Полумасляный грунтовый состав

 

Полумасляный грунт отличается от эмульсионного грунта тем, что последний заменяется очень тонко нанесенным слоем масляных свинцовых или свинцово-цинковых белил. Для нанесения тонкого грунтового слоя масляные белила должны быть разжижены растворителем, например пиненом или уайт-спиритом (разбавитель № 2), которые берутся в количестве примерно 20 % по отношению к количеству масляных белил. При приготовлении масляного состава для полумасляного грунта в белила нормальной консистенции постепенно добавляется растворитель при непрерывном размешивании. Размешивают белила с растворителем довольно долго, пока не образуется однородная по густоте масса.

Н. П. Крымов  писал свои работы в последние годы жизни на грунтовых холстах фабричного производства. Но эти холсты он подвергал дополнительной грунтовке. Натянутый на подрамник холст художник покрывал двумя последовательно наносимыми тонкими слоями свинцовых белил, стертых с приготовленным им самим подсолнечным полимеризованным маслом. Затем холст сушился 6–14 дней, в зависимости от температуры и влажности воздуха, и после этого снова покрывался тем же составом очень тонко. Окончательно холст высушивался 2–3 месяца. Загрунтованный свинцовыми масляными белилами холст имеет совершенно ровную, гладкую, идеально белого цвета поверхность, исключительно приятную для живописи. Кроме того, этот грунт совершенно не действовал на краски – не вызывал ни их чрезмерного пожухания, ни изменения первоначальной светлоты. Цинковыми белилами при грунтовке холста художник никогда не пользовался, главным образом потому, что они очень долго сохнут (если свинцовые белила высыхают за 5–10 дней, то цинковые полностью высыхают только через 2–5 месяца). (См. цв. ил. 33.)

 

Масляный грунтовый состав

 

Масляный грунт состоит из проклеек, на которые нанесены в один или два слоя масляные свинцовые или свинцово-цинковые белила обыкновенной консистенции, не разбавленные или минимально разбавленные растворителем.

 

 

Процесс грунтовки

 

Натяжка холста на подрамник

 

Подрамник делается из сухой выдержанной древесины, лучше хвойных пород. Он должен быть легким и прочным, а рейки – иметь внутренний скос, чтобы при работе холст не касался внутренних кромок подрамника. При размерах свыше 100 см у подрамника должна быть крестовина в середине подрамника, которая предохраняет рейки от прогибания и препятствует диагональным деформациям. Очень важно, чтобы противоположные стороны подрамника были параллельны, а все углы прямыми.

Холст сильно и равномерно, без перекосов, натягивается на подрамник; нужно следить за тем, чтобы нити холста шли строго параллельно рейкам подрамника: нити основы холста – горизонтально, а нити утка холста – вертикально.

Холст следует прибивать гвоздями приблизительно на расстоянии 4 см друг от друга. При натяжке холста следует использовать гвозди с широкими шляпками или загибать гвозди, не забивая их до конца, если гвозди имеют небольшие шляпки.

Натяжку холста нужно начинать с середины реек подрамника. Закрепив холст 2–3 гвоздями на одной стороне, сильно натягивают его и закрепляют на середине противоположной стороны. То же делают на двух других сторонах подрамника. Потом холст натягивают к углам и закрепляют гвоздями от середины к углам на одной стороне, затем – на противоположной. То же самое предпринимается и на двух других сторонах подрамника.

 

Зачистка холста

 

Чтобы удалить крупные узелки в натянутом на подрамник холсте, их надо продавить тонкими, не до конца заостренными деревянными палочками на обратную сторону, на изнанку. Нельзя срезать ножницами, ножом или бритвой большие узлы, от этого могут образоваться на их месте дырки. Мелкие узелки и свободные концы ниток холста осторожно срезают.

Зачистку холста обычно производят пемзой или шкуркой. При зачистке холст немного взлохмачивается, что делает его более уязвимым к наносимой на его поверхность проклейке, кроме того, эти ворсинки способствуют закрытию отверстий между нитями холста образующейся клеевой пленкой. После каждой зачистки холст нужно обязательно очистить от оставшихся частиц пемзы, шкурки мягкой щеткой.

 

Проклейка

 

Клеевые растворы – проклейки и грунтовые составы – наносятся равномерно и быстро тонким слоем на холст кистью или щеткой. Движения должны быть по направлению продольных и поперечных ниток холста, т. е. перпендикулярно друг другу.

По окончании проклейки необходимо пройтись по поверхности холста широким шпателем для того, чтобы разровнять и удалить излишки клея. Это важно для избежания очень вредной перегрузки холста клеем. Шпатель держат наклонно, ручкой вперед по направлению движения, и ведут его вдоль верхней рейки подрамника от правого угла к противоположному, затем его двигают, желательно в том же направлении, несколько ниже и т. д. Излишки по мере накопления снимают. После прохождения проклейки шпателем следует предпринять дополнительное разравнивание кистью или щеткой. Разравнивание шпателем клеевого раствора следует производить осторожно во избежание проникновения клея на изнанку, что недопустимо.

После первой проклейки холст должен быть просушен и зачищен с целью сглаживания мелких неровностей, узелков, ворсинок и т. д. После удаления мягкой щеткой с поверхности холста продуктов зачистки наносят второй слой так же, как и первый. Зачистку второго слоя делать не рекомендуется. Если же в этом есть необходимость, то зачистку производят очень легко и аккуратно, чтобы не разрушить цельности клеевого слоя.

 

Грунтовые слои

 

Клеевые грунтовые слои  наносятся таким же способом, как и проклейки. Разравнивают же их не шпателем, а кистью или щеткой. Первый грунтовый слой легко зачищают пемзой или шкуркой, а последующие не зачищают, чтобы не ослабить его.

Эмульсионные грунтовые слои,  нанесенные тонко, быстро застывают, после чего они уже не поддаются разравниванию, оставляя неодинаковый по толщине слой, а также полосы и пятна. Поэтому работа с эмульсионными составами грунта требует внимания, быстроты и опыта.

Немного подогретый эмульсионный состав быстро наносят кистью или щеткой тонким слоем на высохший проклеенный холст. Не давая эмульсионному слою застыть, его тотчас разравнивают движениями вдоль и поперек ниток холста.

После просыхания первого эмульсионного слоя производят небольшую зачистку и наносят второй слой эмульсионного грунта так же, как и первый. Зачистку второго слоя не производят или делают очень осторожно и легко. Последний слой наносится так же, как и предыдущие, и не зачищается.

Для получения хороших эмульсионных грунтов требуется правильное и тщательное нанесение грунтовых составов, но главное – прочная, не расслаивающаяся эмульсия.

Полумасляные грунтовые составы.  Грунтовой состав, образующий последний слой полумасляного грунта, нужно наносить весьма тщательно, без лишней спешки, равномерно покрывая и разравнивая всю площадь холста. Масляный слой сохнет очень медленно, и поэтому можно получить тонкий и равномерный слой грунта. Масляные белила, разведенные растворителями до консистенции жидкой сметаны, наносят тонким слоем, после чего разравнивают широким шпателем и проходят флейцем – мягкой кистью, широкой и плоской – с целью равномерного распределения между нитями и для ровного покрытия им всех выпуклостей в переплетении нитей.

Масляные грунтовые составы  являются не разжиженными или слабо разжиженными масляными белилами, наносятся так же, как масляный слой в полумасляном грунте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: