Раздел I Информационное обеспечение процесса принятия решений в области структурного совершенствования системы специального образования

1. Создание национальных банков данных:

- о детях-инвалидах, детях с отклонениями в умственном и физическом развитии;

- о системе государственных и негосударственных учреждений, обеспечивающих выявление и комплексную реабилитацию детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии;

- о системе государственных и негосударственных учреждений, обеспечивающих реабилитацию средствами образования;

- о системе подготовки и переподготовки кадров специалистов, обеспечивающих комплексную реабилитацию детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии;

                    - о системе подготовки и переподготовки кадров специалистов, обеспечивающих средствами образования.

 

2. Создание и поэтапное внедрение модели информационной компьютерной сети для административных работников в целях полной координации их деятельности в области принятия управленческих решений.

Раздел II Создание условий для качественного функционирования психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) на территории страны с целью адекватного определения форм обучения и правильного комплектования специальных образовательных учреждений всех видов.

 

1. Экспертизация ранее разработанных диагностических методик для использования в условиях ПМПК, их лицензирование.

2. Создание национального банка данных о лицензированном диагностическом инструментарии.

3. Экспертизация ныне действующих нормативных документов, регулирующих деятельность ПМПК и оснащение всех ПМПК страны адекватной нормативной документацией.

4. Поэтапное внедрение через систему высшей школы и систему повышения квалификации пролицензированных наборов диагностического инструментария, методик применения.

 

Раздел III Создание условий для стабильного функционирования ныне действующих типов специальных образовательных учреждений для всех категорий и детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии.

1. Обеспечение специальных образовательных учреждений всех видов нормативной документацией (положение о специальных образовательных учреждениях, учебные планы, учебные программы и т.д.) с целью стабилизации деятельности специализированных образовательных учреждений и регуляции соотношения традиционных и инновационных подходов.

 

2. Создание национального банка данных о научной, методической, справочно-информационной литературе, технических средствах и изделиях для комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии; реабилитации средствами образования.

3. Обеспечение специальных образовательных учреждений всех видов набором апробированных учебников и дидактических материалов для учащихся. Выявление потребностей разных регионов страны в учебников с целью создания обоснованного и согласованного перспективного плана переиздания и доиздания учебной литературы для ныне действующей системы специального образования.

 

4. Внедрение инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания образования в условиях специализированных образовательных учреждений.

 

5. Материально-техническое обеспечение специальных образовательных учреждений (с привлечением региональных источников финансирования). Выявление потребностей разных регионов страны в материально-техническом обеспечении специальных образовательных учреждений с целью создания обоснованного и согласованного перспективного плана переоснащения и дооснащения действующей системы специального образования.

 

Раздел IV Создание условий для взаимодействия структур массового и специального образования в реализации интегративных подходов к обучению детей с нарушениями в развитии (в пределах ныне действующей образовательной системы).

 

1. Создание национального банка данных о педагогическом опыте, теоретических и методических разработках и результатах в области интегративных подходов к образованию детей-инвалидов и детей с разными нарушениями в развитии.

 

2. Обеспечение специалистов (общеобразовательных и специальных образовательных учреждений) и родителей информацией об уже имеющихся, экспертизированных и апробированных (в течение более 10 лет) формах и моделях интеграции в обучении детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии, необходимых условиях успешного интегрированного обучения, отрицательных и положительных последствиях интегрированного обучения.

 

3. Разработка положения о новых функциях специальных школ и дошкольных учреждений как центров (в микрорайоне, регионе) специализированной помощи в реализации особых образовательных потребностей интегрированных детей.

 

4. Организация системы межведомственного обсуждения условий, моделей интегрированного обучения, достигаемых результатов. возникающих проблем и возможных перспектив интеграции (проведение всероссийских конференций, круглых столов, работа со СМИ).

 

5. Создание предпосылок для обоснованного внедрения апробированных и эффективных в условиях России моделей интеграции.

Раздел V Создание правовых и организационных условий для эффективного взаимодействия ПМПК, реабилитационных центров, специальных и общеобразовательных учреждений.

 

Раздел VI Упорядочивание функционирования системы повышения квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с нарушениями в развитии в условиях ныне действующей системы образования, а также повышения квалификации преподавателей дефектологических факультетов педагогических университетов и ВУЗов.

 

1. Выявление потребности в профессионально подготовленных кадрах разного профиля для ныне действующей системы специального образования, ПМПК, реабилитационных центров.

 

2. Создание обоснованной, скоординированной, федеральной программы подготовки и переподготовки кадров для системы специального образования, ПМПК, реабилитационных центров(с учетом федеральных и региональных компонентов подготовки специалистов).

 

3. Экспертизация и лицензирование ведущих федеральных и региональных центров, способных качественно проводить подготовку и переподготовку кадров.

 

4. Модельная реализация разработанной программы подготовки и переподготовки кадров в полном объеме (в отдельных регионах) (с последующей оценкой эффективности работы специальных образовательных учреждений, ПМПК, реабилитационных центров за счет повышения квалификации кадров).

 

5. Разработка моделей дистантных форм переподготовки специалистов, их экспериментальное внедрение (в отдельных регионах) и соответствующее сетевое объединение (с последующей оценкой повышения эффективности работы специальных образовательных учреждений).

 

6. Создание на базе Института коррекционной педагогики РАО - ведущего научно-исследовательского Института страны - федерального центра непрерывного образования преподавателей профильных факультетов и кафедр педвузов и университетов с целью преодоления дефицита преподавательских кадров дефектологов и оптимального внедрения новейших научных разработок в области обучения всех категорий детей с отклонениями в развитии в вузовскую систему подготовки специалистов:

 

- разработка положения о центре; концепция подготовки и переподготовки вузовских кадров;

- разработка стандартов достижений; модульных программ обучения преподавателей разного профиля;

- разработка программно-методического обеспечения курсов обучения;

- апробация модульной системы подготовки и переподготовки преподавательских кадров отдельных (модельных) деффаков и специализированных кафедр страны;

- оценка эффективности проведенной подготовки и корректировка апробированных программ обучения специалистов по ее результатам

- разработка скоординированного перспективного плана подготовки и переподготовки преподавательских кадров деффаков страны.

 

Раздел VII Создание условий для планомерного развития системы подготовки к жизни в обществе и профессиональному самоопределению подростков-инвалидов и подростков с нарушениями в развитии.

 

1. Создание условий для планомерного развития системы подготовки подростков-инвалидов и подростков с нарушениями в развитии к жизни в обществе:

 

- разработка шкал развития жизненной компетентности (навыков самообслуживания, пространственно-временной ориентировки, социально-бытовой ориентации, коммуникативной деятельности, самосознания и сознательной регуляции собственного поведения в социуме, жизненного кругозора, жизненного и профессионального самоопределения, социальной мобильности);

 

- разработка инструментария для оценки уровня достижений по каждой из указанных выше шкал жизненной компетенции;

 

- экспертизация отдельных компонентов программ целенаправленного формирования жизненной компетенции разработанных применительно к разным категориям детей;

 

- определение возможности переноса, распространения программ формирования жизненной компетентности с одной категории детей на другую;

 

- определение потребности в разработке новых компонентов программ целенаправленного формирования жизненной компетентности для разных категорий детей с отклонениями в развитии;

 

- определение условий для внедрения в действующую систему специального образования программ целенаправленного формирования жизненной компетентности;

 

- определение оптимального для каждого вида специальных образовательных учреждений соотношения собственно образовательных программ (норма образованности) и программ формирования жизненной компетенции (норма жизненной компетентности) и на этой основе разработка специализированного стандарта для ныне действующей системы специального образования всех категорий детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии.

 

2. Создание условий для планомерного развития системы профессионального самоопределению подростков-инвалидов и подростков с нарушениями в развитии:

 

- системный анализ современного передового опыта трудовой и допрофессиональной подготовки подростков - инвалидов и подростков с нарушениями в развитии в разных регионах страны;

 

- экспертизация, лицензирование и внедрение программ профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки подростков - инвалидов и подростков с нарушениями в развитии;

 

- организация модельных региональных центров профессионального самоопределения подростков-инвалидов и подростков с нарушениями в развитии на базе специальных образовательных учреждений;

 

- организация модельных региональных центров подготовки и переподготовки кадров специалистов для системы профессионального самоопределения подростков-инвалидов и подростков с нарушениями в развитии на базе специальных образовательных учреждений;

 

- разработка программно-методического обеспечения и технического оснащения процесса обучения детей-инвалидов профессиям, являющимся конкурентно способными на региональных рынках труда.

 

3. Создание условий для включения детей-инвалидов в культурную жизнь общества.

 

4. Создание условий для реализации правдетей-инвалидов на полноценное информационное обслуживание.

Раздел VIII Создание условий для реализации права родителей или лиц их заменяющих на информационное обеспечение по имеющимся в стране услугам в сфере комплексной диагностики и комплексной реабилитации.

Раздел IX Формирование отношения общества к детям-инвалидам и детям с нарушениями в развитии, соответствующего Конвенциям ООН о правах детей и инвалидов, ратифицированных РФ в 1991 г.

 

1. Разработка национальной программы планомерного формирования отношения общества к детям-инвалидам и детям с нарушениями в развитии как к полноценным и полноправным гражданам страны.

 

2. Создание национального банка текстовой, видео, кино, аудио-визуальной продукции для использования СМИ в целях преодоления негативного отношения общества к детям-инвалидам и детям с нарушениями в развитии и пропаганды возможностей сотрудничества и взаимопонимания нормально развивающихся детей и подростков и детей-инвалидов.

 

3. Формирование адекватного отношения к инвалидам и лицам с нарушениями в развитии через систему школьного образования нормально развивающихся детей с помощью разработки и внедрения специальных факультативных курсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: