Участие в политической деятельности

Согласно п. 6 ст. 2 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, если она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:

- участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

- участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

- публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

- распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

- формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

- вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

- финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

 

1.3.4.2. Дополнительные обязанности иностранных агентов

 

Наделение НКО статусом организации, выполняющей функции иностранного агента, возлагает на нее дополнительные обязанности, в частности (п. 1 ст. 24, п. 3, 3.2 ст. 32 Закона N 7-ФЗ):

- представление в уполномоченный орган отчета о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов - один раз в полгода;

- представление в уполномоченный орган документов о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально;

- представление в уполномоченный орган аудиторского заключения - ежегодно;

- размещение в Интернете или предоставление СМИ для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган, - один раз в полгода;

- указание в материалах, издаваемых и (или) распространяемых НКО - иностранным агентом, в том числе через СМИ и (или) с использованием Интернета, что эти материалы изданы и (или) распространены НКО - иностранным агентом.

Кроме того, некоммерческая организация, намеревающаяся осуществлять функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в Минюст РФ заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (п. 7 ст. 32 Закона N 7-ФЗ).

В случае если выявлено, что НКО, выполняющая функции иностранного агента, не подала заявление о включении ее в реестр, уполномоченный орган самостоятельно включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр. Такое решение может быть обжаловано в суд.

Однако неоднократное невыполнение обязанностей НКО, в том числе иностранных агентов, является основанием для обращения Минюста России или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации на основании п. 7.1 ст. 32 Закона N 7-ФЗ.

 

1.3.4.3. Внеплановые проверки

 

Для проведения внеплановой проверки НКО - иностранного агента п. 4.2 ст. 32 Закона N 7-ФЗ установлен отдельный перечень оснований:

- истечение содержащегося в ранее внесенном предупреждении уполномоченного органа срока устранения нарушения;

- поступление информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и о наличии в ее деятельности признаков экстремизма;

- поступление в уполномоченный орган представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с п. 4 ст. 35 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", п. 13 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

- наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалами обращениям;

- поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об осуществлении НКО деятельности в качестве иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

- поступление в уполномоченный орган заявления от некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об исключении этой некоммерческой организации из указанного реестра в связи с прекращением ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

 

1.3.4.4. Ответственность НКО - иностранных агентов

 

Злостное уклонение НКО - иностранных агентов от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения организации в реестр, наказывается штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (ст. 330.1 УК РФ).

Кроме того, установлена и административная ответственность за нарушение законодательства, регулирующего деятельность НКО, выполняющих функции иностранного агента. Так, за непредставление такими НКО необходимой информации в соответствующий государственный орган предусмотрен штраф: для должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей, для юридических лиц - от 100 000 до 300 000 рублей (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ).

В случае если НКО - иностранный агент не состоит в специальном реестре таких организаций, штраф для должностных лиц составит от 100 000 до 300 000 рублей, для юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей.

Такие же штрафы предусмотрены в случае, когда указанные НКО размещают в СМИ или Интернете информацию без упоминания о том, что она исходит от иностранного агента (ст. 19.34 КоАП РФ).

Наконец, если НКО - иностранный агент продолжает работать, несмотря на решение о приостановлении ее деятельности, организаторов работы могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 50 000 рублей, а участников такого НКО - от 3 000 до 5 000 рублей (п. 2 ст. 20.28 КоАП РФ).

Кстати, данные штрафные санкции можно попытаться оспорить.

Дело в том, что Постановлением от 08.04.2014 N 10-П Конституционный Суд РФ признал положение ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, предусматривающее минимальные размеры административного штрафа для юридических и должностных лиц, не соответствующим Конституции РФ, поскольку оно не позволяет назначить наказание ниже низшего предела. Однако не исключено, что оспорить санкции получится только в суде.

 

Глава 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В НКО

 

Основная задача бухгалтера некоммерческой организации - правильно отразить поступление и трату целевых средств, проконтролировать расходование денег по целевому назначению, рассчитать налоги и заплатить их в бюджет. Все это он будет делать исходя из тех норм, которые указаны в уставе и смете НКО. Остановимся на них подробнее (мы рассмотрим лишь те моменты в правоустанавливающих документах, которые важны для бухгалтера).

 

Для справки. Штрафы для НКО за нарушения в бухучете

Статьей 120 НК РФ установлена ответственность налогоплательщика за систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений:

- если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, взимается штраф в размере 10 000 рублей (п. 1);

- если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, взимается штраф в размере 30 000 рублей (п. 2);

- если эти деяния повлекли занижение налоговой базы, взимается штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее 40 000 рублей (п. 3).

Кроме того, ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ установлена ответственность для должностных лиц организации в виде штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, под которым понимаются:

- искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

- искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;

- регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

- составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

- отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Важно! Повторное совершение подобного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).

 

2.1. Правоустанавливающие документы НКО:

что нужно знать бухгалтеру

 

2.1.1. Устав

 

2.1.1.1. Уставная и предпринимательская деятельность НКО

 

Для правильного учета и налогообложения поступивших средств бухгалтеру следует определить: является ли деятельность НКО уставной или она относится к предпринимательской. Это не так-то просто.

Дело в том, что законодательство не дает определения уставной деятельности НКО. Поэтому под этим понятием можно понимать просто деятельность, включенную в устав, ради которой создается некоммерческая организация.

Как мы уже отмечали, Закон N 7-ФЗ позволяет НКО вести приносящую доход (далее - предпринимательскую) деятельность. Но только если она служит достижению целей, ради которых создана организация. А это значит, что средства от предпринимательства должны направляться на основную деятельность некоммерческой организации.

Главное - правильно составить устав организации и отразить в нем все виды деятельности, которые предполагается вести. Также желательно включить в устав замечание о том, что прибыль, полученная в результате предпринимательства, не распределяется между членами или учредителями организации.

Например, фрагмент устава НКО, образованной в форме общественной организации, может выглядеть так:

 

1. Цели общественной организации:

1.1. Оказание материальной помощи детям-сиротам, пенсионерам, беженцам и другим категориям социально незащищенных лиц независимо от их национальности, гражданства, вероисповедания.

1.2. Оказание правовой и иной нематериальной поддержки лицам, указанным в п. 1.1 настоящего устава.

2. Виды деятельности общественной организации:

2.1. Благотворительная деятельность.

2.2. Оказание материальной помощи несовершеннолетним, беженцам, бездомным и неимущим.

2.3. Оказание помощи пенсионерам в доставке продуктов питания, лекарства и пр.

2.4. Торговые, посреднические и иные операции, осуществляемые в целях использования полученных доходов для целей, указанных в п. 1 настоящего устава. Доходы, полученные от этих операций, не могут быть распределены между учредителями общественной организации.

...

2.n. Другие виды деятельности, соответствующие целям общественной организации и не запрещенные действующим законодательством РФ.

 

Напомним, НКО, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. На сегодняшний день - не менее 10 000 рублей.

Такие организации не вправе распределять полученную прибыль между своими учредителями.

 

2.1.1.2. Филиалы и представительства

 

Пунктом 1 ст. 5 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что некоммерческие организации могут создавать на территории РФ филиалы или открывать представительства. При этом под филиалом некоммерческой организации понимается ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации. Филиал может осуществлять как все функции некоммерческой организации, так и их часть (п. 2 ст. 5 Закона N 7-ФЗ). Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту (п. 3 ст. 5 Закона N 7-ФЗ).

Представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 3 ст. 55 ГК РФ). В то же время наличие филиалов и представительств рекомендуется, но не обязательно прописывать в учредительных документах некоммерческой организации.

Таким образом, деятельность некоммерческой организации вне места государственной регистрации возможна только путем создания филиала или представительства, а не обособленного подразделения. Аналогичная точка зрения изложена в Письмах Минфина России от 19.02.2016 N 03-02-07/1/9377, от 10.01.2012 N 03-02-07/1-8.

В то же время отметим, что НКО имеет шансы доказать налоговикам наличие именно обособленного подразделения. Так как запрета на открытие последнего Законом N 7-ФЗ или иными нормативными актами не установлено, эти шансы увеличатся, если регистрация подразделения, осуществленная иным образом, чем филиала или представительства (путем подачи сообщения по форме N С-09-3-1 в налоговую инспекцию), прошла успешно.

Данный вопрос может быть принципиален для НКО, желающих применять УСН. Дело в том, что такие организации не вправе иметь филиалы (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Однако обособленные подразделения и представительства (с 2016 года) для "упрощенцев" - не помеха.

 

2.1.1.3. Если вид деятельности - СОНКО

 

В отличие от НКО - иностранных агентов, подверженных дополнительному контролю со стороны государства, социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СОНКО) могут претендовать на финансирование и поддержку органов власти и упрощение в порядке ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности.

Давайте разберемся, какие организации относятся к СОНКО.

Ими признаются НКО, созданные в формах, предусмотренных Законом N 7-ФЗ, исключение составляют государственные корпорации и компании, общественные объединения, являющиеся политическими партиями (п. 2.1 ст. 2 Закона N 7-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ социально ориентированными признаются НКО, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также осуществляющие в соответствии с учредительными документами определенные виды деятельности, среди которых:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

Кроме того, для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации (п. 2 ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).

Таким образом, содержание в уставе одного из указанных видов деятельности, а также фактическое ее ведение является основанием отнесения организации к категории социально ориентированных. Подобное разъяснение приведено в Письме Минэкономразвития России от 16.08.2013 N Д19и-418.

При этом учтите: потребительские кооперативы, ТСЖ, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан не относятся к социально ориентированным, даже если осуществляют социально направленную деятельность. Ведь эти формы не установлены Законом о НКО и его положения на такие НКО не распространяются (п. 3 ст. 1 Закона N 7-ФЗ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: