Религия четыре тысячи лет назад

В архивах эблаитских школ и в центральных царских архивах археологи нашли много табличек, в которых рассказывалось о событиях, ставших впоследствии – спустя тысячелетие – библейскими сюжетами. Сравним текст в этих табличках и известные библейские темы.

 

Господин небес и земли,

Земли не было, и ты создал ее.

Свет дня не был, ты создал его.

Утренний свет не был, ты заставил его существовать.

Высшее существо живет.

Он – господин небес и земли.

Он создал землю.

Он сотворил свет дня.

 

Эти строчки говорят о представлениях эблаитов о вселенной, об идее создания всего сущего некоей силой, богом, духом. Их смысл точно повторяется в первой главе Ветхого завета – в Бытии. Но авторы текстов глиняных табличек не могли заимствовать эти идеи из Ветхого завета, так как жили приблизительно в 2500 году до н. э., то есть значительно раньше составителей Библии. Скорее всего наоборот – эти слова и мысли позаимствовали создатели Библии у древних эблаитских писцов.

Из эблаитских текстов видно, что духовенство и храмы не играли ключевой и ведущей роли в политике и экономике, а занимались в основном религиозной деятельностью. Дж. Петтинато писал, что в эблаитском пантеоне существовало около 500 божеств мужского и женского пола. Главным богом был Даган. Его именем были названы одни из четырех ворот города Эблы. Такое же название имел один из кварталов этого города. Жена Дагана носила имя Белату – госпожа.

Другим богом был Шипиш – бог солнца. Третьим – бог бурь Хада. Он, а также боги Кура и Каккаб были хранителями всех важных решений и международных договоров. Были боги и иностранного происхождения. Например, бог Лим из города‑государства Мари, бог Кашару из города‑государства Угарит.

На одной из табличек много говорится о некоем боге Дабир: Дабир – дингир Эблы, Дабир – бог Эблы. Видимо, это бог‑покровитель города Эблы и царской династии.

Ученые считают, что население поклонялось также шумерским богам Энлилю и Инанне. Кроме этого, эблаиты заимствовали для своего пантеона и хурритских богов Адамма, Аштаба, то есть тех богов, которым поклонялось хурритское население, проживавшее на севере Сирии. О влиянии хурритских богов свидетельствуют многочисленные подношения, а также названия эблаитских месяцев: месяц Адамма – второй месяц года (февраль), Аштаба – девятый месяц года (сентябрь).

В городе‑государстве Эбла было много храмов, посвященных различным богам, назывались они домами богов э‑э (дингир‑дингир), или комплексами храмов – э‑мул (дом звезды). Наряду с храмами имелись часовни, сосредоточенные в основном в административном центре и посвященные различным богам.

Обслуживанием храмов занимались жрецы и жрицы. Среди этого класса священников выделялись жрецы‑«помазанные» (пашишу), которыми могли быть и мужчины и женщины. Возможно, что термин «помазанный» перешел в дальнейшем и на Христа.

В этот древний период Эблы жрецы не были связаны только с поклонением богам и их обслуживанием в храмах. Они занимались также пророчеством, ходили из города в город, провозглашая «святое божье слово» – «послание», предсказывали события. То есть занимались, что называется «мессианством», которое, как видим, имело место в добиблейском периоде. Это уж потом при создании Ветхого завета составители его использовали саму идею и термины пророчеств.

 

Кстати, по‑эблаитски слово «пророк» – «набиттум». Приблизительно также это слово звучит на древнееврейском языке; в Ветхом завете слово «пророк», встречающееся 300 раз, пишется «наби». До этого, то есть до открытия архива глиняных табличек Эблы, считалось, что идеи пророчества появились позже, в 1800–1700 годах до н. э. в глиняных книгах города‑государства Мари. А оказалось, что в Эбле эти термины были в ходу уже в III тысячелетии до н. э.

Влияние литературных, религиозных, исторических традиций Эблы на Ветхий завет можно проследить, используя древние эблаитские тексты. Дж. Петтинато приводит такие примеры. Слово «Адам» – человек – вне текстов Ветхого завета встречается на глиняных табличках, относящихся к правлению аккадского царя Саргона I в форме личного имени А‑да‑му.

Затем это же слово встречается в текстах Эблы в виде личного имени одного из 14 правителей провинций. В этот период царем Эблы был Игриш‑Халама.

Древние эблаиты всегда пытались задобрить, задарить своих богов. Как правило, жертвоприношения подносили к их статуям. Дарили обычно пиво, хлеб, масло, овец, коз и другую живность. Но были дары и из драгоценных металлов – золота, серебра: это – кубки, браслеты, кинжалы, фигурки животных, миниатюрные тележки, колесницы. Из золота и серебра встречались также статуи богов. Например, одна из найденных археологами табличек сообщала, что статуя бога Дагана отлита из 5 килограммов серебра.

Кроме этого, эблаиты отмечали различные праздники, посвященные богам. Праздник бога Сикип – очищение, праздник бога Игиш – помазание. Один из праздников носил название Хулруму – посвящение. Все праздники сопровождались обильными жертвоприношениями.

Вот табличка, рассказывающая о жертвовании в праздник «очищения»: «Одну овцу приносят в жертву богу‑господину Туттулы и дарят в праздник очищения».

В табличке о празднике «посвящения» говорится о принесении в жертву двух овец для господина богов – высшего бога и две овцы для бога по имени Куру.

В праздник «помазания» – второй праздник в году эблаиты умащивали головы маслом. В эти и другие праздники статуи богов переносили из городов в деревни, а по окончании их возвращали.

Наряду с высшими богами общегосударственного значения и признания в народе верили в народных богов, к которым можно было обращаться всякий раз, когда в этом была нужда. К ним относились боги – Адам, Дубуху, Эбду, Абу, Я, Ишма, Ияд, Ин, Мика‑ил, Утиил‑ия. Имена этих богов имеют перевод: Адам – человек, Дубуху – праздник, Эбду – слуга, Абу – отец, Я – живой, Ишма – слух, Ин – глаз, Мика‑ил – кто подобен богу, Утиил‑ия – бог дал.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: