В. К. Бялыницкий-Бируля

 

Бялыницкий-Бируля писал в основном очень тонкослойно, используя фактуру холста как один из компонентов живописи. Во многих его произведениях тени и полутона нанесены тонким лессировочным слоем, с учетом общего тона цветного грунта.

Серо-голубоватые, серебристо-серые, темно-серые и умбристо-коричневые тонировки, являющиеся в его работах общим полутоном, помогали ему достичь исключительной мягкости и изысканности колорита. Используя богатейшие возможности, которые дают тонированные грунты для достижения общей гармонии и получения тончайших переходов от тона к тону, художник достигал необычайной мягкости в лепке и моделировке формы.

Большое значение Бялыницкий-Бируля придавал мазкам, их фактуре и разнообразию, сочетая широкую манеру письма с легко наносимыми прозрачными мазками жидко разведенных красок, с длинными, короткими, вертикальными и горизонтальными, с разнообразными по строению и форме выразительными мазками.

Благодаря исключительной глубине и звучности тонов теней и полутеней с их тончайшими переходами художник достигал поразительной легкости, воздушности и свежести живописи (см. цв. ил. 35–36).

 

 

Вопросы и задания для проверки

 

1. Дайте характеристику метода «алла прима» в техническом отношении.

2. Что такое подмалевок?

3. Какими красками может быть выполнен подмалевок?

4. Что собой представляют лессировки и для чего они нужны?

 

 

Литература

 

Аксенов Ю. Г.  Практические советы самодеятельным художникам. М., 1975.

Алексеев С. С.  О цвете и красках. М., 1969.

Виннер А. В.  Как работать над пейзажем масляными красками. М., 2000.

Виннер А. В.  Материалы масляной живописи. М., 2000.

• Каталог-справочник, составленный работниками Ленинградского завода художественных красок / Под ред. гл. инженера завода В. В. Дмитрова. Л., 1964.

Киплик Д. К.  Техника живописи. М., 1998.

• Материалы для живописи и художественных работ: Каталог / Под ред. Н. З. Берколайко. Чебоксары, 1991.

Одноралов Н. В.  Материалы в изобразительном искусстве. М., 1983.

Тютюнник В. В.  Материалы и техника живописи. М., 1962.

 

Иллюстрации

 

 

1.   Леонардо да Винчи.  Конь и грудь коня. Бумага, серебряный карандаш. 1488

 

2.   Матитта Прети.  Св. Иоанн Креститель. Бумага, сангина

 

3.   Джамбаттиста Тьеполо.  Мужчина в меховой шапке. Бистр, кисть

 

4.   И. Е. Репин.  Портрет М. О. Левенфельд. Бумага, уголь, сангина. 1913

 

5.   З. Е. Серебрякова. Гата в танцевальном костюме. Пастель. 1924

 

6.   Франческо Солимена.  Этюд фигур. Бумага, сангина

 

7.   Себастьяно Риччи.  Христос и самаритянка. Бистр, перо, размывка

 

8.   А. А. Иванов.  Дерево в тени над водой в окрестностях Кастель-Гандольфо. Бумага, масло. 1840–1850

 

9.   В. К. Шебуев.  Поклонение пастырей. Дерево, масло. Первая половина XIX в.

 

10.   Т. Г. Шевченко.  Портрет Л. Алексеева. Бумага, сепия. 1856–1857

 

11.   В. А. Серов.  Портрет Н. Я. Дервиз. Железо, масло

 

12.   И. Е. Репин.  Портрет И. Л. Горемыкина и Н. Н. Герарда – членов Государственного совета. Холст, масло. 1903

 

13.   И. Е. Репин.  Портрет К. П. Победоносцева. Холст, масло. 1903

 

14.   Диего Веласкес.  Конный портрет Филлиппа IV. Холст, масло. 1635

 

15.   Франческо д’Андреа ди Марко Граначчи.  Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем. Дерево, масло

 

16.   Алессандро Тиарини.  Мадонна с младенцем, святым Рохом и архангелом Михаилом. Холст, масло. XVI–XVII вв.

 

17.   Ян Ван-Эйк.  Святая Варвара. Дерево, масло

 

18.   Леонардо да Винчи.  Мадонна Литта. Дерево, масло. 1490

 

19.   Х. ван Рейн Рембрандт.  Ночной дозор. Фрагмент. Холст, масло. 1642

 

20.   Антонис Ван-Дейк.  Апостол Петр. Холст, масло

 

21.   Х. ван Рейн Рембрандт.  Евангелист Матвей. Холст, масло. 1661

 

22.   Франс Хальс.  Портрет мужчины в шляпе. Фрагмент. Холст, масло. 1660–1664

 

23.   Якопо Тинторетто (Робусти).  Сусанна и старцы. Фрагмент. Холст, масло. 1557

 

24.   Эль Греко.  Лаокоон. Фрагмент. Холст, масло. 1610–1614

 

25.   Питер Пауль Рубенс.  Поклонение магов. Дерево, масло. 1633–1634

 

26.   Вечеллио Тициан.  Св. Себастьян. Холст, масло

 

27.   Питер Пауль Рубенс.  Портрет герцога Бэкингема. Дерево, масло. 1625

 

28.   Диего Веласкес. Завтрак. Холст, масло. 1620

 

29.   Паоло Веронезе.  Семья Дария у ног Александра. Фрагмент. Холст, масло. 1565–1567

 

30.   К. А. Коровин.  Розы на террасе. Холст, масло

 

31.   П. Д. Корин.  Портрет маршала Г. К. Жукова. Холст, масло

 

32.   П. Д. Корин.  Портрет А. Н. Толстого. Холст, масло

 

33.   Н. П. Крымов.  Когда цветут липы. Холст, масло

 

34.   В. Н. Бакшеев.  Встреча зари после выпускного бала. 1951

 

34.   В. Н. Бакшеев.  Встреча зари после выпускного бала. 1951

 

36.   В. К. Бялыницкий-Бируля.  Оттепель. Холст, масло

 

37.   П. П. Кончаловский.  А. Н. Толстой в гостях у художников. Холст, масло. 1941

 

 


[1]  Киплик Д. И.  Техника живописи. М., 1998. С. 8.

 

[2]  Киплик Д. И.  Указ. изд. С. 9.

 

[3] Там же. С. 3.

 

[4]  Тютюнник В. В.  Материалы и техника живописи. М., 1962. С. 8.

 

[5] См.: Тютюнник В. В.  Указ. изд. С. 12.

 

[6] См.: Тютюнник В. В.  Указ. изд. С. 9.

 

[7]  Виннер А. В.  Материалы масляной живописи. М., 2000. С. 9–10.

 

[8]  Одноралов Н. В.  Материалы в изобразительном искусстве. М., 1983. С. 19.

 

[9] См.: Одноралов Н. В.  Указ. изд. С. 106.

 

[10] Там же. С. 107.

 

[11]  Адгезия  масляных красок – степень сцепления красочного слоя с грунтом. Определяется через 5 месяцев после полного высыхания красочного слоя с помощью специально разработанного прибора. Максимальное значение адгезии по показаниям прибора составляет 45 мм.

 

[12]  Одноралов Н. В.  Указ. изд. С. 75.

 

[13]  Мездра  – нижний слой шкуры (подкожная клетчатка), отделяется от дермы при выделке кожи.

 

[14]  Виннер А. В.  Указ изд., 2002. С. 30.

 

[15]  Глёт  – окись свинца.

 

[16]  Тютюнник В. В.  Указ. изд. С. 196–197.

 

[17] Здесь надо отметить, что имеется в виду техническая сторона дела.

 

[18]  Киплик Д. И.  С. 233.

 

[19]  Пуантилизм  – манера живописи мазками в виде точек.

 

[20] Как фламандцы, так и итальянцы в большинстве случаев для своих живописных работ использовали клеевой грунт.

 

[21]  Армянский болюс, болюс, каменная красная, болюс красный  – натуральная краска, в состав которой входит значительное количество красной глины, богатой содержанием безводной окиси железа Fe2O3, и различные примеси: кварц, песок, органические примеси.

Лучшие сорта красного болюса имеют красивый яркий кирпично-красный цвет, доходящий в некоторых сортах до темно-красного.

 

[22]  Комаровская Н. И.  О Константине Коровине. М., 1961. С. 27.

 

[23]  Иогансон Б. В.  Мелодии художника о живописи. М., 1959. С. 64.

 

[24] Цит. по кн.: Виннер А. В.  Как работать над пейзажем масляными красками. М., 2000. С. 119.

 

[25] Цит. по кн.: Виннер А. В.  Как работать над пейзажем масляными красками. С. 126–127.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: