Глава 5. Организация охраны здоровья 7 страница

В случае смерти несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей, в отношении недееспособного - согласия опекуна.

Информация о наличии волеизъявления гражданина и иных лиц в отношении умершего, несовершеннолетнего, недееспособного, выраженного в устной или письменной форме, заверенной в установленном порядке, вносится в медицинскую документацию гражданина.

Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у трупа не допускается, если медицинская организация на момент изъятия поставлена в известность о том, что данное лицо при жизни либо иные лица (законные представители, родственники) заявили о своем несогласии на изъятие его органов и тканей после смерти для трансплантации (пересадки).

Согласно ст. 8 Закона РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту. Также ст. 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусматривает, что волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти - это пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию;

о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;

быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;

быть подвергнутым кремации;

о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно либо иное не установлено законодательством РФ.

2. В части презумпции согласия на изъятие органов и (или) тканей человека после его смерти определением Конституционного суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 459-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" установлено, что осуществление такого вида медицинского вмешательства, как трансплантация органов и (или) тканей от одного человека к другому, - в условиях возникающей между донором и реципиентом сложной правовой связи и возможного конфликта их интересов - предопределяет содержание правового регулирования в данной сфере, которое должно учитывать, в том числе, нравственные, социальные и иные аспекты этого вида медицинского вмешательства. Суд отметил, что оспариваемая в запросе Саратовского областного суда статья, содержащая формулу презумпции согласия на изъятие в целях трансплантации органов (тканей) человека после его смерти, сама по себе не является неясной или неопределенной, а потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан. Вместе с тем - в целях соблюдения баланса прав и законных интересов доноров и реципиентов - вопросы, связанные с реализацией гражданином либо его близкими родственниками или законными представителями права заявить письменно или устно о несогласии на изъятие органов и (или) тканей для трансплантации, требуют более детальной (как на законодательном уровне, так и в подзаконных нормативных актах) регламентации, а механизмы информирования граждан о действующем правовом регулировании - развития и совершенствования. Однако разрешение подобных вопросов, как связанных с осуществлением дополнительного правового регулирования, является прерогативой законодателя, как и изменение действующего правового регулирования в данной сфере, на чем настаивает заявитель, полагающий, что оно должно быть основано на модели "испрошенного согласия".

Следует также отметить, что в части порядка выражения информированного добровольного согласия законным представителем недееспособного на изъятие органов или тканей для трансплантации, регламентированного комментируемой статьей, имеются противоречия с ее ч. 3, устанавливающей, что изъятие органов и тканей для трансплантации у лиц, признанных судом недееспособными, не допускается.

3. Комментируемой статьей установлены следующие требования, соблюдение которых медицинскими работниками необходимо при изъятии органов и тканей для трансплантации:

органы и ткани для трансплантации (пересадки) могут быть изъяты у трупа после констатации смерти в соответствии со ст. 66 Закона, регламентирующей определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий;

в случае необходимости проведения СМЭ разрешение на изъятие органов и тканей у трупа для трансплантации (пересадки) должно быть дано судебно-медицинским экспертом с уведомлением об этом прокурора;

не допускается принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации (пересадки).

4. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка) осуществляются в соответствии с Законом РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека". Данный закон определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации Всемирной организации здравоохранения.

Помимо уже названного в комментарии к рассматриваемой статье, данный федеральный закон закрепляет, что органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тканей человека влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам производятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций. Объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития. Действие данного федерального закона не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы), а также на кровь и ее компоненты. Забор и заготовка органов и (или) тканей человека, а также их трансплантация осуществляются в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В России осуществляется учет донорских органов и тканей, а также лиц, нуждающихся в лечении методом трансплантации (пересадки) органов и тканей.

 

Статья 48. Врачебная комиссия и консилиум врачей

1. Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2012 г. N 502н. Им определены цели создания, правила деятельности и функции врачебной комиссии медицинской организации.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам. Она выполняет ряд предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ функций, в частности осуществляет:

принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;

определение трудоспособности граждан;

принятие решения по вопросу о направлении пациента на МСЭ в соответствии с законодательством РФ;

проведение ЭПП некоторых категорий работников;

оценку качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;

оценку соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;

изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента и др.

Врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации. В зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации по решению руководителя медицинской организации в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии. Положение о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии (ее подкомиссий) утверждаются руководителем медицинской организации. Контроль за деятельностью врачебной комиссии и ее подкомиссий осуществляет руководитель медицинской организации.

В сложившейся практике имеются случаи оспаривания законности действий врачебной комиссии. Например, апелляционным определением Саратовского областного суда от 04 июля 2013 г. по делу N 33-3729 установлено, что в удовлетворении исковых требований о признании незаконными протокола заседания врачебной комиссии и решения врачебной комиссии, компенсации морального вреда отказано правомерно, поскольку врачебная комиссия создана в установленном законом порядке, спорное заседание проведено в легитимном составе, комиссия за пределы постановленных для разрешения вопросов не вышла.

2. Консилиум врачей не является постоянно действующим органом медицинской организации. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей) в случае необходимости установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных Законом.

Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

 

Статья 49. Медицинские отходы

Статья содержит определение термина "медицинские отходы" - это все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Специфичность отходов медицинской деятельности, характеризующаяся эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасностью, их негативным воздействием на окружающую среду, требует особого обращения с ними, регламентацию их утилизации и захоронения. В связи с этим их подразделяют на классы в соответствии с критериями степени их опасности.

Выделяются следующие классы медицинских отходов:

класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;

класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

класс "Д" - радиоактивные отходы.

Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания утверждены постановлением Правительства РФ от 4 июля 2012 г. N 681:

1) критерием опасности медицинских отходов класса А является отсутствие в их составе возбудителей инфекционных заболеваний;

2) критерием опасности медицинских отходов класса Б является инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3-4 групп патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями;

3) критерием опасности медицинских отходов класса В является инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 1-2 групп патогенности.

4) критерием опасности медицинских отходов класса Г является наличие в их составе токсичных веществ;

5) критерием опасности медицинских отходов класса Д является содержание в их составе радионуклидов с превышением уровней, установленных в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".

Классификация медицинских отходов с характеристикой их морфологического состава приведена в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09 декабря 2010 г. N 163:

класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО, - это отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; смет от уборки территории и т.д.; пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/ или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических;

класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы - это инфицированные и потенциально инфицированные отходы; материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и (или) другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы; органические операционные отходы (органы, ткани и т.д.); пищевые отходы из инфекционных отделений; отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности; биологические отходы вивариев; живые вакцины, непригодные к использованию;

класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы - это материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории; отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1-2 групп патогенности; отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза;

класс "Г" - токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности - это лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию; ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; отходы сырья и продукции фармацевтических производств; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и др.;

класс "Д" - радиоактивные отходы - это все виды отходов, в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает допустимые уровни, установленные нормами радиационной безопасности.

Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и (или) фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09 декабря 2010 г. N 163. Данные санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами. Контроль (надзор) за их соблюдением проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством РФ.

Система сбора, временного хранения и транспортирования медицинских отходов должна включать следующие этапы:

сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность;

перемещение отходов из подразделений и временное хранение отходов на территории организации, образующей отходы;

обеззараживание/обезвреживание;

транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;

захоронение или уничтожение медицинских отходов.

Руководителем организации, осуществляющей медицинскую и/ или фармацевтическую деятельность, утверждается инструкция, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами.

 

Статья 50. Народная медицина

1. Комментируемая статья является основной нормой, регулирующей отношения, возникающие в сфере народной медицины, на федеральном уровне.

Согласно комментируемой статье народная медицина включает в себя методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов.

Росздравнадзором разработана и зарегистрирована в установленном порядке Система добровольной сертификации услуг в области народной медицины "Реестр целителей" (письмо Росздравнадзора от 26 декабря 2005 г. N 01И-796/05 "О работе центрального органа по сертификации в системе добровольной сертификации услуг в области народной медицины"). Приказом Росздравнадзора от 25 января 2006 г. N 154-Пр/06 "О введении в работу Системы добровольной сертификации услуг в области народной медицины "Реестр целителей" в соответствии с Правилами функционирования системы добровольной сертификации услуг в области народной медицины "Реестр целителей" Росздравнадзора (регистрационный номер РОСС RU.0273.04РЦ00 от 07 декабря 2005 г.) введена в действие система добровольной сертификации услуг в области народной медицины "Реестр целителей", и утверждены порядок проведения сертификации услуг в области народной медицины и порядок ведения реестра сертификатов соответствия Системы добровольной сертификации услуг в области народной медицины "Реестр целителей". В качестве центрального органа по сертификации утверждено ФГУ "Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" Системы (по согласованию с Росздравнадзором).

Народная медицина не входит в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

2. Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья.

Решение о выдаче разрешения на занятие народной медициной принимается на основании заявления гражданина и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации либо заявления гражданина и совместного представления медицинской профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации. Разрешение дает право на занятие народной медициной на территории субъекта РФ, органом исполнительной власти которого выдано такое разрешение.

Лицо, получившее разрешение, занимается народной медициной в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ. Лишение гражданина разрешения на занятие народной медициной производится по решению органа исполнительной власти субъекта РФ, выдавшего такое разрешение, и может быть обжаловано в суд.

Рассмотрим указанные правоотношения на примере Удмуртской области. Приказом Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от 15 февраля 2013 г. N 119 "О Порядке занятия народной медициной на территории Удмуртской Республики" в целях упорядочения допуска к занятию народной медициной (целительством) на территории Удмуртской Республики утверждено "Положение о Комиссии по выдаче разрешений на занятие народной медициной на территории Удмуртской Республики".

Указанным положением регламентировано, что правом на занятие народной медициной на территории Удмуртии обладают граждане, получившие разрешение на такой род занятия, выданное Министерством здравоохранения республики, передача которого другому лицу не допускается. Для получения разрешения гражданину необходимо подать в Министерство здравоохранения Удмуртской Республики документы в соответствии с перечнем документов, представляемых гражданином для получения разрешения на занятие народной медициной на территории Удмуртской Республики, который утвержден в приложении 3 к вышеназванному приказу.

Выдается такое разрешение сроком на 3 года. При этом целитель имеет право использовать только те методы лечения, которые прописаны в разрешении.

Лишение целителя выданной лицензии производится по решению Министерства здравоохранения республики. Вышеназванным приказом утвержден коллегиальный орган - Комиссия по выдаче разрешения на занятие народной медициной на территории Удмуртии, основными функциями которой являются: рассмотрение представленных гражданами документов на получение лицензии, принятие решения о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии, а также вопрос о лишении таковой. Решение Комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством РФ.

В других регионах также действуют аналогичные нормативно-правовые акты, например, постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2013 г. N 353-П "Об утверждении Административного регламента департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению государственной услуги "Выдача, переоформление и аннулирование разрешений на занятие народной медициной" и др.

Необходимость наличия соответствующего разрешения для занятия народной медициной подтверждается и материалами судебной практики. Например, в апелляционном определении Самарского областного суда от 22 октября 2012 г. N 33-9734 указано, что суд пришел к правильному выводу о том, что, несмотря на то, что факт наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и приобретением нового заболевания не нашел своего подтверждения, тем не менее ответчиком услуга по лечению истицы была оказана ненадлежащим образом. Так, судом установлено, что ответчик осуществляет медицинскую деятельность, которая фактически подпадает под понятие народной медицины, без получения лицензии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области, что подтверждается ответом службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области и не оспаривалось ответчиком.

Общероссийским классификатором занятий ОК 010-93 (ОКЗ), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 298, целители и практики нетрадиционной медицины отнесены к составной группе 324. Согласно классификатору целители и практики нетрадиционной медицины проводят консультации по поводу состояния здоровья, а также методов его сохранения и улучшения, осуществляют лечение физических и психических заболеваний с помощью народных методов, стимулирующих процессы жизнедеятельности организма, или посредством внушения, биоэнергетического и прочего воздействия. Выполняемые ими обязанности обычно включают консультирование по вопросам правильного питания и образа жизни, способствующего поддержанию или восстановлению физического и психического здоровья; лечение пациентов с помощью методов народной медицины, в том числе траволечение, внушение, коррекция биоэнергетических полей и т.п. Целители и практики нетрадиционной медицины работают, как правило, самостоятельно. Их деятельность может включать руководство другими работниками. Занятия данной составной группы требуют врожденных способностей и большого профессионального опыта, приобретаемого в процессе практической работы.

К базовой группе 3242 классификатором отнесены целители, лечащие внушением и молитвами. Целители, лечащие внушением и молитвами, лечат психические и физические заболевания с помощью биоэнергетического воздействия, внушения, молитв и подобных методов. Их обязанности включают в себя:

лечение психических и физических заболеваний силой внушения, молитв, путем коррекции биоэнергетических полей;

консультирование относительно правильного поведения, образа жизни и веры в целях сохранения физического и психического здоровья и улучшения самочувствия;

выполнение родственных по содержанию обязанностей;

руководство другими работниками.

Кроме того, выделяют базовую группу 3241, к которой относятся практики нетрадиционной медицины. Согласно классификатора практики лечат физические и психические заболевания с помощью трав, лекарственных растений и других традиционных народных методов, стимулирующих процессы жизнедеятельности организма и восстанавливающих его защитные силы.

Их обязанности включают в себя:

лечение заболеваний, ран и повреждений с помощью трав, лекарственных растений, насекомых и других народных средств и методов;

консультирование по вопросам правильного применения трав, лекарственных растений, питания и поведения в целях сохранения здоровья и улучшения самочувствия;

выполнение родственных по содержанию обязанностей;

руководство другими работниками.

3. Незаконное занятие народной медициной, а также причинение вреда жизни или здоровью граждан при занятии народной медициной влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 6.2. КоАП РФ, которая предусматривает, что занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 4000 рублей.

Например, постановлением Самарского областного суда от 26 июля 2011 г. по делу N 4а-437/2011 установлено, что заявление о привлечении к административной ответственности за занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка удовлетворено правомерно, так как вина лица подтверждена документально.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: