1. Создание национальных банков данных:
- о детях-инвалидах, детях с отклонениями в умственном и физическом развитии;
- о системе государственных и негосударственных учреждений, обеспечивающих выявление и комплексную реабилитацию детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии;
- о системе государственных и негосударственных учреждений, обеспечивающих реабилитацию средствами образования;
- о системе подготовки и переподготовки кадров специалистов, обеспечивающих комплексную реабилитацию детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии;
- о системе подготовки и переподготовки кадров специалистов, обеспечивающих средствами образования.
2. Создание и поэтапное внедрение модели информационной компьютерной сети для административных работников в целях полной координации их деятельности в области принятия управленческих решений.
Раздел II Создание условий для качественного функционирования психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) на территории страны с целью адекватного определения форм обучения и правильного комплектования специальных образовательных учреждений всех видов.
|
|
1. Экспертизация ранее разработанных диагностических методик для использования в условиях ПМПК, их лицензирование.
2. Создание национального банка данных о лицензированном диагностическом инструментарии.
3. Экспертизация ныне действующих нормативных документов, регулирующих деятельность ПМПК и оснащение всех ПМПК страны адекватной нормативной документацией.
4. Поэтапное внедрение через систему высшей школы и систему повышения квалификации пролицензированных наборов диагностического инструментария, методик применения.
Раздел III Создание условий для стабильного функционирования ныне действующих типов специальных образовательных учреждений для всех категорий и детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии.
1. Обеспечение специальных образовательных учреждений всех видов нормативной документацией (положение о специальных образовательных учреждениях, учебные планы, учебные программы и т.д.) с целью стабилизации деятельности специализированных образовательных учреждений и регуляции соотношения традиционных и инновационных подходов.
2. Создание национального банка данных о научной, методической, справочно-информационной литературе, технических средствах и изделиях для комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии; реабилитации средствами образования.
3. Обеспечение специальных образовательных учреждений всех видов набором апробированных учебников и дидактических материалов для учащихся. Выявление потребностей разных регионов страны в учебников с целью создания обоснованного и согласованного перспективного плана переиздания и доиздания учебной литературы для ныне действующей системы специального образования.
|
|
4. Внедрение инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания образования в условиях специализированных образовательных учреждений.
5. Материально-техническое обеспечение специальных образовательных учреждений (с привлечением региональных источников финансирования). Выявление потребностей разных регионов страны в материально-техническом обеспечении специальных образовательных учреждений с целью создания обоснованного и согласованного перспективного плана переоснащения и дооснащения действующей системы специального образования.
Раздел IV Создание условий для взаимодействия структур массового и специального образования в реализации интегративных подходов к обучению детей с нарушениями в развитии (в пределах ныне действующей образовательной системы).
1. Создание национального банка данных о педагогическом опыте, теоретических и методических разработках и результатах в области интегративных подходов к образованию детей-инвалидов и детей с разными нарушениями в развитии.
2. Обеспечение специалистов (общеобразовательных и специальных образовательных учреждений) и родителей информацией об уже имеющихся, экспертизированных и апробированных (в течение более 10 лет) формах и моделях интеграции в обучении детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии, необходимых условиях успешного интегрированного обучения, отрицательных и положительных последствиях интегрированного обучения.
3. Разработка положения о новых функциях специальных школ и дошкольных учреждений как центров (в микрорайоне, регионе) специализированной помощи в реализации особых образовательных потребностей интегрированных детей.
4. Организация системы межведомственного обсуждения условий, моделей интегрированного обучения, достигаемых результатов. возникающих проблем и возможных перспектив интеграции (проведение всероссийских конференций, круглых столов, работа со СМИ).
5. Создание предпосылок для обоснованного внедрения апробированных и эффективных в условиях России моделей интеграции.
Раздел V Создание правовых и организационных условий для эффективного взаимодействия ПМПК, реабилитационных центров, специальных и общеобразовательных учреждений.
Раздел VI Упорядочивание функционирования системы повышения квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с нарушениями в развитии в условиях ныне действующей системы образования, а также повышения квалификации преподавателей дефектологических факультетов педагогических университетов и ВУЗов.
1. Выявление потребности в профессионально подготовленных кадрах разного профиля для ныне действующей системы специального образования, ПМПК, реабилитационных центров.
2. Создание обоснованной, скоординированной, федеральной программы подготовки и переподготовки кадров для системы специального образования, ПМПК, реабилитационных центров(с учетом федеральных и региональных компонентов подготовки специалистов).
3. Экспертизация и лицензирование ведущих федеральных и региональных центров, способных качественно проводить подготовку и переподготовку кадров.
4. Модельная реализация разработанной программы подготовки и переподготовки кадров в полном объеме (в отдельных регионах) (с последующей оценкой эффективности работы специальных образовательных учреждений, ПМПК, реабилитационных центров за счет повышения квалификации кадров).
|
|
5. Разработка моделей дистантных форм переподготовки специалистов, их экспериментальное внедрение (в отдельных регионах) и соответствующее сетевое объединение (с последующей оценкой повышения эффективности работы специальных образовательных учреждений).
6. Создание на базе Института коррекционной педагогики РАО - ведущего научно-исследовательского Института страны - федерального центра непрерывного образования преподавателей профильных факультетов и кафедр педвузов и университетов с целью преодоления дефицита преподавательских кадров дефектологов и оптимального внедрения новейших научных разработок в области обучения всех категорий детей с отклонениями в развитии в вузовскую систему подготовки специалистов:
- разработка положения о центре; концепция подготовки и переподготовки вузовских кадров;
- разработка стандартов достижений; модульных программ обучения преподавателей разного профиля;
- разработка программно-методического обеспечения курсов обучения;
- апробация модульной системы подготовки и переподготовки преподавательских кадров отдельных (модельных) деффаков и специализированных кафедр страны;
- оценка эффективности проведенной подготовки и корректировка апробированных программ обучения специалистов по ее результатам
- разработка скоординированного перспективного плана подготовки и переподготовки преподавательских кадров деффаков страны.
Раздел VII Создание условий для планомерного развития системы подготовки к жизни в обществе и профессиональному самоопределению подростков-инвалидов и подростков с нарушениями в развитии.
1. Создание условий для планомерного развития системы подготовки подростков-инвалидов и подростков с нарушениями в развитии к жизни в обществе:
- разработка шкал развития жизненной компетентности (навыков самообслуживания, пространственно-временной ориентировки, социально-бытовой ориентации, коммуникативной деятельности, самосознания и сознательной регуляции собственного поведения в социуме, жизненного кругозора, жизненного и профессионального самоопределения, социальной мобильности);
|
|
- разработка инструментария для оценки уровня достижений по каждой из указанных выше шкал жизненной компетенции;
- экспертизация отдельных компонентов программ целенаправленного формирования жизненной компетенции разработанных применительно к разным категориям детей;
- определение возможности переноса, распространения программ формирования жизненной компетентности с одной категории детей на другую;
- определение потребности в разработке новых компонентов программ целенаправленного формирования жизненной компетентности для разных категорий детей с отклонениями в развитии;
- определение условий для внедрения в действующую систему специального образования программ целенаправленного формирования жизненной компетентности;
- определение оптимального для каждого вида специальных образовательных учреждений соотношения собственно образовательных программ (норма образованности) и программ формирования жизненной компетенции (норма жизненной компетентности) и на этой основе разработка специализированного стандарта для ныне действующей системы специального образования всех категорий детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии.
2. Создание условий для планомерного развития системы профессионального самоопределению подростков-инвалидов и подростков с нарушениями в развитии:
- системный анализ современного передового опыта трудовой и допрофессиональной подготовки подростков - инвалидов и подростков с нарушениями в развитии в разных регионах страны;
- экспертизация, лицензирование и внедрение программ профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки подростков - инвалидов и подростков с нарушениями в развитии;
- организация модельных региональных центров профессионального самоопределения подростков-инвалидов и подростков с нарушениями в развитии на базе специальных образовательных учреждений;
- организация модельных региональных центров подготовки и переподготовки кадров специалистов для системы профессионального самоопределения подростков-инвалидов и подростков с нарушениями в развитии на базе специальных образовательных учреждений;
- разработка программно-методического обеспечения и технического оснащения процесса обучения детей-инвалидов профессиям, являющимся конкурентно способными на региональных рынках труда.
3. Создание условий для включения детей-инвалидов в культурную жизнь общества.
4. Создание условий для реализации правдетей-инвалидов на полноценное информационное обслуживание.
Раздел VIII Создание условий для реализации права родителей или лиц их заменяющих на информационное обеспечение по имеющимся в стране услугам в сфере комплексной диагностики и комплексной реабилитации.
Раздел IX Формирование отношения общества к детям-инвалидам и детям с нарушениями в развитии, соответствующего Конвенциям ООН о правах детей и инвалидов, ратифицированных РФ в 1991 г.
1. Разработка национальной программы планомерного формирования отношения общества к детям-инвалидам и детям с нарушениями в развитии как к полноценным и полноправным гражданам страны.
2. Создание национального банка текстовой, видео, кино, аудио-визуальной продукции для использования СМИ в целях преодоления негативного отношения общества к детям-инвалидам и детям с нарушениями в развитии и пропаганды возможностей сотрудничества и взаимопонимания нормально развивающихся детей и подростков и детей-инвалидов.
3. Формирование адекватного отношения к инвалидам и лицам с нарушениями в развитии через систему школьного образования нормально развивающихся детей с помощью разработки и внедрения специальных факультативных курсов.