Принципы построения ОГАС
Задача создания общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки экономическом информации для нужд учета, планирования и управления /сокращенно ОГАС/ была постав лена Директивами ХХ1У съезда КПСС.
В создании общегосударственной автоматизированной системы имеется два основных аспекта. Первый - технико-информационно-программный аспект. Второй - функциональный, связанный с разде лением этой большой охватывающей все проблемы автоматизации управления экономикой системы на отдельные подсистемы, на отдельные модели.
При этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство: со вершенно необоснованной является точка зрения, что создание отдельных функциональных подсистем, на которые подразделяется ОГАС, а именно - автоматизированная система плановых расчетов /АСПР/ автоматизированная система управления материально-техничес ским снабжением /АСУМТС/, автоматизированная система государственной статистики/АСГС/, автоматизированная система управле ния научно-техническим прогрессом, отраслевые системы, может полностью решить задачу автоматизации управления экономикой в нашей стране. ОГАС не может быть простой механической суммой составляющих его подсистем. Это их органическое объединение с большим количеством стыковых, межведомственных задач.
|
|
В связи с этим следует обратить внимание на одно важное обстоятельство. До постановки на ХХ1У съезде КПСС задач по автоматизации управления в нашей стране автоматизировались в основном вертикальные связи, поскольку подсистемы выделялись в соответствии с существующим отраслевым принципом управления. Так же строились связи и между автоматическими системами /АС/. Т.е. АСУ предприятий связывались с АСУ отрасли, промышленности, министерствами или с главными вычислительными центрами министерства. Последние в свою очередь устанавливали связи с ВЦ Госплана и других общегосударственных органов управления.
Такие связи безусловно важны и необходимы. Но они недостаточны для решения многих важных задач управления. Поэтому чрезвычайно важными являются связи между предприятиями различных ведомств, различных министерств, т.е. между экономическими ячейками, находящимися на одном иерархическом уровне, но принадлежащими к разным ведомствам.
Такие связи мы называем горизонтальные. Эти связи являются чрезвычайно важными, потому что многие задачи, связанные с взаимодействием предприятий, принадлежащих различным ведомствам и министерствам в настоящее время настолько громоздки и требуют такого количества вычислений, что без соответствующей автоматизации их невозможно решить с достаточной точностью. Многие из них вообще не могут быть решены или решены в незначительном объеме.
|
|
Прежде всего остановимся на первом аспекте проблемы -технико-информационно-программной базе ОГАС. Об этом имеются четкие указания в Директивах ХХ1У съезда КПСС: технической базой ОГАС должна стать единая государственная сеть вычислительных центров - ЕГСВЦ - и единая автоматизированная системе связи страны.
Как сейчас строится и будет строиться в будущем ЕГСВЦ? Есть три основных типа вычислительных центров, из которых строится ЕГСВЦ. первый тип - ведомственные ВЦ индивидуального пользования. Они принадлежат предприятиям, министерствам или другим органам управления, например территориальным органам управления -облисполкомам или горисполкомам, министерствам /республиканским или союзным/, общегосударственным органам - Госплану СССР или Государственному комитету по материально-техническому снабжению и т.д. Вычислительные центры первого типа в свою очередь разделяются на два подтипа: на ВЦ, принадлежащие предприятиям и ВЦ органов управления.
Второй тип - ведомственные и кустовые ВЦ, коллективного пользования, работающие по территориально-ведомственному принципу. Они обслуживают группу мелких предприятий какого-либо ведомства, расположенных в определенном районе и для которых строительство самостоятельных вычислительных центров не целесообразно.
К первому типу относятся государственные вычислительные центры коллективного пользования - ВЦКП. Они будут принадлежать государственному органу, специально направленному на выполнение информационно-вычислительных задач и обслуживать как мелких, так и крупных пользователей независимо от их ведомственной принадлежности. Автоматизированная ВЦКП станет основой автоматизированной информационно-вычислительной службы страны.
По проделанным расчетам в настоящее время необходимо построить 200 таких ВЦ, т.е. приблизительно столько, сколько существует в нашей стране административных единиц /областей, автономных республик и др./, т.е. практически в каждом областном центре должен быть построен один вычислительный центр коллективного пользования. В зависимости от условий и необходимости некоторые области будут иметь и два ВЦКП.
Затем с помощью системы связи 0ГСПД - общегосударственной системы передачи данных, т.е. системы связи, нацеленной на передачу цифровой алфавитной информации - эти ВЦКП будут связаны с абонентами. Абонентами ВЦКП могут быть различные предприятия и органы управления, не имеющие своих собственных ВЦ.
Для вхождения в ВЦКП каждый пользователь должен иметь специальный абонентский пункт. В зависимости от количества решаемых задач, от информационных потоков, эти пункты будут оснащены оборудованием различной мощности, простейший абонентский пункт будет иметь обыкновенный телетайп и обслуживаться дежурным оператором. Наиболее сложный абонентский пункт будет состоять из миникомпью-тера и различного рода периферийных запоминающих устройств.
Такой абонентский пункт по существу будет своеобразным мини-вычислительным центром. Некоторые простейшие вычислительные и информационные потребности данного абонента он сможет выполнять самостоятельно. А для решения более сложных задач обращается в ВЦКП.
Если рассматривать ЕГСВЦ как простое техническое средство для обслуживания потребителей с удаленных пунктов, прежде всего, с удаленных терминалов, то его режимом работы будет режим разделения времени, пакетной обработки и пр. по более-менее случайным или регулярным запросам.
В настоящее время такого рода системы уже имеются в мире. Это чисто коммерческие предприятия, обслуживающие вычислительными мощностями различных потребителей. Но в наших условиях мы не можем остановиться только на этом этапе. Мы должны на базе ЕГСВЦ построить ОГАС.
|
|
Чем отличается ОГАС от ЕГСВЦ? Какие дополнительные вопросы нужно решить, чтобы превратить ЕГСВЦ в ОГАС? Прежде всего, нужно решить задачу по созданию информационной базы этой системы. За рубежом вычислительному центру или соответствующей сети ВЦ коллективного пользования присущ коммерческий характер. Они нацелены, прежде всего, на простую продажу машинного времени. Создание информационной базы для них - дело самих потребителей, Проектанты этим не занимаются,
В нашей стране эта сеть направлена на вполне определенную задачу: на оптимальное управление экономикой в народном хозяйстве, У нас имеется вполне определенный поток задач. Для их успешного решения необходима определенная информация. Поэтому мы должны проектировать не только саму технику, не только программы, обеспечивающие работу в режиме продажи машинного времени для этой системы, но и процедуры управления, соответствующие экономическую и информационную базы. Этим прежде всего и отличается ОГАС от простой сети ВЦ.
Однако при создании информационной базы ОГАС возникают две основные трудности, которые мешают принимать классический метод проектирования этой системы, первая трудность в создании информационной базы и подходе к проектированию ОГАС состоит в следующем. Структура управления и функции управления экономикой в этой большой системе должны быть чрезвычайно гибким элементом.
В соответствии с классическими методами проектирования при разработке проекта ОГАС сначала устанавливаются цели, ради которых создается система, а также процедуры управления. Затем определяются виды и объем информации, и только после этого организуются информационные потоки.
Создание же информационной базы для такой системы - очень длительный процесс. Зарубежная практика показывает, что создание информационной базы для системы по сложности составляющей примерно 2-3% ОГАС, занимало 7-8 лет. А для ОГАС информационная база будет создаваться лет 12-15. Разумеется за это время как структура управления, так и функции органов управления несомненно изменяться и вся работа будет затрачена впустую.
|
|
Вторая трудность заключается в том, что ОГАС помимо регулярных потоков информации будет получать и различные случайные запросы на информацию со стороны самых различных абонентов. А, как известно, аппетит рождается во время еды. Сколько бы мы не проводили обследований, эти случайные запросы информации выявить по-настоящему не сможем.
Выход из этого положения может быть только один - система должна строиться как постоянно расширяющаяся. У нее должны быть резервы для внутреннего расширения. Вот эти две основные трудности нужно иметь в виду при проектировании системы.
Итак, как преодолеть вторую трудность я сказал. А как быть с первой трудностью, как создавать информационный массив? Если провести более подробный анализ информационных массивов, то оказывается, что 98-99% трудности состоит в создании первичных информационных массивов, тех массивов, которые отображают первичную экономическую информацию, находящуюся на предприятиях, в КБ и т.д.
Эта информация не зависит от структуры управления экономикой. Она зависит только от реальной технологической действительности, которая имеет место внизу, т.е., существует нечто, я бы не сказал "неизменное", но развивающееся независимо, по другим законам, которые определяют изменение структуры управляющих органов.
Поэтому основная идея, которую я предлагаю в создании ОГАС, состоит в следующем: информационную базу ОГАС, т.е. первичные информационные массивы, надо создавать параллельно и независимо от решения функциональных задач, системы определения задач, которые будет она решать, и, следовательно, от вторичных информационных массивов, которые эти задачи потребуют для себя. Более того, первичные информационные массивы надо привязывать к объективной экономической информации на местах.
И вторая идея - система обращения к первичным массивам -должна быть очень гибкой, т.е. необходимо создание специальной соответствующей программной базы, математического обеспечения, которая позволит быстро извлекать любую информацию из этих первичных массивов, и формировать, в случае необходимости, любые вторичные массивы. Эти первичные массивы могут быть расположены как в вычислительных центрах предприятий, так и кустовых ВЦ, ВЦ коллективного пользования, обслуживающих предприятия.
Что представляют собой первичные массивы? Это массивы, которые описывают основные фонды на предприятиях, включая соответствующие постройки, помещения, различное технологическое оборудование, а также трудовые ресурсы, кадровый массив, нормативные /информационные массивы по нормативам,/, плановые, всевозможные технологические массивы, технологические карты и т.д.
Первичные информационные массивы необходимы для решения задач управления на предприятиях. Поэтому их создание не есть вкладывание капиталов в расчете на отдаленное будущее. Если будут созданы такие массивы, а также системы постоянного их обновления, чтобы они в любое время отображали реальное состояние дел на предприятии, то можно будет строить эффективные системы управления самими предприятиями и уже сегодня получать определенную эффективность, хотя далеко и не полную.
Но для этого надо, естественно, унифицировать соответствующие информационные массивы, разработать формы, определить какие показатели по оборудованию должны в них быть.
Вторая составная часть - это математическое обеспечение. В нем должен быть специальный информационный язык и система программ. Они позволят из первичных информационных массивов на вычислительных мощностях, принадлежащих заводам или на БЦКП /т.е. на первичных ВЦ/ произвести подготовку и выдачу массивов в любых разрезах: из массива с большим количеством показателей выбрать какие-либо 2-3 показателя и сформировать новый массив, или, например, выяснить сколько в нашей стране станков с необходимыми нам характеристиками и т.д.
Такая система аналогична созданной в нашем институте системе "ИНФОР и внедряемой в настоящее время на предприятиях 9-ти машиностроительных министерств /первая очередь/, а также кое-где и в др.местах. И вот такого рода системы должны быть обязательными для всех первичных АСУ, АСУ предприятий.
Однако, недостаточно иметь только информацию внизу и соответствующие программы, чтобы полностью решать все задачи управления. Дело в том, что эта информация принадлежит разным ведомствам. Ведомственные же ВЦ заняты решением своих собственных задач.
Поэтому для того, чтобы организовать потоки информации в государственном масштабе, нужно централизованное межведомствен ное управление всеми информационными массивами и ВЦ, Подчеркиваю: управление именно информацией и ВЦ, а не управление экономикой,
В рамках ОГАС нужно, прежде всего, создавать собственную систему управления со своим собственным хозяйством.
Что необходимо для того, чтобы из первичных массивов, находящихся на ВЦ какого-либо завода, сформировать вторичный массив? Во-первых, надо знать, есть ли эта информация в нужной форме на данном заводе, или нет. Ведь мы условились рассматривать эту систему как развивающуюся. Следовательно, на некоторых заводах уже могут быть созданы массивы, а не других еще нет. А мы им задаем: сделайте такой-то вторичный массив, а у них нет еще первичного.
Во-вторых, необходимо установить, есть ли на данных ВЦ соответствующие программы, с помощью которых они могут выполнить нашу работу. В-третьих, нужно знать, есть ли необходимые технические комплексы для этого выполнения. Потому что может оказаться, что есть и программа и информация, Но программа требует, скажем, 64 Ка памяти, а на ВЦ завода в данный момент работает только 32 Ка. А второй куб остановлен, предположим, на ремонт.
Мы выдаем на ВЦ задание, а оно не может быть выполнено. Значит, надо знать, в каком состоянии находится оборудование ВЦ. И наконец, есть ли свободное время. Такое, которое не связано с необходимостью прекращать решение своих собственных задач, очень важных для управления заводом.