IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

 

30. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования:

личностным, включающим: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности;

метапредметным, включающим: универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией); универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация); универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль);

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению.

31. Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствует процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

32. Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе.

Гражданско-патриотическое воспитание:

становление ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании;

физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

33. Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:

33.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.

Базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного учителем алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки;

соблюдать с помощью взрослых (учителя, родителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации;

33.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.

Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, инструкция);

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;

33.3. Овладение универсальными регулятивными действиями.

Самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных операций.

Самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

34. Предметные результаты освоения программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, ориентированные на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях:

34.1. Предметные результаты по русскому языку и литературному чтению должны обеспечивать:

Русский язык:

1) первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

2) понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;

3) осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

4) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка:

аудирование (слушание): адекватно воспринимать звучащую речь; понимать воспринимаемую информацию, содержащуюся в предложенном тексте; определять основную мысль воспринимаемого текста; передавать содержание воспринимаемого текста путем ответа на предложенные вопросы; задавать вопросы по услышанному тексту;

говорение: осознавать цели и ситуации (с кем и где происходит общение) устного общения; выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; использовать диалогическую форму речи; уметь начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание собеседника; отвечать на вопросы и задавать их; строить устные монологические высказывания в соответствии с учебной задачей; соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, просьба); соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию;

чтение: соблюдать орфоэпические нормы при чтении вслух; понимать содержание предлагаемого текста; использовать выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала; находить информацию, заданную в тексте в явном виде; формулировать простые выводы, интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; анализировать содержание, языковые особенности и структуру текста;

письмо: списывать, писать под диктовку в соответствии с изученными правилами; писать подробное изложение; создавать небольшие тексты (сочинения) по соответствующей возрасту тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картинок, просмотра фрагмента видеозаписи); использовать словари и различные справочные материалы, включая ресурсы сети Интернет;

5) сформированность первоначальных научных представлений о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

6) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета.

Литературное чтение:

1) сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

2) достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

3) осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

4) первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

5) овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

6) овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

34.2. Предметные результаты по родному языку и литературному чтению на родном языке[8] должны обеспечивать:

Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации:

1) понимание статуса и значения государственного языка республики Российской Федерации, формирование мотивации к изучению государственного языка республики Российской Федерации: понимать значение государственного языка республики Российской Федерации для межнационального общения, освоения культуры и традиций народов республики Российской Федерации; понимать необходимость овладения государственным языком республики Российской Федерации; проявлять интерес и желание к его изучению как к важнейшей духовно-нравственной ценности народа;

2) сформированность первоначальных знаний о фонетике, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации изучаемого языка, а также умений применять полученные знания в речевой деятельности: различать на слух и произносить звуки и слова изучаемого языка в соответствии с языковой нормой, без фонетических ошибок; употреблять в речи лексику, усвоенную в пределах изучаемого коммуникативно-речевого материала; группировать лексику изучаемого языка по тематическому принципу; строить небольшие по объему устные высказывания с использованием усвоенной лексики и языковых знаний; участвовать в речевом общении, используя изученные формулы речевого этикета;

3) сформированность и развитие всех видов речевой деятельности на изучаемом языке:

аудирование (слушание): понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, телевизионные и радиопередачи);

говорение: воспроизводить речевые образцы, участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, в обсуждении прослушанных или прочитанных текстов; декламировать стихи;

чтение: читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;

письмо: воспроизводить речевые образцы, списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; выполнять небольшие письменные работы и творческие задания;

4) усвоение элементарных сведений о языке как носителе культуры народа: составлять небольшие рассказы по заданной теме на изучаемом языке; представлять родной край как часть России на изучаемом языке в различных ситуациях общения.

Родной язык:

1) понимание роли языка как основного средства человеческого общения; осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа; понимание необходимости овладения родным языком; проявление познавательного интереса к родному языку и желания его изучать;

2) сформированность первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте родного языка среди других языков народов России: понимать, что родной край есть часть России, составлять высказывания о малой родине, приводить примеры традиций и обычаев, объединяющих народы России; составлять небольшие рассказы о взаимосвязях языков, культур и истории народов России; осознавать роль родного языка как носителя народной культуры, средства ее познания; понимать эстетическую ценность родного языка, стремиться к овладению выразительными средствами, свойственными родному языку;

3) освоение первоначальных знаний о родном языке как системе, о его нормах, специфике, закономерностях его функционирования: владеть основными орфоэпическими и лексическими нормами родного языка; применять на практике правила словообразования и словоизменения, построения словосочетаний и предложений (простых и сложных);

4) сформированность и развитие видов речевой деятельности на родном языке (слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо):

слушание (аудирование) и говорение: понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, телевизионные и радиопередачи); определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста); различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие); участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, обсуждать поставленные вопросы, прослушанные высказывания; формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога; применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников); решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса; рассказывать устно о себе (внешность, интересы, любимые занятия), о своей семье (традиции, совместные занятия); описывать предмет (название, качества, назначение); уместно употреблять в устной речи пословицы, поговорки родного народа, использовать изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения); составлять небольшие высказывания для публичного выступления с использованием небольших презентаций;

чтение и письмо: читать вслух небольшие тексты разного вида (фольклорный, художественный, научно-познавательный, справочный) в индивидуальном темпе, позволяющем понять содержание и смысл прочитанного; составлять план текста (с помощью и самостоятельно); пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и кратко); списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; строить связные высказывания в письменной форме на различные темы; выполнять небольшие творческие задания (дополнение и распространение предложения текста / изложения).

Литературное чтение на родном языке:

1) понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова); соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино); иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации; находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира;

2) освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями); владеть техникой смыслового чтения про себя – понимание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста; различать жанры фольклорных произведений (малые фольклорные жанры, сказки, легенды, мифы); понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа (порадовать, поучить, использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных песен своего народа (других народов); сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль, герои); сопоставлять названия произведения с его темой (о природе, истории, детях, о добре и зле и т.д.); различать жанры небольших художественных произведений детской литературы своего народа (других народов) – стихотворение, рассказ, басню; анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действий, средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);

3) приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах; сформированность читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся: определение цели чтения различных текстов (художественных, научно-популярных, справочных); удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение кругозора; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) для решения учебных и практических задач; ставить вопросы к тексту, составление плана для его пересказа, для написания изложений; проявление интереса к самостоятельному чтению, формулирование своих читательских ожиданий, ориентируясь на имя автора, жанр произведения, иллюстрации к книге; читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации; участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить доказательства своей точки зрения; выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица).

34.3. Предметные результаты изучения учебного предмета «Иностранный язык» должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне А1 в соответствии с общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной).

Предметные результаты по иностранному языку должны обеспечивать:

1) овладение основными видами речевой деятельности:

говорение: уметь вести разные виды диалога в стандартных ситуациях общения (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос) объемом 4–5 реплик со стороны каждого собеседника в рамках тематического содержания речи с вербальными и (или) невербальными опорами, с соблюдением правил речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; создавать устные связные монологические высказывания (описание/характеристика, повествование) объемом 4–5 фраз с вербальными и(или) невербальными опорами в рамках тематического содержания речи; передавать основное содержание прочитанного текста; представлять результаты выполненной проектной работы, в том числе, подбирая иллюстративный материал (рисунки, фото) к тексту выступления;

аудирование: воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке; воспринимать на слух и понимать основное содержание звучащих до 1 минуты учебных и адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале; понимать запрашиваемую информацию фактического характера в прослушанном тексте;

смысловое чтение: читать вслух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты объемом до 80 слов, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и правильную интонацию; читать про себя и понимать основное содержание учебных и адаптированных аутентичных текстов объемом до 160 слов, содержащих отдельные незнакомые слова, не препятствующие решению коммуникативной задачи; определять тему, главную мысль, назначение текста; извлекать из прочитанного текста запрашиваемую информацию фактического характера (в пределах изученного); читать несплошные тексты (простые таблицы) и понимать представленную в них информацию;

письменная речь: владеть техникой письма; заполнять простые анкеты и формуляры с указанием личной информации в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать электронное сообщение личного характера объемом до 40 слов с опорой на образец;

2) знание и понимание правил чтения и орфографии; интонации изученных коммуникативных типов предложений; основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише); признаков изученных грамматических явлений;

3) овладение фонетическими навыками (различать на слух и адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить изученные звуки иностранного языка; соблюдать правильное ударение в изученных словах и фразах; соблюдать особенности интонации в утвердительных и отрицательных предложениях, а также в изученных типах вопросов); графическими навыками (графически корректно писать буквы изучаемого языка); орфографическими (корректно писать изученные слова) и пунктуационными навыками (использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, апостроф, запятую при перечислении и обращении);

4) использование языковых средств, соответствующих учебно-познавательной задаче, ситуации повседневного общения: овладение навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи не менее 500 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) в их основных значениях и навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи изученных синтаксических конструкций и морфологических форм изучаемого иностранного языка;

5) овладение социокультурными знаниями и умениями: знание названий родной страны и страны/стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей, небольших произведений детского фольклора (рифмовок, песен); умение кратко представлять свою страну на иностранном языке в рамках изучаемой тематики;

6) овладение компенсаторными умениями: использовать при чтении и аудировании языковую, в том числе контекстуальную догадку;

7) овладение умениями описывать, сравнивать и группировать объекты и явления в рамках изучаемой тематики;

8) приобретение базовых умений работы с доступной информацией в рамках изучаемой тематики, безопасного использования электронных ресурсов школы и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде;

 9) выполнение простых проектных работ, включая задания межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности, понимание и принятие ее цели, обсуждение и согласование способов достижения общего результата, распределение ролей в совместной деятельности, проявление готовности быть лидером и выполнять поручения, осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, оценивание своего вклада в общее дело;

10) приобретение опыта практической деятельности в повседневной жизни:

использовать информационно-коммуникационные технологии для выполнения несложных заданий на иностранном языке (выбирать источник для получения информации, оценивать необходимость и достаточность информации для решения поставленной задачи; использовать и самостоятельно создавать таблицы для представления информации; соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет);

знакомить представителей других стран с культурой своего народа и участвовать в элементарном бытовом общении на иностранном языке.

34.4. Предметные результаты по математике и информатике должны обеспечивать:

Математика:

1) сформированность системы знаний о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел;

2) сформированность вычислительных навыков, умений выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие правилу/алгоритму;

3) развитие пространственного мышления: умения распознавать, изображать (от руки) и выполнять построение геометрических фигур (с заданными измерениями) с помощью чертежных инструментов; развитие наглядного представления о симметрии; овладение простейшими способами измерения длин, площадей;

4) развитие логического и алгоритмического мышления: умения распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения в простейших случаях в учебных и практических ситуациях, приводить пример и контрпример, строить простейшие алгоритмы и использовать изученные алгоритмы (вычислений, измерений) в учебных ситуациях;

5) овладение элементами математической речи: умения формулировать утверждение (вывод, правило), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые) с использованием связок «если …, то …», «и», «все», «некоторые»;

6) приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической форме (простейшие таблицы, схемы, столбчатые диаграммы) и текстовой форме: умения извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы, заполнять готовые формы данными;

7) использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов.

34.5. Предметные результаты по обществознанию и естествознанию (окружающий мир) должны обеспечивать:

Окружающий мир:

1) сформированность уважительного отношения к своей семье, школе, родному краю, России, ее истории и культуре, природе нашей страны; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; основ рационального поведения и обоснованного принятия решений;

3) первоначальные представления о важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;

4) развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки;

5) понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края);

6) умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;

7) приобретение базовых умений работы с доступной информацией о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов школы и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде;

8) формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде;

9) приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.

34.6. Предметные результаты по основам религиозных культур и светской этики[9] должны обеспечивать:

Основы православной культуры:

1) понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;

2) формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;

3) осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы православной культуры;

4) формирование умений рассказывать об основных особенностях вероучения религии (православного христианства), называть основателя и основные события, связанные с историей ее возникновения и развития;

5) знание названий священных книг в православии, умение кратко описывать их содержание;

6) формирование умений называть и составлять краткие описания особенностей православных культовых сооружений, религиозных служб, обрядов и таинств;

7) построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;

8) понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния православной религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей;

9) овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;

10) понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;

11) формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»;

12) умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в православной культуре, истории России, современной жизни;

13) открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства.

Основы иудейской культуры:

1) понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;

2) формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;

3) осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы иудейской культуры;

4) формирование умений рассказывать об основных особенностях вероучения религии (иудаизма), называть основателя и основные события, связанные с историей ее возникновения и развития;

5) знание названий священных книг в исламе, умение кратко описывать их содержание;

6) формирование умений называть и составлять краткие описания особенностей иудейских культовых сооружений, религиозных служб, обрядов;

7) построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;

8) понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния иудейской традиции на отношения в семье, воспитание детей;

9) овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;

10) понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;

11) формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»;

12) умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в иудейской культуре, истории России, современной жизни;

13) открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства.

Основы буддийской культуры:

1) понимание необходимости нравственного самосовершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;

2) формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;

3) осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы буддийской культуры;

4) формирование умений рассказывать об основных особенностях вероучения религии (буддизма), называть основателя и основные события, связанные с историей ее возникновения и развития;

5) знание названий священных книг в буддизме, умение кратко описывать их содержание;

6) формирование умений называть и составлять краткие описания особенностей буддийских культовых сооружений, религиозных служб, обрядов;

7) построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;

8) понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния православной буддийской традиции на отношения в семье, воспитание детей;

9) овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;

10) понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;

11) формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»;

12) умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в буддийской культуре, истории России, современной жизни;

13) открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства.

Основы исламской культуры:

1) понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;

2) формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;

3) осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы исламской культуры;

4) формирование умений рассказывать об основных особенностях вероучения религии (ислама), называть основателя и основные события, связанные с историей ее возникновения и развития;

5) знание названий священных книг в исламе, умение кратко описывать их содержание;

6) формирование умений называть и составлять краткие описания особенностей исламских культовых сооружений, религиозных служб, обрядов;

7) построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;

8) понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния православной исламской традиции на отношения в семье, воспитание детей;

9) овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;

10) понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;

11) формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»;

12) умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в исламской культуре, истории России, современной жизни;

13) открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства.

Основы религиозных культур народов России:

1) понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;

2) формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;

3) возможность осуществления обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы религиозных культур народов России;

4) формирование умений рассказывать об основных особенностях вероучений традиционных религий народов России, называть имена их основателей и основные события, связанные с историей их возникновения и развития;

5) знание названий священных книг традиционных религий народов России, умение кратко описывать их содержание;

6) формирование умений называть и составлять краткие описания особенностей культовых сооружений, религиозных служб, обрядов традиционных религий народов России;

8) построение суждений оценочного характера, раскрывающие значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;

9) понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния религиозных традиций на отношения в семье, воспитание детей;

10) овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;

11) понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;

12) формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»;

13) умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозных культурах, истории России, современной жизни;

14) открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства.

Основы светской этики:

1) формирование умения строить суждения оценочного характера о роли личных усилий для нравственного развития человека;

2) формирование умения анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;

3) способность осуществлять и обосновывать нравственный выбор, опираясь на принятые в обществе нормы морали и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;

4) знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина;

5) формирование умения соотносить поведение и поступки человека с основными нормами российской светской (гражданской) этики;

6) формирование умения строить суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, коллектива, семьи, общества;

7) знание и готовность ориентироваться на российские традиционные семейные ценности, нравственные нормы поведения в коллективе, обществе, соблюдать правила этикета;

8) понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;

9) формирование умения объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»;

10) формирование умения приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в истории России, современной жизни;

11) готовность проявлять открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждать любые случаи унижения человеческого достоинства.

Основы религиозных культур народов России:

1) понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;

2) формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;

3) осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы религиозных культур (религиозной культуры);

4) формирование умений рассказывать об основных особенностях вероучений (вероучения) традиционных религий (традиционной религии) России, называть имена (имя) их (ее) основателей (основателя) и основные события, связанные с историей их (ее) возникновения и развития;

5) знание названий священных книг традиционных религий (традиционной религии) России, умение кратко описывать их содержание;

6) формирование умений называть и составлять краткие описания особенностей культовых сооружений, религиозных служб, обрядов и таинств традиционных религий (традиционной религии) России;

7) построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;

8) понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния религиозных традиций (религиозной традиции) на отношения в семье, воспитание детей;

9) овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;

10) понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;

11) формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»;

12) умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозных культурах (религиозной культуре), истории России, современной жизни;

13) открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства.

34.7. Предметные результаты по искусству (изобразительному искусству, музыке) должны обеспечивать:

Изобразительное искусство:

1) выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства;

2) умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства;

3) овладение умением рисовать с натуры, по памяти, по представлению;

4) умение применять принципы перспективных и композиционных построений;

5) умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России;

6) умение использовать простейшие инструменты графических редакторов для обработки фотографических изображений и анимации.

Музыка:

1) знание основных жанров народной и профессиональной музыки;

2) знание видов оркестров, названий наиболее известных инструментов; умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

3) умение узнавать на слух и называть изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

4) умение исполнять свою партию в хоре с сопровождением и без сопровождения.

34.8. Предметные результаты по технологии должны обеспечивать:

1) сформированность общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры;

2) сформированность первоначальных представлений о материалах и их свойствах, о конструировании, моделировании;

3) овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;

4) приобретение опыта практической преобразовательной деятельности при выполнении учебно-познавательных и художественно-конструкторских задач, в том числе с использованием информационной среды;

5) сформированность умения безопасного пользования необходимыми инструментами в предметно-преобразующей деятельности.

34.9. Предметные результаты по физической культуре должны обеспечивать:

1) сформированность общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности человека и основных физических упражнениях (гимнастических, игровых, туристических и спортивных);

2) умение использовать основные физические упражнения, в том числе гимнастику как основное средство физической культуры для формирования и укрепления здоровья, физического развития и физического совершенствования, повышения физической и умственной работоспособности, в том числе для подготовки к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

3) умение взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры;

4) овладение жизненно важным навыком плавания;

5) умение вести наблюдение за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями основных физических качеств;

6) умение применять правила безопасности при выполнении физических упражнений и различных форм двигательной активности.

35. Обязательные требования к предметным результатам освоения учебных предметов, выносимым на промежуточную аттестацию, приведены в приложениях № 2–11.


Приложение №1 к федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному приказом Министерства просвещения  Российской Федерации от «____»__________2019 г. №____
 

 

Требования к условиям реализации
программ начального общего образования

 

1. Требования к участку (территории) организации, осуществляющей образовательную деятельность

Образовательная организация, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, должна располагать участком (территорией), удовлетворяющей требованиям наличия:

ограждения по всему периметру участка (территории) образовательной организации;

наружного электрического освещения участка (территории) образовательной организации;

озеленения участка (территории) образовательной организации.

Участок (территория) образовательной организации должен быть зонирован с учетом наличия:

зоны отдыха;

физкультурно-спортивной зоны, обеспечивающей реализацию рабочей программы по предмету «Физическая культура»[10];

хозяйственной зоны.

2. Требования к помещениям для осуществления образовательной деятельности.

Образовательная организация, реализующая основную образовательную программу начального общего образования должна располагать зданием, находящимся в оперативном управлении и располагающим помещениями:

для организации учебного процесса:

учебное помещение с рекреационной зоной, закрепленное за каждым классом;

спортивный зал, включая помещения для хранения спортивного инвентаря и раздевальные комнаты для мальчиков и девочек[11];

библиотека[12].

для обеспечения санитарно-бытовых условий пребывания обучающихся в образовательной организации:

гардероб;

санитарный узел;

помещение медицинского назначения[13];

пищевой блок[14];

спальные помещения[15];

комнаты психологической разгрузки15

умывальные помещения, комната гигиены15;

помещение/место для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов[16].

3. Требования к оборудованию, мебели, мягкому и твердому инвентарю, используемому для осуществления образовательной деятельности.

Учебное помещение, используемое для организации учебного процесса должно располагать:

доской классной;

столом учителя;

стулом учителя приставным;

креслом для учителя;

столами ученическими, регулируемыми по высоте[17];

стульями ученическими, регулируемыми по высоте;

шкафом для хранения учебных пособий.

В зависимости от содержания и особенностей образовательной программы начального общего образования учебные помещения должны быть оснащены:

демонстрационными учебно-наглядными пособиями;

играми;

моделями объемными, плоскими (аппликациями);

демонстрационным оборудованием и приборами;

натуральными объектами;

лабораторно-технологическим оборудованием;

Спортивный зал, включая помещения для хранения спортивного инвентаря, должен быть оснащен:

инвентарем и оборудованием для проведения занятий по физической культуре и спортивных игр, в соответствии с рабочей программой[18];

стеллажами для спортивного инвентаря;

комплектом скамеек.

Библиотека образовательной организации должна быть оборудовано рабочим местом библиотекаря, включающим:

стол библиотекаря;

кресло для библиотекаря;

стеллажи библиотечные (демонстрационные, угловые) для хранения и демонстрации печатных и медиа пособий и художественной литературы;

стол для выдачи пособий;

шкаф для читательских формуляров;

картотека;

столы ученические (для читального зала);

стулья ученические регулируемые по высоте.

4. Требования к учебно-методическим условиям осуществления образовательной деятельности по программам начального общего образования.

Библиотека / информационно-библиотечный центр образовательной организации должна быть укомплектована:

учебниками в печатной и (или) электронной форме по каждому предмету обязательной части учебного плана основной образовательной программы начального общего образования в расчете не менее 1 экземпляра учебника по предмету обязательной части учебного плана на 1 обучающегося;

учебниками в печатной и (или) электронной форме или учебными пособиями по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования в расчете не менее 1 экземпляра учебника по предмету обязательной части учебного плана на 1 обучающегося;

дополнительной литературой, включающей отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, формированию здорового образа жизни, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах, оказанию первой помощи; справочно-библиографическими и периодическими изданиями; собранием словарей; методической литературой для воспитательной деятельности;

цифровыми и электронным и образовательными ресурсами.

В целях обеспечения функционирования информационно-образовательной среды и с учетом особенностей содержания и формы реализации основной образовательной программы Организация должна быть оснащена:

техническими средствами обучения (персональные компьютеры различного типа: настольные, планшетные, ноутбуки; копировально-множительная техника);

лицензированные программные продукты;

базами данных;

доступом к информационно-образовательным ресурсам в сети Интернет[19].

Обеспечение техническими средствами обучения (персональными компьютерами), лицензированными программными продуктами, базами данных и доступом к информационно-образовательным ресурсам должно осуществляться с учетом создания и обеспечения функционирования автоматизированных рабочих мест для педагогических работников, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала, участвующих в разработке и реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Дополнительные требования к оснащению средствами обучения и воспитания образовательных организаций, в которых создаются новые учебные места в рамках реализации мероприятий по содействию создания в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях, определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия по выработке государственной политики в сфере общего образования.

Требования к оснащению и оборудованию помещений в образовательной организации определяются действующими техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.


Приложение № 2
к федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному приказом Министерства просвещения  Российской Федерации
от «____»__________2019 г. №____

 

Требования к предметным результатам освоения учебного предмета

 «Русский язык», выносимым на промежуточную аттестацию

 

Предметные результаты освоения части (первого года изучения)учебного предмета «Русский язык» должны отражать сформированность умений:

понимать прослушанный текст;

понимать прочитанный текст;

устно составлять текст из 2–4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;

вычленять звуки из слова;

различать гласные и согласные звуки;

различать ударные и безударные гласные звуки;

различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);

различать шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч¢], [щ¢]; определять в слове ударный слог;

определять количество слогов в слове;

знать последовательность букв в русском алфавите, правильно называть буквы;

использовать алфавит для упорядочения небольшого списка слов;

различать понятия «звук» и «буква»; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова; обозначать на письме твердость согласных звуков буквами а, о, у, ы, э;

писать разборчиво;

писать без искажений прописные и строчные буквы, соединения, слова;

находить изученные орфограммы в слове;

применять изученные правила правописания (прописные буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических наименованиях); написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу);

находить в предложениях и в тексте слова, значение которых требует уточнения;

различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;

правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;

читать вслух короткие тексты с соблюдением интонации в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3–5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.

 

Предметные результаты освоения части (второго года изучения)учебного предмета «Русский язык» должны отражать сформированность умений:

строить устное монологическое высказывание (2–4 предложения на определенную тему, по наблюдениям);

определять тему текста и озаглавливать текст с опорой на тему;

составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам (согласный парный/непарный по твердости/мягкости, согласный парный/непарный по звонкости/глухости);

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом двойной роли букв и, е, ё, ю, я;

обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак (ь) в середине слова;

делить слово на слоги (в том числе при стечении согласных);

правильно произносить звуки и сочетания звуков, правильно ставить ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

пользоваться орфоэпическим словарем;

использовать на письме небуквенные графические средства (пунктуационные знаки (в пределах изученного), красную строку (абзац), пробел между словами, знак переноса);

находить орфограммы на изученные правила в слове и между словами;

применять изученные правила правописания (в том числе написание сочетаний чк, чн, чт; написание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова, с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); раздельное написание предлогов с именами существительными);

соблюдать на письме правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

пользоваться орфографическим словарем;

выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);

уточнять значение слова с помощью толкового словаря;

находить однокоренные слова, группировать слова с одним корнем;

находить в словах нулевое окончание;

распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», определять их роль в речи;

распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?», определять их роль в речи;

распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», определять их роль в речи;

распознавать наиболее распространенные предлоги (в том числе предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об);

различать предлоги и приставки;

различать слово и предложение;

составлять предложение из набора форм слов;

определять вид предложений по цели высказывания и по интонации;

сравнивать предложения по цели высказывания и интонации;

правильно оформлять предложение на письме, выбирая необходимые знаки конца предложения;

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 40 слов; писать подробное изложение (по вопросам) повествовательного текста (20–30 слов); писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 45 слов с учетом изученных правил правописания.

 

Предметные результаты освоения части (третьего года изучения)учебного предмета «Русский язык» должны отражать сформированность умений:

строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3–5 предложений на определенную тему, по наблюдениям);

создавать небольшие устные и письменные тексты (2–4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

распознавать типы речи: повествование, описание (простые случаи, без смешения);

определять тему текста, определять основную мысль текста;

определять ключевые слова в тексте;

выявлять части текста, озаглавливать части текста;

составлять план повествовательного текста, создавать по нему текст и корректировать текст;

характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

производить звуко-буквенный анализ слова;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом двойной роли букв и, е, ё, ю, я в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;

правильно ставить ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (перечень слов в орфоэпическом словаре учебника);

находить орфограммы на изученные правила в слове и между словами;

применять изученные правила правописания (в том числе написание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); написание слов с непроизносимыми согласными в корне слова; употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков; написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода; написание безударных родовых окончаний имён прилагательных; раздельное написание частицы не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами);

находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила;

подбирать синонимы и антонимы (простые случаи) к словам разных частей речи;

выявлять в речи многозначные слова, понимать их значения; устаревшие слова, понимать их значения (простые случаи); распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

определять значение слова в тексте,

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина), однокоренные слова и синонимы (без называния термина);

производить разбор слова по составу;

распознавать имена существительные, определять грамматические признаки имен существительных (одушевленные/неодушевленные, род, число, падеж); изменять имена существительные по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки имен прилагательных (род, число, падеж), изменять имена прилагательные (кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин) по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имен существительных;

распознавать личные местоимения (в начальной форме);

распознавать глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», устанавливать начальную (неопределённую) форму глагола; определять грамматические признаки (форму времени, род (в прошедшем времени), число);

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

распознавать распространенные и нераспространенные предложения;

правильно списывать слова, предложения, текст объемом не более 65 слов; писать подробное изложение по заданному или коллективно составленному плану (40–50 слов); писать под диктовку текст объемом не более 60 слов с учетом изученных правил правопи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow