильщики, Альоша, на это не согласятся.

– Как не согласятся? Да как же они посмеют не согласиться! Ведь исторический броневик…

Старик присел на диван.

– У каждого предприятия, Альоша, государственный план. Советские утильщики – это тоже предприятие. Они собирают железный лом для сталелитейных заводов. И никто им не позволит уменьшить план.

– Оскар Оскарович, но уменьшить ведь только на один броневик! В конце концов можно обратиться в правительство!

Юлка опустил глаза, промолчал, потом опять посетовал на скульптора, который по рассеянности не предупредил его, сколь важный предстоит разговор. Он опять стремительно заходил по комнате; видимо, это помогало ему думать.

И внезапно хлопнул Алешу по плечу:

– Подожди горевать. Нам надо найти одного человека.

Юлка многообещающе улыбнулся.

– Оскар Оскарович!.. – Алеша в волнении схватил старика за руку. – Вы что‑то придумали? Кто он? Где этот человек?

– О, – сказал Юлка, – этот знает приметы. Не может не знать. Садись рядом… – И он перетащил парня со стула к себе на диван. – Это шофер, который сидел в броневике за рулем третьего апреля семнадцатого года…

– Когда Ленин говорил с броневика? – изумился Алеша. – И он жив?

– Да, этот товарищ жив, – сказал Юлка, доставая клетчатый платок и принимаясь вытирать лоб и лысину. Он улыбался, довольный результатом своих изысканий. И только внезапно задрожавшая рука его, водившая платком, обнаружила, каких затрат душевных сил потребовало от него свидание с пытливым юношей.

– Вася Прокатчик, – назвал Юлка шофера. – Только это не партийная кличка, – объяснил он. – Товарищ тогда был беспартийным. Мы, подпольщики, предположили тогда, что прокатчик, – значит, парень с завода, у прокатного стана катает рельсы, балки. Оказалось, тоже нет… А надо было знать человека, как же его иначе допустить к Ленину, да еще с броневиком!

Из рассказа Юлки перед глазами Алеши постепенно вставал очень своеобразный человек.

Еще в царское время, когда в Петербурге автомобили были редкостью, этот человек уже ездил шофером. Работал он «на прокате». Автомобилями для проката в ту пору назывались такие, которые можно было нанимать, как теперь нанимают такси. Стоянка этих машин была на Невском, вдоль Гостиного двора. Напоминали они различные экипажи того времени, только без оглобель: кареты, коляски, пролетки, брички. Каждая машина для привлечения публики раскрашивалась на свой лад, но особенная пестрота была в названиях марок автомобилей: «Губ‑Мобиль», «Ваксхол», «Гагенау», «Пирс „Арроу“», «Делоне‑Бельвиль», «Жермен‑Штандарт» и даже бутон был – «Дедион‑Бутон».

Извозчики люто ненавидели шоферов за то, что те клаксонами пугали лошадей, и в особенности за то, что отбивали седоков. Шоферы презрительно называли извозчиков «гужбанами», а те отвечали им: «Керосинщики», «Самоубивцы!» (на машинах иногда происходили взрывы). Споры между представителями обоих видов транспорта нередко завершались людными драками возле трактиров на дальних улицах столицы.

Вася Прокатчик – о нем речь – не плошал ни в сложных взаимоотношениях с извозчиками, ни за рулем машины. И уж, если веселая компания решала прокатиться так, чтобы дух захватывало, требовали Васю Прокатчика. Так его и звали все – и друзья, и недруги, и пассажиры; да едва ли и хозяин, на которого он работал, интересовался его настоящей фамилией. Вася Прокатчик – этим всё сказано: мастер своего дела, широко известный столичной публике – золотой человек на прокате! Такой всегда принесет настоящую выручку. Содержатели прокатных автомобилей заискивали перед ним, переманивая выгодного работника друг у друга, а Вася нигде не дорожил местом: наскучит ему хозяин, поругается он с ним, сбросит с себя хозяйскую одежду с золотыми шнурочками и пуговками и уйдет к другому. Заломит из озорства такую себе цену, что жадного купца в дрожь кинет; но раскошеливается: упустить Васю, как тот ни дорожится, – всё равно убыток.

Познакомился Оскар Оскарович с Прокатчиком в 1917 году в солдатском госпитале. Еще до февральского переворота Юлка захаживал туда под видом вольного сапожника. Как раскроет, бывало, свой сундучок, так и сбредаются от скуки со всех сторон раненые. Принимается он за мелкие починки для солдат, а разговор, между тем, клонит туда, куда и полагается клонить большевику‑подпольщику.

Приходит однажды Юлка в госпиталь – на воротах уже красные флаги, тут и сундучок ни к чему, – поднимается в хирургическое отделение, а из палаты – шум, крики. Ходячие раненые в коридоре пересмеиваются: «Новичок появился сильно куражливый… Из бронечасти. Видать, боевой!»

Юлка увидел на койке чернобрового парня с горячими выпуклыми глазами. Усики – два шильца – топорщились, как бы предостерегая: «Не приближайся, уколю!» Он лежал такой длинный, что, вытянувшись, упирался ногами и головой в спинки кровати, прогибая на них облупленные железные прутья.

Прокатчик хоть и лежал пластом, но ругался на чем свет стоит, не слушая оправданий стоявшего перед ним толстого смотрителя.

– Это щи, по‑твоему?… – Раненый норовил дотянуться до фаянсовой миски на табурете, но смотритель, опережая его, испуганно отодвигал табурет всё дальше от койки; силы оставляли раненого, и он с перекошенным от боли лицом падал обратно на постель. – Где моя порция мяса? Врешь, что не доглядел. Сам сожрал!.. – Наконец он заскулил тоненько и пронзительно, будоража весь госпиталь: – Карау‑ул… Во‑рую‑ют… Кругом чисто обирают солдата!..

Раненые угрожающе зашумели.

Тут смотритель, подобрав полы халата и втянув голову в плечи, пустился наутек.

– А почему, Василий, так получается? – спросил однажды Юлка, подсаживаясь к бунтарю. – Пошевели‑ка мозгами. Или в голове у тебя только и булькает похлебка?

Василий вспылил – да чуть не в драку. А кожевник, усмехаясь, протянул ему свою руку – всего только лишь для обозрения.

Забияка был озадачен силищей в руке маленького коренастого человека. Разговорились. А из откровенного разговора двоих – солдата и рабочего – родилось взаимное доверие… Теперь уже можно было просвещать человека.

Труднее всего пришлось агитатору, когда он стал воспитывать Прокатчика в понятиях большевистской дисциплины. Этот питерский ухарь отстаивал с пеной у рта свое право на личную свободу. Когда же Юлка спрашивал, что понимает его друг под личной свободой, – тот чертыхался и, надувшись, вообще переставал разговаривать.

А при очередной встрече нетерпеливо справлялся у Юлки, есть ли большевистская газетка, и, получив утвердительный ответ, отводил агитатора в укромный уголок и в восторге смотрел, как тот, с ловкостью циркового фокусника, извлекал газеты, брошюры, листовки из самых разных мест своего полурабочего‑полусолдатского костюма. Тут же вся эта литература незаметно для постороннего глаза расходилась по рукам.

Юлка работал среди сотен раненых в госпитале, но особенное внимание он уделял Прокатчику: чутье старого подпольщика подсказывало ему, что этот беспокойный человек может стать ценным работником в партии. Надо только не пожалеть труда для его воспитания.

Шло время. Солдаты в госпитале поправлялись. Калек отпускали с сумой на все четыре стороны, а годных опять посылали на фронт.

Смотритель согнал с койки и Василия.

– В команду выздоравливающих! Воевать, брат, будем – слыхал, что говорят господа министры? – до победного конца. Значит, без тебя, головореза, там не обойдется… Марш! Или слова не доходят до тебя? – И забрал у него одеяло.

Василий не полез в драку со смотрителем. В голове у него была уже не похлебка. Большевик‑агитатор научил его многое понимать.

Ушел Василий в команду выздоравливающих, где разминали людей гимнастикой к строевыми занятиями, возвращая им сноровку и ловкость, необходимые в бою.

Уже потекли весенние ручьи, и месили солдаты на плацу своими казенными сапогами снежную кашу. Оркестра не надо – воздух из дырявых сапог флейтами высвистывает!

Однажды, во время солдатской перекурки, Юлка заглянул на плац. Обрадовался Прокатчик другу и поспешил к воротам.

Шепчет Юлка: «Как у тебя тут… не напроказил еще?»

А тот скалит зубы и черный ус в проволочку скручивает:

– Небось, видел – на правом фланге шагаю. Направляющим поставил офицер!

– Тогда проси увольнительную. Воскресенье сегодня.

– А у нас, – отвечает шофер, – календарь в казарме не висит.

Юлка опять:

– Так ведь пасха!

– Вот нам и делают прогулку для светлого праздничка!

Выламывается Прокатчик у ворот, скрывая от приятеля досаду и злобу на свою солдатскую долю, и в то же время понимает, что зовут его неспроста.

Повернулся обратно, затопал, разбрасывая грязь, строевым шагом. Подошел к офицеру, откозырял, каблуками прищелкнул. Изложил по уставу свою просьбу.

Зевнул офицер и выругался последними словами – только не на исправного Василия, а на всю эту мокрую канитель на плаце.

– Чорт с ним! – говорит. – Пусть выговор дают. У людей праздник. В конце концов я тоже человек!

И отпустил солдат в казарму сушиться. А Прокатчику дал увольнительную.

Юлка и Прокатчик пошли от ворот по улице, спеша миновать унылый кирпичный корпус казармы, свернули в переулок и только здесь остановились для передышки.

Прокатчику не терпелось узнать, куда его ведет с таким таинственным видом агитатор. Поэтому он изобразил на лице ленивую скуку.

– На карусели, что ли, покрутиться… – прошамкал он сквозь зевоту. – Айда на Марсово поле! Сегодня там у балаганов, наверное, звон‑трезвон!

Пойдем, только не туда, – многозначительно сказал Юлка, и Прокатчик послушно зашагал за ним, ни о чем не спрашивая.

Сели в трамвай. Сошли на Садовой и повернули пешком на Инженерную.

Дом № 11. Михайловский манеж. Помещение солдату известное: тут в боевой готовности стояли броневые машины Петроградского гарнизона. У ворот – часовой.

– Приготовься… – шепнул Юлка Прокатчику и направился к часовому. Прокатчик не понял, к чему надо готовиться, но это было только мгновение; человек находчивый, он тут же отпрянул назад, чтобы выйти из поля зрения часового, и, развернув плечо, приготовился ударом кулака сбить его с ног. Но, к полному изумлению Прокатчика, часовой не преградил путь агитатору и не схватился за свисток, чтобы поднять тревогу, а, поспешно шаркнув, посторонился перед Юлкой и, держа в одной руке ружье, другой распахнул калитку.

…Юлка поднял голову и посмотрел через окно мастерской на светлое июньское небо. Рассеянно спросил, который час. Алеша глянул на часы и не посмел назвать время: близилась полночь… Юлка вопроса не повторил.

– Было это, – заговорил он снова, – утром в воскресенье. Господа офицеры после заутрени и разговен изволили крепко почивать, в манеже никого из них не было, и это очень облегчило нашу задачу. Очень!

Алеша слушал, что было дальше. Броневик, выведенный из манежа, пошел по городу. В те дни ничего необычного в этом не было. Следовало, однако, опасаться встречи с патрульными бронемашинами, что могло кончиться плохо. Прокатчик, сидя за рулем, пытался гнать машину, чтобы скорее убраться с улиц, заполненных праздничной толпой; Юлка умерял его пыл, потому что быстрой ездой можно было навлечь на себя подозрение.

Только на Петроградской стороне, удостоверившись, что нет погони, шофер стал спокойнее.

Миновав Троицкий мост через Неву, поехали по Большой Дворянской и, выждав, когда поблизости не оказалось прохожих, проворно свернули в узкую и тихую улочку – Малую Дворянскую.

Юлка показал на красный кирпичный дом с правой стороны. «К девятнадцатому номеру, – распорядился он, – и в ворота!»

Здесь находилась мастерская, куда свозили для ремонта подбитые на фронте броневые автомобили. Таких мастерских в Петрограде было несколько. Но переждать время удобнее всего было на Дворянской: отсюда рукой подать до Финляндского вокзала.

Солдаты‑мастеровые живо упрятали броневик среди других, расставленных во дворе и под крышей, машин.

Весь день до вечера мастеровые хлопотали около пришедшего броневика, выверяя механизмы и вооружение машины. Прокатчик работал вместе со всеми, удивив Юлку своей выдержкой: парень ни разу не спросил, что за подготовка и для чего она.

В назначенное время броневик, укомплектованный боевым припасом, с необходимым количеством бойцов под броней, отправился в свой почетный исторический рейс…

Оскар Оскарович закончил рассказ. Когда он запирал снаружи дверь в мастерскую скульптора, Алеша сказал:

– Я бы даже сейчас съездил к Васе Прокатчику… Хотя и поздно немножко. Но мы же с вами не спим, – значит, и он, может быть, не спит. А как, интересно, его настоящая фамилия?

Юлка не ответил, а только еще усерднее забрякал ключом, нащупывая в темноте замочную скважину.

– Давайте я посвечу, Оскар Оскарович.

– Тут нельзя зажигать спички: кругом декорации.

– Ну, разрешите, может быть, мне удастся запереть.

– Ничего, я сам…

Алеша еще не догадывался, почему вдруг возникла такая возня с запором. Наконец дверь всё‑таки заперлась. Невзначай.

– Дурная подпольная привычка, – сказал Юлка со вздохом, – не спрашивать у людей настоящей фамилии…

– Ка‑ак!.. – воскликнул Алеша и тут же всё понял. Но, может быть, вы скажете его адрес… – прошептал он умоляюще.

– И адреса нет… Но ничего! – Юлка поспешил перейти на бодрый тон: – Ничего… Не падай духом. Найдем Васю Прокатчика. Я его в прошлом году встречал!

 

* * *

 

В райкоме комсомола, куда Алеша забегал всякий раз, когда ему удавалось еще и еще что‑нибудь узнать о броневике, однажды сказали:

– Знаешь что, Саввушкин… Разведку ты неплохую сделал, но в одиночку станешь искать – дело гиблое: из сил выбьешься и бросишь. Надо тебе обратиться к Крюкову. Это бывший красногвардеец, механик одного из автогаражей.

Алеша позвонил у подъезда, когда, по его расчетам, человек уже должен был возвратиться с работы, пообедать, отдохнуть.

Послышались ленивые шлепающие шаги, грохнула откинутая цепочка, и на площадку выглянул крупный, массивный человек в майке, с голой шеей и голыми руками, по виду стареющий боксер.

В комнате Крюков указал юноше на стул, сам сел напротив и, пока Алеша, волнуясь, объяснял цель своего прихода, смотрел на него долгим изучающим взглядом.

– И ходят, и ходят… – сказал он ворчливо. – Каждому, вишь ты, загорелось найти броневик…

За разведанные приметы броневика Крюков Алешу похвалил, но тут же сказал, что по двум приметам броневик не сыщешь.

– Потрудился ты – это хорошо, – сказал красногвардеец. – Только приметы – это для нас не задача. Приметы броневика все собраны.

И, словно не видя изумления юноши, добавил: «Дай‑ка листок бумаги, я тебе нарисую этот броневик во всей красе».

Крюков стал рисовать машину и одновременно рассказывать о ней.

– Видишь ли, какое дело‑то… – начал Крюков; он задумался и крепко поскреб в кудрявой голове. – Короче сказать, – продолжал он, – автомобиль в 1915 году впервые пошел на войну. Значит, новобранец. Ну, а новобранца, сам понимаешь, пришлось и обуть‑одеть по‑военному.

Алеша узнал, что для боевого автомобиля были изготовлены специальные шины. Обычные, надутые воздухом, не годились: попадет пуля или осколок снаряда – вот и спустила камера, дальше не двинешься, – значит, и всему автомобилю конец, разнесет его вражеская артиллерия.

Поэтому ободья колес обтянули массивными резиновыми полосами. Эти специальные шины, получившие название «гусматических», уже не боялись пробоин; больше того, пробоина сразу же затекала клейкой резиновой массой, то есть рана на шине как бы сама собою заживлялась.

– Полдела сделано, – продолжал Крюков, – новобранец обут. Стали придумывать для автомобиля военную одежду. Кузов гражданской машины долой, – и порешили сшить для бойцов броневую рубашку, одну на всех, артельную. «Броневая рубашка», заметь, – это технический термин, а кто сочинил его – уж и не знаю: солдаты ли, рабочие ли. Короче сказать, в новых сапогах да в рубашке и появился на свет бронированный автомобиль.

– Гляди, что было. – Он сделал на бумаге первый набросок броневика. – Не очень‑то такая уродина порадовала солдат. Вон как бестолково поставили конструкторы башни. Дело, конечно, было новое… И стрелок ведь не сразу попадает в яблочко; сначала пули у него «за молоком» идут. Так и тут: правильная конструкция – она не сразу в руки дается.

Алеша слушал, как всё это было.

– Начали конструкторы с башен. Когда идут в атаку солдаты, они огнем и штыком помогают друг другу. А когда пустили в атаку броневик, то обнаружилось, что достает врага из пулемета только головная башня. Вторая башня ей не помогает да и не может помочь: она была запрятана позади головной башни. Так трус прячется за спиной товарища.

Требовалось вытащить эту башню из‑за спины головной, чтобы обе стояли лицом к врагу и обе бы давали при атаке огонь.

Об этом написали за границу заводчику, доставлявшему в Россию броневики. Но спрос на новинку появился большой, причем из разных стран, и владельцы автомобильных заводов не пожелали считаться с претензиями заказчиков. В Петербург, из Англии через Мурманск, пришла новая партия броневиков. Всё то же самое, да еще вдобавок поставщик подсунул негодные броневые рубашки. Обнаружилось это на полигоне во время пробной стрельбы по броневикам. От винтовочных пуль броня растрескивалась звездочками, как стекло.

Послать такую машину на фронт – значило только погубить людей.

Беде помочь вызвался Ижорский завод, старинный русский завод близ Петрограда. Взялись за дело.

Издавна завод катал броню для кораблей. Но корабельная броня толста, для автомобиля не годится. Автомобиль и с места не тронулся бы под такой броней. А секрета приготовления тонкой брони никто в России не знал.

Ижорцы засели у плавильных печей. Надо было сварить особо прочную сталь, чтобы она и в тонком листе была бы солдату защитой.

Много проб пришлось сделать, кидая в печь добавки из редких и дорогих металлов, но ижорцы добились своего. Был получен броневой лист толщиной с чертежную линейку. Ижорцы сами обстреляли его, и все пули отскочили прочь; на листе остались только едва приметные вмятины.

Слушать Крюкова интересно. Алеша заглядывал через его плечо на рисунок. Нет, это еще не исторический броневик. На бумаге изображен только его предок.

…Вскоре из ворот Ижорского завода выбежал броневик в новенькой, прочной и легкой броневой рубашке. За первым по дороге в Петроград побежал второй, третий, четвертый…

На этих, заново одетых, броневиках теперь и башни стояли по‑новому. Просто раздвинуть башни и расположить их рядом было неразумно: броневик получался слишком плечист и от этого неустойчив. На разбитых фронтовых дорогах он бы постоянно заваливался – то на один бок, то на другой.

Ижорцы раздвинули башни, но в меру: лишь настолько, чтобы пулемет задней башни выглядывал из‑за головной. Иначе говоря, башни на корпусе броневика встали теперь не по продольной оси, а по диагонали. Переставляя башни с места на место, ижорцы, как настоящие мастера, заодно вносили в их конструкцию различные усовершенствования; тут появились и щитки у пулеметных амбразур.

Машины, пробежав от завода пыльной дорогой по высокому берегу Невы, прибыли в Петроград. Здесь, на Инженерной улице, в окружении садов и парков, стоит здание Михайловского манежа. Огромные, в рост ворот, окна освещают его внутреннее помещение. Сюда когда‑то съезжались кавалькады всадников, чтобы практиковаться в верховой езде.

Во время первой мировой войны манеж передали автомобилистам. Теперь, вместо легких скакунов, по кругу, делая упражнения, ходили вперевалку грузные бронированные машины.

Броневики с Ижорского тоже вошли в манеж и перемешались с остальными..

Алеша узнал, что броневиков к 1917 году в России было по меньшей мере две или три сотни, и среди них множество двухбашенных. Броневиков ижорской модели было известно тоже несколько десятков; башни по одному типу, уступом, и все они со щитками. Который же из них?…

– Понимаю, – кивнул Алеша, – этих примет недостаточно.

Рассказ продолжался. Зло посмеиваясь, Крюков заговорил о беспечности начальства в царской армии и о его равнодушии к судьбам страны. Вот, к примеру, Михайловский манеж. Шла война, русские солдаты ходили в атаки на германских, германские – на русских, фронт трагически передвигался вглубь России, – а здесь, под крышей, было полным‑полно машин, позарез нужных фронту. Почему же машины стояли без дела?

Впрочем, на удивление солдатам, военное начальство вдруг пригласило в манеж одного из тех, кого офицеры презрительно называли «шпаками». Иначе сказать, к боевым машинам был допущен штатский…

А случилось вот что. Понакупили за границей броневиков, а шоферов‑то к ним ведь не купишь. Надо иметь своих. Но где же в России шоферы – это была еще редкая и диковинная специальность. Правительство открыло военную школу, чтобы готовить шоферов из грамотных солдат; и начальство помаленьку, с наскоро обученными людьми, отправляло машины на фронт. Но пришел приказ усилить снабжение фронта броневиками, удвоить, утроить! Вот тут и поднялся в манеже переполох.

– Явился этот штатский. – вспоминал Крюков. – Щуплый такой человечек, узкоплечий, в перчаточках, с тросточкой. Машин в манеже полно, стоят как на парад выстроенные; только эти машины даже и не заводят: некому. А в кружочке посредине колесят две или три машины – в каждой по инструктору, а за рулем – по ученику. Вот и вся школа практической езды.

«Маловато у вас инструкторов!» – заметил штатский. А офицеры ему с насмешкой: «Кажется, вас не хныкать сюда пригласили, господин…» Звали этого штатского, – тут же пояснил Крюков, – Михаил Борисович Фокин, но господа офицеры не удостоили обратиться к нему вежливо, как полагается. А Фокину хоть бы что – только усмехнулся. Приглядел он одну из машин, остановился перед ней и снимает перчатки – пальчик за пальчиком – с одной руки, с другой… Засучил рукава да как начал прощупывать в этой машине все потроха; еще повыше рукава, еще поглубже запускает руки – и добрался он до таких закоулков в машине, о которых наши‑то и понятия не имели… Любопытно нам стало, – что это за господин такой? Ну, а солдат ведь до всего дознается. И принесли ребята точные данные, что Фокин этот – первый во всей столице знаток автомобилей, что у него служебный кабинет на Невском, под думской каланчой; да только он не из тех, что сидят за столом да надуваются важностью, а расхаживает человек по гаражам, прививает там культурные порядки; другой раз и на улице перехватит шофера, если тот растрепа и машина у него в неисправности, поделом и взбучку даст… вот какой городской инспектор.

Крюков с явным уважением вспоминал про Фокина, отменного знатока автомобилей. Оказывается, он и перед офицерами не сробел: дал им взбучку за запущенность машин; уличил господ офицеров в техническом невежестве.

– А он жив, инженер Фокин? – заинтересовался Алеша. – Вот бы с ним повидаться!

Крюков помолчал и вздохнул.

– Что я скажу тебе, парень? Тому уже почти четверть века… Не встречал я больше Фокина.

Он потянулся к незаконченному чертежу и пристроил его к колену.

– А теперь гляди, какую реконструкцию сделал Фокин в броневике: два руля поставил, чтобы сажать в машину не по одному ученику, как было, а сразу по два.

Крюков начертил шоферское сиденье и перед ним – два парных руля.

– Вот как было сперва задумано, – объяснил он. – А солдаты, фронтовики, послушав инженера, предложили иначе: «Ставить, мол, два руля, так уж в разных концах машины!» – Вот так…

Алеша посмотрел на сделанную Крюковым поправку в чертеже, вообразил за этими рулями шоферов, которые пытаются гнать машину в противоположные стороны, как бы намереваясь разорвать ее пополам, и рассмеялся.

– Вот, вот, – подхватил Крюков, – и тогда смеялись: мол, балагурят фронтовички! А Фокин порасспросил солдат, подумал и видит, – смешное‑то оборачивается дельным.

Тут Крюков, для наглядности, описал бой броневика.

Шофер в бою видит плохо. Сидит он в глухой броневой коробке, и перед глазами его лишь узкая прорезь в броне. Всё, что он видит, – это участок дороги впереди. Но вот машина вступила в бой. Сейчас же вражеский артиллерист начинает ловить ее на прицел… Взрыв снаряда перед машиной; опять грохот – взрыв позади, причем совсем близко… Положение опасное: машина взята в артиллерийскую «вилку»; третий снаряд, почти наверняка, несет машине гибель. Спасти броневик может только проворство шофера: надо вырвать машину из вилки. Но хорошо, если обстановка позволяет сделать рывок вперед. А если надо дать задний ход? Шофер не видит, что позади! Приоткрыть броневую дверцу и высунуться – подстрелят. Значит, осаживай машину вслепую. Хорошо, если пулеметчик поостережет из башни: «Стой, водитель, в воронку завалишься!» или: «Под задними колесами канава!» Но ведь у пулеметчика на вышке свои горячие дела…

А между тем в броневике есть запасный шофер. Сидит он да мается, потому что в бою без дела тошнее всего. Так ко второму рулю его! Прорезать и для него смотровую щель – пусть глядит назад! Вот тогда машина станет верткой и на переднем ходу, и на заднем – выполнит свой боевой маневр.

Работа была сделана кустарным способом, в солдатской мастерской, причем Фокин установил рули с таким расчетом, чтобы мог действовать либо передний, либо задний, смотря по надобности, но уж никак, разумеется, не оба сразу.

Первая усовершенствованная машина, как запомнилось Крюкову, имела военный опознавательный знак на борту – большую белую двойку.

Чертеж броневика, казалось, был закончен.

Алеша встал.

– Разрешите, Никита Иванович, повторить приметы, – сказал он, бережно свертывая чертежик в трубочку: – Значит, требуется найти броневик, у которого две башни стоят уступом, обе со щитками; в броне две смотровые прорези – передняя и задняя; внутри броневой рубашки, по концам машины, – два руля. Это и будет то, что мы ищем, – так ведь?

Крюков ответил хитровато:

– Не торопись, гляди, близнецов натаскаешь да среди них и заблудишься. Это правда, что Михаил Борисович Фокин оборудовал рулями одну только «Двойку». Но соображай, – солдаты народ переимчивый. Что понравится, – живо каждый и у себя применит.

– Выходит, что двойные рули во многих машинах?

– Правильно. Тогда на них сразу пошла солдатская мода.

Алеша возвратил чертежик и опять стал следить за карандашом. Вот Крюков нарисовал фары – две, как у любой машины, а потом третью, которой обычно не бывает. Эта третья фара, укрепленная на тыльной стене, служила для освещения дороги при заднем ходе и была, насколько знал Крюков, только на «Двойке». После этого Крюков изобразил дверцы – на «Двойке» их пара, и расположены они по обеим сторонам машины: одна для шофера главного руля, против его сиденья, слева, другая на правом борту – для пулеметчиков и шофера дополнительного руля. Перед левой дверцей появилась на рисунке ступенька в виде железного совка. И еще были пририсованы кое‑какие мелочи.

– Теперь всё, – сказал Крюков и отдал рисунок Алеше. – Получай!

Алеша глядел на Крюкова и недоумевал: странно, дал столько ценных сведений, ни с того, ни с сего одарил человека, и что же – вроде как до свиданья!

Обескураженный Алеша поплелся к двери.

– Кру‑гом! – басовито и раскатисто прогремело у него за спиной.

Алеша стремительно повернулся.

– Вот что, – сказал Крюков, – музей Ленина организует экспедицию за броневиком. Позвали меня, наверняка придется ехать. Хочешь со мной?

– Никита Иванович… Я… меня – в экспедицию? Знаете, кого еще надо взять? Васю Прокатчика! – и Алеша рассказал о том, что ему удалось узнать в последние дни.

Крюков вдруг вскочил с дивана.

– Что ты? – загремел он, багровея, и посмотрел на Алешу таким взглядом, что у того перехватило дыхание. – С кем ты якшаешься? Прокатчик… это еще что такое! Я командовал бронеотрядом, он у меня в отряде состоял, этот броневик, с первого дня советской власти. И никаких не знаю… прокатчиков. Понял? Это проходимец какой‑то, из тех, что примазываются к революции! Знаешь, что с такими делают?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: