Речемыслительные нормы

Навык речи и мышления не относится к врожденным свойствам личности, а приобретается в процессе обучения соответствующим образцам и нормативам, принадлежащим к различным сферам человеческого общения. В данном случае имеются в виду общепринятые нормы языка, речи и мышления, овладевая которыми человек постепенно вырабатывает умение понимать других людей и быть понятым ими. Речемыслительные нормы обычно подразделяются на три основные разновидности: нормы языка, речи и мышления.

Кратко охарактеризуем каждую из них.

Нормы языка.

Под языком в собственном смысле этого слова обычно понимают служащую для передачи определенной информации систему условных знаков и правил их сочетания. В результате языковой деятельности образуются тексты, а также высказывания, которые состоят из цепочки лингвистических знаков, расположенных в соответствии с определенными правилами сочетания.

Нормы языка, насколько они изучены и известны, сводятся в грамматики и словари. В грамматиках в определенной мере регламентируются правила произношения (которые более подробно изучаются в таких разделах русского языка, как фонетика и орфоэпия), правописания (орфография, пунктуация), употребления слов в различных смысловых значениях (лексика), построения словосочетаний и предложений (синтаксис). В совокупности вышеперечисленные правила обычно называют нормами грамотности

Нормы речи.

В отличие от языка, к которому относятся общие правила построения высказываний, к области речи относятся правила их конкретного осуществления.

По правилам русского языка можно построить бесконечное множество разнообразных высказываний, в то же время в речевой практике употребляется достаточно ограниченное количество их устойчивых разновидностей. Известно пять наиболее общих типов высказывания, за которыми устойчиво закрепилось обозначение "стиль речи", или "функциональный стиль"”. К ним относятся: научный, деловой, публицистический, ораторский, разговорный стили.

Дифференциация стилей определяется различием задач, которые они выполняют в речевой практике. Стили имеют различную тематику, допускают неодинаковую меру эмоционально-оценочного отношения к предмету высказывания, ориентируются на различное представление об адресате высказывания.

От задач, которые выполняет в речевой практике каждый из стилей речи, зависит подбор и группировка необходимых ему языковых средств. Все известные в языке виды и типы морфем, слов, словосочетаний и предложений в различных комбинациях распределяются по пяти названным стилям речи. Более того, средства языка употребляются только в рамках соответствующего стиля речи.

Нормы мышления.

Хотя проявления речи и мышления представляют собой неразрывное целое, в некоторых случаях имеет смысл выделять особые нормы мышления, не имеющие тождественного выражения в нормах языка и речи.

Например, семантическая схема предложения отражает логику обыденного мышления: подлежащее обозначает субъект действия, определение – качество субъекта или объекта, обстоятельство – место, время действия и т.д. С другой стороны, например, соблюдение индуктивного или дедуктивного метода изложения не является строго обязательным ни для одной из норм языка и речи.

Изложение может вестись как от общего к частному, так и от частного к общему, может быть исчерпывающе полным либо пропускать отдельные посылки и обоснования. Описание определенного объекта может состоять из перечисления его свойств и характеристик, из указания на те ситуации, где он встречается, он может быть подведен под уже известную категорию подобных объектов. Ни одна из норм языка и речи прямо не влияет на выбор вышеперечисленных мыслительных норм. Поэтому можно говорить об особых, собственно мыслительных нормах, которые со своей стороны руководят построением высказывания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: