Сообщения Геродота подтверждаются

 

О религиозных представлениях скифо‑сакских народов мы знаем очень мало. Тем более ценны сообщения греческого историка Геродота о различных обычаях и обрядах скифов и те конкретные факты, которые были обнаружены в результате наших раскопок.

В связи с верой в загробную жизнь и связанными с ней похоронными обрядами, Геродот сообщает об обычае скифов бальзамировать тела умерших царей и вместе с ними погребать одну из их наложниц. И то и другое, т, е. бальзамирование трупов и совместное захоронение с племенными или родовыми вождями женщины, мы видим и в горноалтайских курганных захоронениях.

Тела погребённых во всех Пазырыкских курганах были бальзамированы, а женщины вместе со своими мужьями были погребены в курганах втором, четвертом и пятом, В числе военных обычаев скифов Геродот описывает обычай снимания скальпов с убитых врагов. Мужчина, захороненный во втором Пазырыкском кургане, оказался скальпированным, и притом тем же самым способом, как это описано Геродотом. Геродот подробно описывает очистительный после похорон обряд окуривания дымом от семян конопли, брошенных на раскаленные камни и под прикрытием специального шалаша. Гесихий Александрийский в своем лексиконе коноплю называет скифским курением. Нашими раскопками установлено, что в точности такие же, как и описанные Геродотом, приспособления для воскурения конопли – курильница с камнями, древки‑шестиноги, их покрывала, семена конопли в курильницах и в особых мешочках – имелись во всех Пазырыкских курганах и пользовались ими не только в очистительных после похорон обрядах, но и в быту, для курения конопли, точнее гашиша.

При перечислении божеств, почитавшихся скифами, Геродот упоминает о богине Апи (миди‑персидская Анаитас). В этой связи крайне интересен уже неоднократно упоминавшийся большой войлочный настенный ковер, найденный в пятом Пазырыкском кургане, на котором мы имеем изображение сидящей на троне богини с цветущей ветвью в руке, перед которой стоит конный всадник. Аналогичные сцены приобщения скифских царей к божественной силе мы знаем и у западных причерноморских скифов.

Исключительный интерес представляют найденные нами пучки человеческих волос и ногтей, зашитые в особые лоскуты кожи и войлока или хранящиеся в особых мешочках. Их наличие в могилах вскрывает вполне определенные анимистические представления, в частности о парциальных душах, заключающихся в волосах и ногтях, В изображениях местных фантастических животных, о которых была речь выше, мы вправе видеть пережитки древнего культа животных.

 

Общественный строй

 

Для скифо‑саков характерно продолжающееся разложение родового строя при наличии родовых старейшин и военачальников. Это представление об общественном строе скифо‑сакскнх народов вполне подтверждается исследованием курганов, найденных в долине Пазырыка. Там мы имеем и очень большие курганные погребения племенных и родовых старейшин или вождей, курганы, требовавшие большого коллективного труда при их сооружении; видим курганы и средней величины, принадлежавшие зажиточным семьям, и, наконец, рядовые погребения бедняков. Последнее указывает на несомненную имущественную диференциацию, однако, не зашедшую еще так далеко, как у западных причерноморских скифов, где наряду с малыми курганами мы знаем огромные курганные захоронения царей. В то время как в царских прикубанских курганах были захоронены вместе с погребенным сотни его лошадей, в Горном Алтае в самых крупных курганах не находилось более шестнадцати коней. Нет в горноалтайских курганах и массового захоронения вместе с верховным вождем племени его слуг и дружинников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: