В рамках ОГАС нужно, прежде всего, создавать собственную систему управления со своим собственным хозяйством

Принципы построения ОГАС

Задача создания общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки экономическом информации для нужд учета, планирования и управления /сокращенно ОГАС/ была постав лена Директивами ХХ1У съезда КПСС.

В создании общегосударственной автоматизированной системы имеется два основных аспекта. Первый - технико-информационно-программный аспект. Второй - функциональный, связанный с разде лением этой большой охватывающей все проблемы автоматизации управления экономикой системы на отдельные подсистемы, на от­дельные модели.

При этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство: со вершенно необоснованной является точка зрения, что создание отдельных функциональных подсистем, на которые подразделяется ОГАС, а именно - автоматизированная система плановых расчетов /АСПР/ автоматизированная система управления материально-техничес ским снабжением /АСУМТС/, автоматизированная система государ­ственной статистики/АСГС/, автоматизированная система управле ния научно-техническим прогрессом, отраслевые системы, может полностью решить задачу автоматизации управления экономикой в нашей стране. ОГАС не может быть простой механической суммой составляющих его подсистем. Это их органическое объединение с большим количеством стыковых, межведомственных задач.

В связи с этим следует обратить внимание на одно важное обстоятельство. До постановки на ХХ1У съезде КПСС задач по автоматизации управления в нашей стране автоматизировались в основном вертикальные связи, поскольку подсистемы выделялись в соответствии с существующим отраслевым принципом управления. Так же строились связи и между автоматическими системами /АС/. Т.е. АСУ предприятий связывались с АСУ отрасли, промышлен­ности, министерствами или с главными вычислительными центрами министерства. Последние в свою очередь устанавливали связи с ВЦ Госплана и других общегосударственных органов управления.

Такие связи безусловно важны и необходимы. Но они недоста­точны для решения многих важных задач управления. Поэтому чрез­вычайно важными являются связи между предприятиями различных ведомств, различных министерств, т.е. между экономическими ячей­ками, находящимися на одном иерархическом уровне, но принадлежа­щими к разным ведомствам.

Такие связи мы называем горизонтальные. Эти связи являются чрезвычайно важными, потому что многие задачи, связанные с вза­имодействием предприятий, принадлежащих различным ведомствам и министерствам в настоящее время настолько громоздки и требуют такого количества вычислений, что без соответствующей автомати­зации их невозможно решить с достаточной точностью. Многие из них вообще не могут быть решены или решены в незначительном объеме.

Прежде всего остановимся на первом аспекте проблемы -технико-информационно-программной базе ОГАС. Об этом имеются четкие указания в Директивах ХХ1У съезда КПСС: технической базой ОГАС должна стать единая государственная сеть вычислительных центров - ЕГСВЦ - и единая автоматизированная системе связи страны.

Как сейчас строится и будет строиться в будущем ЕГСВЦ? Есть три основных типа вычислительных центров, из которых строит­ся ЕГСВЦ. первый тип - ведомственные ВЦ индивидуального пользования. Они принадлежат предприятиям, министерствам или другим органам управления, например территориальным органам управления -облисполкомам или горисполкомам, министерствам /республиканским или союзным/, общегосударственным органам - Госплану СССР или Государственному комитету по материально-техническому снабжению и т.д. Вычислительные центры первого типа в свою очередь раз­деляются на два подтипа: на ВЦ, принадлежащие предприятиям и ВЦ органов управления.

Второй тип - ведомственные и кустовые ВЦ, коллективного пользования, работающие по территориально-ведомственному прин­ципу. Они обслуживают группу мелких предприятий какого-либо ве­домства, расположенных в определенном районе и для которых строительство самостоятельных вычислительных центров не целесо­образно.

К первому типу относятся государственные вычислительные центры коллективного пользования - ВЦКП. Они будут принадлежать государственному органу, специально направленному на выполнение информационно-вычислительных задач и обслуживать как мелких, так и крупных пользователей независимо от их ведомственной при­надлежности. Автоматизированная ВЦКП станет основой автоматизи­рованной информационно-вычислительной службы страны.

По проделанным расчетам в настоящее время необходимо по­строить 200 таких ВЦ, т.е. приблизительно столько, сколько суще­ствует в нашей стране административных единиц /областей, авто­номных республик и др./, т.е. практически в каждом областном центре должен быть построен один вычислительный центр коллектив­ного пользования. В зависимости от условий и необходимости неко­торые области будут иметь и два ВЦКП.

Затем с помощью системы связи 0ГСПД - общегосударственной системы передачи данных, т.е. системы связи, нацеленной на пере­дачу цифровой алфавитной информации - эти ВЦКП будут связаны с абонентами. Абонентами ВЦКП могут быть различные предприятия и органы управления, не имеющие своих собственных ВЦ.

Для вхождения в ВЦКП каждый пользователь должен иметь спе­циальный абонентский пункт. В зависимости от количества решаемых задач, от информационных потоков, эти пункты будут оснащены обо­рудованием различной мощности, простейший абонентский пункт будет иметь обыкновенный телетайп и обслуживаться дежурным оператором. Наиболее сложный абонентский пункт будет состоять из миникомпью-тера и различного рода периферийных запоминающих устройств.

Такой абонентский пункт по существу будет своеобразным мини-вычислительным центром. Некоторые простейшие вычислительные и информационные потребности данного абонента он сможет выполнять самостоятельно. А для решения более сложных задач обращается в ВЦКП.

Если рассматривать ЕГСВЦ как простое техническое средство для обслуживания потребителей с удаленных пунктов, прежде всего, с удаленных терминалов, то его режимом работы будет режим разде­ления времени, пакетной обработки и пр. по более-менее случайным или регулярным запросам.

В настоящее время такого рода системы уже имеются в мире. Это чисто коммерческие предприятия, обслуживающие вычислительными мощностями различных потребителей. Но в наших условиях мы не можем остановиться только на этом этапе. Мы должны на базе ЕГСВЦ построить ОГАС.

Чем отличается ОГАС от ЕГСВЦ? Какие дополнительные вопросы нужно решить, чтобы превратить ЕГСВЦ в ОГАС? Прежде всего, нужно решить задачу по созданию информационной базы этой системы. За рубежом вычислительному центру или соответ­ствующей сети ВЦ коллективного пользования присущ коммерческий характер. Они нацелены, прежде всего, на простую продажу машин­ного времени. Создание информационной базы для них - дело самих потребителей, Проектанты этим не занимаются,

В нашей стране эта сеть направлена на вполне определенную задачу: на оптимальное управление экономикой в народном хозяй­стве, У нас имеется вполне определенный поток задач. Для их успешного решения необходима определенная информация. Поэтому мы должны проектировать не только саму технику, не только про­граммы, обеспечивающие работу в режиме продажи машинного вре­мени для этой системы, но и процедуры управления, соответству­ющие экономическую и информационную базы. Этим прежде всего и отличается ОГАС от простой сети ВЦ.

Однако при создании информационной базы ОГАС возникают две основные трудности, которые мешают принимать классический метод проектирования этой системы, первая трудность в создании информационной базы и подходе к проектированию ОГАС состоит в следующем. Структура управления и функции управления экономикой в этой большой системе должны быть чрезвычайно гибким элементом.

В соответствии с классическими методами проектирования при разработке проекта ОГАС сначала устанавливаются цели, ради ко­торых создается система, а также процедуры управления. Затем определяются виды и объем информации, и только после этого организуются информационные потоки.

Создание же информационной базы для такой системы - очень длительный процесс. Зарубежная практика показывает, что создание информационной базы для системы по сложности составляющей при­мерно 2-3% ОГАС, занимало 7-8 лет. А для ОГАС информационная база будет создаваться лет 12-15. Разумеется за это время как структура управления, так и функции органов управления несомнен­но изменяться и вся работа будет затрачена впустую.

Вторая трудность заключается в том, что ОГАС помимо регу­лярных потоков информации будет получать и различные случайные запросы на информацию со стороны самых различных абонентов. А, как известно, аппетит рождается во время еды. Сколько бы мы не проводили обследований, эти случайные запросы информации выявить по-настоящему не сможем.

Выход из этого положения может быть только один - система должна строиться как постоянно расширяющаяся. У нее должны быть резервы для внутреннего расширения. Вот эти две основные труд­ности нужно иметь в виду при проектировании системы.

Итак, как преодолеть вторую трудность я сказал. А как быть с первой трудностью, как создавать информационный массив? Если провести более подробный анализ информационных массивов, то ока­зывается, что 98-99% трудности состоит в создании первичных информационных массивов, тех массивов, которые отображают пер­вичную экономическую информацию, находящуюся на предприятиях, в КБ и т.д.

Эта информация не зависит от структуры управления экономи­кой. Она зависит только от реальной технологической действитель­ности, которая имеет место внизу, т.е., существует нечто, я бы не сказал "неизменное", но развивающееся независимо, по другим законам, которые определяют изменение структуры управляющих органов.

Поэтому основная идея, которую я предлагаю в создании ОГАС, состоит в следующем: информационную базу ОГАС, т.е. первичные информационные массивы, надо создавать параллельно и независимо от решения функциональных задач, системы опреде­ления задач, которые будет она решать, и, следовательно, от вторичных информационных массивов, которые эти задачи потребу­ют для себя. Более того, первичные информационные массивы на­до привязывать к объективной экономической информации на местах.

И вторая идея - система обращения к первичным массивам -должна быть очень гибкой, т.е. необходимо создание специальной соответствующей программной базы, математического обеспечения, которая позволит быстро извлекать любую информацию из этих первичных массивов, и формировать, в случае необходимости, любые вторичные массивы. Эти первичные массивы могут быть расположены как в вычислительных центрах предприятий, так и кустовых ВЦ, ВЦ коллективного пользования, обслуживающих пред­приятия.

Что представляют собой первичные массивы? Это массивы, которые описывают основные фонды на предприятиях, включая соответствующие постройки, помещения, различное технологи­ческое оборудование, а также трудовые ресурсы, кадровый мас­сив, нормативные /информационные массивы по нормативам,/, пла­новые, всевозможные технологические массивы, технологические карты и т.д.

Первичные информационные массивы необходимы для решения задач управления на предприятиях. Поэтому их создание не есть вкладывание капиталов в расчете на отдаленное будущее. Если будут созданы такие массивы, а также системы постоянного их обновления, чтобы они в любое время отображали реальное состоя­ние дел на предприятии, то можно будет строить эффективные системы управления самими предприятиями и уже сегодня получать определенную эффективность, хотя далеко и не полную.

Но для этого надо, естественно, унифицировать соответству­ющие информационные массивы, разработать формы, определить какие показатели по оборудованию должны в них быть.

Вторая составная часть - это математическое обеспечение. В нем должен быть специальный информационный язык и система программ. Они позволят из первичных информационных массивов на вычислительных мощностях, принадлежащих заводам или на БЦКП /т.е. на первичных ВЦ/ произвести подготовку и выдачу массивов в любых разрезах: из массива с большим количеством показателей выбрать какие-либо 2-3 показателя и сформировать новый массив, или, например, выяснить сколько в нашей стране станков с необ­ходимыми нам характеристиками и т.д.

Такая система аналогична созданной в нашем институте систе­ме "ИНФОР и внедряемой в настоящее время на предприятиях 9-ти машиностроительных министерств /первая очередь/, а также кое-где и в др.местах. И вот такого рода системы должны быть обяза­тельными для всех первичных АСУ, АСУ предприятий.

Однако, недостаточно иметь только информацию внизу и соот­ветствующие программы, чтобы полностью решать все задачи управ­ления. Дело в том, что эта информация принадлежит разным ведом­ствам. Ведомственные же ВЦ заняты решением своих собственных задач.

Поэтому для того, чтобы организовать потоки информации в государственном масштабе, нужно централизованное межведомствен ное управление всеми информационными массивами и ВЦ, Подчерки­ваю: управление именно информацией и ВЦ, а не управление эко­номикой,

В рамках ОГАС нужно, прежде всего, создавать собственную систему управления со своим собственным хозяйством.

Что необходимо для того, чтобы из первичных массивов, находящихся на ВЦ какого-либо завода, сформировать вторичный массив? Во-первых, надо знать, есть ли эта информация в нуж­ной форме на данном заводе, или нет. Ведь мы условились рас­сматривать эту систему как развивающуюся. Следовательно, на некоторых заводах уже могут быть созданы массивы, а не других еще нет. А мы им задаем: сделайте такой-то вторичный массив, а у них нет еще первичного.

Во-вторых, необходимо установить, есть ли на данных ВЦ соответствующие программы, с помощью которых они могут выпол­нить нашу работу. В-третьих, нужно знать, есть ли необходимые технические комплексы для этого выполнения. Потому что может оказаться, что есть и программа и информация, Но программа требует, скажем, 64 Ка памяти, а на ВЦ завода в данный момент работает только 32 Ка. А второй куб остановлен, предположим, на ремонт.

Мы выдаем на ВЦ задание, а оно не может быть выполнено. Значит, надо знать, в каком состоянии находится оборудование ВЦ. И наконец, есть ли свободное время. Такое, которое не связано с необходимостью прекращать решение своих собственных задач, очень важных для управления заводом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: