Девятое aba (тиш'а бе-ав)

День траура и поста в память о разрушении Первого и Второго Иерусалимского Храма. С этим днем связан также ряд других печальных событий нашей истории. Девятого Ава было объявлено евреям, выведенным Моисеем из Египта, что не суждено ступить им на землю Израиля; в этот день пал Бейтар, и Иерусалим был перепахан, то есть сравнен с землей (Та'ан. IV, 1).

Пост начинается в канун Д.А., и сказано в Танахе: "Плачет, плачет она [на иврите Иерусалим - женск. р.] ночью" (Плач I, 2). Почему дважды сказано "плачет"? Пояснил Раба именем р. Иоханана: первый раз — о Первом Храме, второй раз — о Втором Храме.

Автор книги "Седер hа-Йом" описывает траурные обычаи, принятые в Эрец Исраэль его времени: "Каждый должен в этот день освободить сердце и мысли от всего дурного и обратиться к тому, что произошло в прошлом с нашими предками в этот день, и печалиться великой печалью..."

В некоторых сефардских общинах существует обычай гасить свет в синагогах перед молитвой и провозглашать: "Братья наши, сыны Израилевы, внимайте! Сегодня, столько-то лет тому назад, был разрушен Дом нашей Святыни и Величия... Горе нам, ибо согрешили мы!..". А все общество отвечает: "Доколе будет рыдание в Сионе и оплакивание в Иерусалиме! Окажи милость Твою Сиону и отстрой стены Иерусалима!"

Из обычаев Д. А.

В канун Д. А. последнюю трапезу совершают до наступления сумерек. Едят обычно лишь одно блюдо, а также яйцо, посыпанное пеплом, в знак траура. Воздерживаются от коллективной трапезы. Снимают кожаную обувь.

В день Д.А., в знак траура, снимают парохет* с ковчега (кивота*) Святыни в синагогах.

В ночь на Д.А. зажигают в синагоге минимум свечей, при встрече не приветствуют друг друга и произносят молитву Маарив* тихо и печально. После произнесения "Шмонэ-Эсрей"* садятся на землю и печальным напевом читают книгу Эйха (Плач) и кинот* (песни траура).

Утром молитву Шахарит* произносят без тфилин* и талита*. Читают Тору* (Втор. IV) и 8-ю главу из книги пророка Ирмеягу (Иеремии). Затем садятся на землю и читают кинот.

Во время молитвы Минха* надевают талит и тфилин.

Д.А. - день разрушения Храма, большой трагедии для нашего народа и нашей Страны, день траура для всех нас, поэтому пост этого дня — строжайший из всех постов (кроме поста в Йом Кипур). Запрещено есть и пить, надевать кожаную обувь, умываться. А также запрещено все, что может веселить и радовать сердце наше.

Д.А. нельзя даже изучать Тору, ибо Тора радует сердце. Однако читают книгу Эйха (Плач Иеремии), книгу Иова, главы из Ирмеягу (Иеремии) и сказания о разрушении Храма в Талмуде*.

ДЕНЬ И НОЧЬ (Йом ва-лайла)

В древности разные народы по-разному определяли пониятие "день", или "сутки". У вавилонян день длился от восхода солнца до следующего восхода, у афинян — от захода солнца до следующего захода. Другие отсчитывали время дня от полудня до полудня или от утренней зари до вечерней. У египтян и римлян день считался от полуночи до полуночи.

Евреи, которые вели счет времени по луне ("И был вечер, и было утро" — Быт. I), установили, что день начинается с вечера. До вавилонского плена древние евреи не делили день на часы: им были известны утро, полдень и вечер. О царе Ахазе сказано, что он ввел в Иерусалиме солнечные часы. Пришло это новшество, вероятно, из Ассирии, где издавна делили день на часы. Евреи начали делить день на двенадцать часов только во время вавилонского изгнания. Доказательством этому служит тот факт, что в Танахе слово "шаа" (час) появляется только в книге Даниэля. Несмотря на изменения продолжительности дневных часов в зависимости от времени года, все дни делились на двенадцать часов; древнеизраильский час длился от сорока девяти минут зимой и до семидесяти одной минуты летом, по часам нашего времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: