Все рисунки к очерку «Сокровища Пазырыкских курганов» сделаны художником В. М. Сунцовой

Часть пятая. НЕАПОЛЬ СКИФСКИЙ

П. Н. Шульц, кандидат искусствоведения

В. А. Головкина

 

 

 

Древнее городище

 

Близ Симферополя, над рекой Салгир, на вершине Петровских скал, сохранились остатки древнего скифского города. Много веков тому назад здесь находилась столица могущественного государства поздних скифов. Мощная оборонительная стела с боевыми башнями защищала юрод от нападений греческих войск, римских легионов и набегов сарматских кочевников.

За городскими стенами были расположены жилые дома, построенные из камня, сырца и дерева. Крыши отдельных зданий украшались резными коньками. Стены богатых домов, крытых черепицей, штукатурились и расписывались яркими красками. К домам примыкали большие дворы с хозяйственными постройками и многочисленными зерновыми ямами. В подвалах хранились глиняные сосуды – скифские горшки и привозные греческие амфоры с вином и маслом. За пределами города паслись табуны лошадей и стада крупного и мелкого рогатого скота.

В домах было много разнообразной посуды, сделанной скифскими мастерами, а также привезенной из самых различных центров древнего мира: Пантикапея, Херсонеса, Ольвии, с островов Родоса, Книда и Коса, из Афин, Синопы, Гераклеи. Из Египта ввозились многочисленные украшения – бусы, резные камни, амулеты, подвески к ожерельям.

Общественные сооружений скифов украшались статуями и рельефами с посвятительными надписями на древнегреческом языке. Надписи высекались на камне.

Городские ворота, стены и башни защищались отважными скифскими воинами, вооружёнными луками, мечами и копьями. Их кожаные колчаны украшались бронзовыми, а иногда и золотыми, искусно выделанными пластинками. С особой любовью скифские воины украшали своих боевых коней. Уздечные наборы, выполненные умелыми мастерами, отличались разнообразием бронзовых и золотых блях с изображениями различных зверей.

За городскими стенами располагались селения и обширное кладбище с многочисленными погребениями: каменными склепами и земляными могилами, свидетельствующими о богатстве и длительной жизни скифского города.

Как же назывался этот город?

Древнегреческий писатель рубежа нашей эры Страбон и одна из надписей, найденная в Херсонесе[14], говорят о Неаполе‑Скифском – главном городе поздних скифов. Неаполь в переводе на русский язык означает «Новый город».

Старая столица скифов находилась на Днепре, в тех районах, где жили так называемые царские скифы, о которых рассказывает древнегреческий историк V века до нашей эры Геродот.

Скифы представляли собой многочисленную и могущественную народность в Северном Причерноморье, жившую в степях и лесостепях между Дунаем и Доном. Скифские племена занимались земледелием и кочевым скотоводством. Скифы прославились с самых древних времен, как непобедимый народ, с которым не могли справиться многочисленные войска персидского царя Дария, вторгшиеся в районы Северного Причерноморья в конце VI века до нашей эры.

В Крыму скифы вначале жили по преимуществу кочевой жизнью. Но в конце IV века до нашей эры, после образования и укрепления скифского государства и расширения торговли хлебом с греками, скифы начинают переходить в Крыму на оседлую жизнь. В III и II веках до нашей эры здесь создаются многочисленные скифские города и селища, укрепления и приморские торговые пункты.

Столица скифского государства переносится в Крым, ближе к центрам морской торговли, в место, хорошо защищенное от набегов сарматских кочевников, появившихся в то время в причерноморских степях.

 

План городища Неаполь‑Скифский

 

Здесь, на стыке древних путей, соединяющих степи и предгорья Крыма с горными районами и побережьем Черного моря, в III веке до нашей эры возникает новая столица поздних скифов – Неаполь‑Скифский. На протяжении не менее шести веков он был центром скифского государства. Город прекратил свое существование в IV веке нашей эры, когда началось крушение рабовладельческих государств во всем древнем мире и когда в причерноморских степях появились полчища кочевников гуннов, Более двух тысяч лет прошло с тех пор, когда на крымских землях процветали скифские города. В течение веков стены их разрушались и покрывались землёй. Десятки поколений прожили свой век на этих местах, не имея представления о людях, некогда здесь обитавших. И лишь в XIX веке начинаются первые, небольшие, от случая к случаю, раскопки скифской столицы. Развернутые археологические исследования древнего города начались в советское время. Советские археологи раскрыли перед нами новую страницу истории нашей Родины и полностью опровергли ложное представление о скифах, как о диких азиатских кочевниках, якобы не создавших своего государства и не знавших городской культуры.

 

Раскопки Неаполя‑Скифского

 

Более ста двадцати лет тому назад один из жителей Симферополя встретил на окраине города телегу, гружённую камнями. Среди них он заметил две плиты: одну с высеченным изображением всадника и вторую с древнегреческой надписью. Он сообщил об этом директору Одесского и Керченского музеев археологу Бларамбергу. Бларамберг произвёл раскопки в том месте, где были найдены эти камни, и обнаружил здесь ещё две надписи на древнегреческом языке и обломок мраморного рельефа с изображением старика и юноши. В одной из надписей упоминался скифский царь Скилур, живший более 2000 лет тому назад. Бларамберг обратил внимание на сходство старика на рельефе с изображением царя Скилура на бронзовых монетах, которые чеканились в его царствование. С этого и началось изучение древнего городища, расположенного на окраине города Симферополя. Бларамберг считал, что эти развалины остались от скифской столицы Неаполя, о которой писал греческий писатель Страбон на рубеже нашей эры. Бларамберг предположил, что изображение старика на рельефе – это портретное изображение Скилура, одного из самых известных скифских царей. О нём упоминают многие древнегреческие авторы. По их описаниям можно составить представление о Скилуре как о могущественном правителе скифской державы, жившем во II веке до нашей эры, стремившемся к объединению народностей Северного Причерноморья в общей борьбе с греческими колонизаторами и с вторжением заморских завоевателей из Понтийского царства[15] в Крым.

Часть учёных согласилась с мнением Бларамберга, часть категорически отрицала его выводы. Интересно, что те учёные, которые побывали на самом городище и даже произвели на неём небольшие раскопки, например выдающиеся русские археологи Уваров и Веселовский, – поддержали мнение Бларамберга. Другая группа учёных – по преимуществу немцев, никогда не бывавших на городище, – высказалась против предположений Бларамберга.

Вопрос а том, был ли здесь в древности город Неаполь‑Скифский и кто изображён на рельефе, оставался неразрешённым на протяжении целого века. К тому же в скором времени и сам рельеф с изображениями старика и юноши был утерян, и все учёные после Бларамберга пользовались крайне неточным его рисунком, не видя самого оригинала.

Прошло более ста лет после открытий Бларамберга. Вопрос об утерянном рельефе стал уже забываться.

И вот уже в советское время, в 1937 году, совершенно неожиданно археолог П. Н. Шульц в фондах Музея скульптуры Академии художеств обнаружил небольшой гипсовый слепок и увидел, что он представляет собой отливку с древнего мраморного рельефа, найденного Бларамбергом.

Это был точный слепок с утерянного памятника. И вновь возник вопрос: кто же изображен на рельефе?

На основании сопоставления головы бородатого скифа на найденном слепке с изображениями Скилура на монетах, которых к этому времени было найдено больше, чем при Бларамберге, можно было, наконец, решить, что на мраморном рельефе был изображён скифский царь Скилур.

Если старик был Скилуром, то кто же был юноша справа от него?

Мы знаем, по свидетельствам древних авторов, что у Скилура было много сыновей и что один из них, Палак, отличившийся как военачальник, одно время был даже соправителем, а затем преемником своего отца.

Изображение молодого мужчины рядом с царём, одинаковые у одного и другого скифские шапки наводили на мысль, что юноша был Палаком, сыном Скилура. Изучение обломка рельефа и сравнение его с другими целыми рельефами того времени позволило П. Н. Шульцу установить, что наш обломок является частью рельефа с изображением двух всадников, едущих рядом[16].

 

Скифский царь Скилур и его сын Палак (обломок рельефа)

 

Известняковый рельеф с изображением скифского царя Палака (Конец II века до нашей эры)

 

Одновременно встал другой, более существенный вопрос: где же находился Неаполь‑Скифский и каков характер культуры скифов этого времени? В самом деле, если в руинах городища были найдены мраморный рельеф с изображением скифских царей, постаменты от статуй с надписями, одна из которых упоминает Скилура, большой известняковый рельеф с изображением юноши на коне, повиднмому, скифского царя Палака, то все эти находки говорили, что перед нами действительно развалины древнего скифского города. Этот город был украшен статуями и рельефами скифских царей, в нем ставились плиты с надписями, в которых объявлялась благодарность военачальникам за удачные военные действия, и посвятительные надписи разным богам. Портретные рельефы, найденные на городище, в особенности героизированное изображение юного Палака на коне, отличаются самобытным характером. Они чем‑то напоминают позднейшие скульптурные изображения Георгия Победоносца в древнерусском искусстве. Вокруг городища еще в прошлом столетии было найдено много погребений, что опять‑таки указывало на длительную жизнь этого Древнего города. Всё говорило за то, что скифы достигли в те далёкие времена уже высокого для своего времени уровня культуры.

А вместе с тем среди многих учёных долго держалась ошибочная точка зрения о том, что скифы не знали городской культуры и не создали своего государства. Особенно широко было распространено это ложное мнение за границей, где скифов изображали, как диких монгольских кочевников, якобы стоявших на низкой ступени развития.

Опровергнуть эти ложные взгляды можно было лишь путем планомерно поставленных длительных раскопок, в первую очередь скифского городища близ Симферополя. Кроме того, нужно было широко развернуть археологические разведки по всему Крыму, куда переместился центр скифского государства в III–II веках до нашей эры.

Ещё в 1945 году Всесоюзное совещание советских археологов приняло решение об организации Тавро‑скифской археологической экспедиции Института истории материальной культуры Академии наук СССР и Государственного музея изобразительных искусств.

После окончания Великой Отечественной войны, экспедиция приступила к работам. Ее руководителем был назначен П. H. Шульц. С 1948 года, наряду с названными учреждениями, экспедицию проводит созданный в том же году Крымский филиал Академии наук СССР. Деятельное участие в археологических исследованиях экспедиции принимают музеи Крыма.

Пятилетие раскопки скифского городища близ Симферополя неопровержимо доказали правильность предположения, высказанного Бларамбергом, что именно здесь находился Неаполь‑Скифский, столица могущественной державы скифов.

 

* * *

 

В августе 1945 года сотрудники экспедиции вышли с вокзала и на смешных маленьких трамвайчиках поехали на окраину Симферополя. Первый переулок, по которому мы пошли к древнему городищу, назывался «Скифский переулок». Это было так неожиданно и так подходило к цели нашего путешествия, что мы несколько раз перечитали название на табличке и фонарях и решили считать это добрым знаком.

Мы устроили свой лагерь в уютной, тенистой Петровской балке и по крутым ее склонам взобрались на городище.

Был уже вечер, и перед нами городище лежало, как ровное, местами холмистое плато, покрытое выжженной травой, золотистой под косыми лучами заходящего солнца. Чернели провалы окопов и траншей, оставшихся после войны, под ногами валялись черепки скифской посуды, гильзы от патронов и осколки снарядов.

Мы пошли в обход городища, определяя его границы. Оно занимает площадь около 20 гектаров и расположено на одном из выступов второй гряды Крымских гор, на левом высоком берегу реки Салгир.

С восточной стороны оно обрывается отвесными скалами, причудливо выветрившимися, отчего местами отделившиеся части скал напоминают громадные человеческие фигуры. Здесь, с этой стороны, городище было неприступно и не нуждалось в стенах, С запада его ограждала глубокая Петровская балка, С юга лежало степное плато. По холмистым возвышениям, по ямам от выборки камня мы увидела, что здесь проходила городская оборонительная стена и что здесь же должен быть въезд в город.

Столица скифов – Неаполь – была построена в центре Крыма. Отсюда видны многочисленные скифские городища, лежащие на возвышенностях вокруг Неаполя и как бы охраняющие подступы к сердцу скифского государства. В случае опасности нападения вести об этом могли передаваться от младших городищ зажженными кострами, дымом. И городища одно за другим сразу включались в круговую оборону скифской столицы. Свыше 600 лет просуществовал Неаполь‑Скифский, и, несмотря на большую давность, он донес до наших дней остатки своей былой мощи, скрытой под плотной, каменистой землей.

После осмотра городища был составлен план раскопок на пять лет. В первую очередь было решено исследовать район южнее оборонительной стены, где, по всей вероятности, должны были находиться центральные городские ворота; затем были намечены участки к северу от стены, где мы предполагали жилые кварталы и, кроме того, намечались розыски некрополя – древнего кладбища. В течение пяти лет Тавро‑скифская экспедиция работала, расширяя и уточняя этот план, и результаты исследований полностью его оправдали.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: