Вопрос 2. Положительные эмоциональные состояния

Эмоциональные состояния

1. Психологическое состояние — это …?

2. Положительные эмоциональные состояния?

3. Отрицательные эмоциональные состояния?

Вопрос 1. Психологическое состояние — это

Психологическое состояниеэто конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности.

Психологические состояния могут быть эндогенными и реактивными, или психогенными. В возникновении эндогенных состояний главную роль играют факторы организма. Отношения не играют роли. Психогенные состояния возникают по поводу обстоятельств, имеющих важное значение, связанных со значимыми отношениями: неудачей, потерей репутации, крахом, катастрофой, потерей дорогого лица.

Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния-радости, воодушевления, восторга, а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку.

 

Выделяют такие свойства психических состояний как:

· Целостность (Данное свойство проявляется в том, что состояния выражают взаимоотношение всех компонентов психики и характеризуют всю психическую деятельность в целом на протяжении данного отрезка времени)

· Подвижность ( Психические состояния изменчивы во времени, имеют динамику развития, проявляющуюся в смене стадий протекания: начало, развитие, завершение)

· Относительная устойчивость ( Динамика психических состояний выражена в значительной меньшей степени, чем динамика психических процессов)

· Полярность ( Каждое состояние имеет свой антипод. Например, интерес — безразличие, бодрость — вялость, спокойствие — гнев)

 

Психологические состояния имеют множество критериев классификации, но наиболее распространены следующие классификационные признаки.

1. По тому, какие психические процессы преобладают, состояния делятся на:

u Гностические (к гностическим психическим состояниям обычно относят любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение и т. д)

u Эмоциональные (радость, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.)

u Волевые (активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.)

2. Также на основе системного подхода психические состояния разделяются на:

n Волевые (разрешение – напряжение)

Ø Праксические

Ø Мотивационные

n Аффективные (удовольствие – неудовольствие)

Ø Гуманитарные

Ø Эмоциональные

n Состояния сознания (сон – активация).

3. Классификация по признаку соотнесенности с личностными подструктурами разделяет состояния на:

è состояния индивида

è состояния субъекта деятельности

è состояния личности и состояния индивидуальности.

4. По времени протекания выделяют:

l кратковременные

l затяжные

l  длительные состояния.

5. По степени осознанности состояния делятся на: более осознанные и менее осознанные.

6. В зависимости от преобладающего воздействия личности или ситуации на возникновение психических состояний выделяют: личностные и ситуативные состояния.

7. По степени глубины состояния могут быть: глубокими, менее глубокими и поверхностными.

8. По характеру влияния на личность психические состояния могут быть: стеническими (состояния, активизирующие жизнедеятельность или типично положительные) и астеническими (состояния, подавляющие жизнедеятельность или типично отрацительные), а также специфические состояния (сон — бодрствование).

Вопрос 2. Положительные эмоциональные состояния

Типично положительными состояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску. Они характеризуются улыбкой на лице, удовольствием от общения с другими людьми, ощущением принятия окружающими, уверенностью в себе и спокойствием, ощущением способности справиться с жизненными проблемами.

Выделяются три группы факторов положительных эмоциональных состояний:

ü  полнота переживаний и их глубина;

ü  успех;

ü чувство привязанности к людям.

Полнота переживаний характеризуется как полная вовлеченность, погруженность в какую-либо деятельность - трудовую или досуговую. Источником этой вовлеченности является равновесие между сложностью деятельности и умениями человека. Если проблема, которую предстоит решить, слишком сложна, появляется чувство беспокойства, если слишком проста, то чувство скуки.

Положительно окрашенное эмоциональное состояние влияет на протекание практически всех психических процессов и поведение человека.

Так, если в момент заучивания испытуемые находились в состоянии удовольствия, радости, то доля последующего воспроизведения заученных слов составляла 78%, если же в состоянии подавленности, депрессии, то только 34%. Известно, что успех в решении интеллектуального теста положительно влияет на успешность решения последующих заданий, неуспех - отрицательно.

Стимулирование положительных эмоций приводит к оригинальным и разнообразным словесным ассоциациям, способствует творческой отдаче и благоприятно влияет на решение задач.

Многие эксперименты показали, что счастливые люди проявляют большую готовность прийти на помощь другим. Так, в одном из экспериментов 47% испытуемых, положительно окрашенные, эмоциональные состояния которых были вызваны воспоминаниями о счастливых эпизодах их жизни, с готовностью согласились сдать свою кровь, в то время как в контрольной группе на это согласились лишь 17%.

К типично положительным эмоциональным состояниям относятся:

 

Радость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Является положительной внутренней мотивацией человека.

Счастье — психологическое состояние, при котором человек испытывает удовлетворенность собственным бытием, внутренняя гармония.

Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту. Способность к любви у высших животных может проявляться в форме привязанности, сложных взаимоотношений социального типа внутри группы.

В учебной и профессиональной деятельности положительными психическими состояниями являются:.

Профессиональная заинтересованность − психическое состояние, для которого характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста.

Творческое вдохновение − психическое состояние, выражающееся в творческом подъеме; обострении восприятия; повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастания мощи воображения; возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений и т.д.

Решительность − психическое состояние готовности быстро принять решение и привести его в исполнение. Однако решительность − это ни в коем случае не спешка, торопливость, необдуманность, излишняя самоуверенность.

Необходимыми условиями решительности являются широта мышления, проницательность, мужество, большой жизненный и профессиональный опыт, знания, планомерность работы. Поспешная же «решительность», как и нерешительность, то есть психическое состояние, характеризуемое недостатком психологической готовности принять решение и ведущее к необоснованной отсрочке или невыполнению действий, чреваты неблагоприятными последствиями и не раз приводили к жизненным, в том числе и профессиональным, ошибкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: