Эмоциональные состояния
1. Психологическое состояние — это …?
2. Положительные эмоциональные состояния?
3. Отрицательные эмоциональные состояния?
Вопрос 1. Психологическое состояние — это
Психологическое состояние — это конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности.
Психологические состояния могут быть эндогенными и реактивными, или психогенными. В возникновении эндогенных состояний главную роль играют факторы организма. Отношения не играют роли. Психогенные состояния возникают по поводу обстоятельств, имеющих важное значение, связанных со значимыми отношениями: неудачей, потерей репутации, крахом, катастрофой, потерей дорогого лица.
Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния-радости, воодушевления, восторга, а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку.
Выделяют такие свойства психических состояний как:
· Целостность (Данное свойство проявляется в том, что состояния выражают взаимоотношение всех компонентов психики и характеризуют всю психическую деятельность в целом на протяжении данного отрезка времени)
· Подвижность ( Психические состояния изменчивы во времени, имеют динамику развития, проявляющуюся в смене стадий протекания: начало, развитие, завершение)
· Относительная устойчивость ( Динамика психических состояний выражена в значительной меньшей степени, чем динамика психических процессов)
· Полярность ( Каждое состояние имеет свой антипод. Например, интерес — безразличие, бодрость — вялость, спокойствие — гнев)
Психологические состояния имеют множество критериев классификации, но наиболее распространены следующие классификационные признаки.
1. По тому, какие психические процессы преобладают, состояния делятся на:
u Гностические (к гностическим психическим состояниям обычно относят любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение и т. д)
u Эмоциональные (радость, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.)
u Волевые (активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.)
2. Также на основе системного подхода психические состояния разделяются на:
n Волевые (разрешение – напряжение)
Ø Праксические
Ø Мотивационные
n Аффективные (удовольствие – неудовольствие)
Ø Гуманитарные
Ø Эмоциональные
n Состояния сознания (сон – активация).
3. Классификация по признаку соотнесенности с личностными подструктурами разделяет состояния на:
è состояния индивида
è состояния субъекта деятельности
è состояния личности и состояния индивидуальности.
4. По времени протекания выделяют:
l кратковременные
l затяжные
l длительные состояния.
5. По степени осознанности состояния делятся на: более осознанные и менее осознанные.
6. В зависимости от преобладающего воздействия личности или ситуации на возникновение психических состояний выделяют: личностные и ситуативные состояния.
7. По степени глубины состояния могут быть: глубокими, менее глубокими и поверхностными.
8. По характеру влияния на личность психические состояния могут быть: стеническими (состояния, активизирующие жизнедеятельность или типично положительные) и астеническими (состояния, подавляющие жизнедеятельность или типично отрацительные), а также специфические состояния (сон — бодрствование).
Вопрос 2. Положительные эмоциональные состояния
Типично положительными состояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску. Они характеризуются улыбкой на лице, удовольствием от общения с другими людьми, ощущением принятия окружающими, уверенностью в себе и спокойствием, ощущением способности справиться с жизненными проблемами.
Выделяются три группы факторов положительных эмоциональных состояний:
ü полнота переживаний и их глубина;
ü успех;
ü чувство привязанности к людям.
Полнота переживаний характеризуется как полная вовлеченность, погруженность в какую-либо деятельность - трудовую или досуговую. Источником этой вовлеченности является равновесие между сложностью деятельности и умениями человека. Если проблема, которую предстоит решить, слишком сложна, появляется чувство беспокойства, если слишком проста, то чувство скуки.
Положительно окрашенное эмоциональное состояние влияет на протекание практически всех психических процессов и поведение человека.
Так, если в момент заучивания испытуемые находились в состоянии удовольствия, радости, то доля последующего воспроизведения заученных слов составляла 78%, если же в состоянии подавленности, депрессии, то только 34%. Известно, что успех в решении интеллектуального теста положительно влияет на успешность решения последующих заданий, неуспех - отрицательно.
Стимулирование положительных эмоций приводит к оригинальным и разнообразным словесным ассоциациям, способствует творческой отдаче и благоприятно влияет на решение задач.
Многие эксперименты показали, что счастливые люди проявляют большую готовность прийти на помощь другим. Так, в одном из экспериментов 47% испытуемых, положительно окрашенные, эмоциональные состояния которых были вызваны воспоминаниями о счастливых эпизодах их жизни, с готовностью согласились сдать свою кровь, в то время как в контрольной группе на это согласились лишь 17%.
К типично положительным эмоциональным состояниям относятся:
Радость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Является положительной внутренней мотивацией человека.
Счастье — психологическое состояние, при котором человек испытывает удовлетворенность собственным бытием, внутренняя гармония.
Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту. Способность к любви у высших животных может проявляться в форме привязанности, сложных взаимоотношений социального типа внутри группы.
В учебной и профессиональной деятельности положительными психическими состояниями являются:.
Профессиональная заинтересованность − психическое состояние, для которого характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста.
Творческое вдохновение − психическое состояние, выражающееся в творческом подъеме; обострении восприятия; повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастания мощи воображения; возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений и т.д.
Решительность − психическое состояние готовности быстро принять решение и привести его в исполнение. Однако решительность − это ни в коем случае не спешка, торопливость, необдуманность, излишняя самоуверенность.
Необходимыми условиями решительности являются широта мышления, проницательность, мужество, большой жизненный и профессиональный опыт, знания, планомерность работы. Поспешная же «решительность», как и нерешительность, то есть психическое состояние, характеризуемое недостатком психологической готовности принять решение и ведущее к необоснованной отсрочке или невыполнению действий, чреваты неблагоприятными последствиями и не раз приводили к жизненным, в том числе и профессиональным, ошибкам.