Умерщвление плоти (сигуфим)

Аскетизм — строгий образ жизни с отказом от жизненных удовольствий. Причинение боли и страданий телу ради искупления гргхов — один из путей раскаяния, предложенный мистиками. Покаяние, согласно мистикам, не исчерпывается признанием вины, раскаянием в сердце и решением самого грешника исправиться. Человек должен, по их мнению, тяжко наказать себя, свое грешное тело. В книге "Решит Хохма" приводятся некоторые из рекомендуемых наказаний. Раскаявшийся сплетник должен изнурять себя постами в течение двух лет, подвергнуть себя бичеванию и до конца дней своих просить прощения у людей, которых он оговорил. Чтобы уберечь себя от искушений греха, человек должен удалиться от удовольствий мира сего, которые не что иное, как "тень". Сатана угрожает тебе именно там, где ты больше всего наслаждаешься жизнью; пристрастие к еде ведет к греху: "Следует поститься, дабы укрепить силы души и ослабить плоть".

Ари (см. Каббала*) проповедовал У.П., чтобы приблизить приход Мессии* и чтобы принести окончательное избавление миру от первородного греха, который тяжким бременем лежит на человечестве. Судьба всего мира находится в руках человека, и можно обновить облик мира раскаянием и отшельничеством. Грехопадение первого человека породило зло и придало большую силу пороку, поэтому следует возобладать над злом.

Бешт (см. Хасидизм*) выступал против У.П. и повторял слова Иешаягу "...и от плоти своей не отрекайся" (Ис. L VIII), однако, и в хасидизме У.П. занимало определенное место.

Основоположники этической школы Мусар выступали против У.П. Рамхал писал: "Отшельничество дурно, оно - путь глупцов, которые не только не берут от мира то, в чем нет особой нужды, но и лишают себя необходимого, и истязают свои тела средствами, которых Господь совершенно не желает. Напротив, сказали мудрецы, что воспрещено человеку мучить себя, и всякий постящийся - грешник. А Гилель говорил: "Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердный разрушает плоть свою (Пр. XI, 17), и поэтому омывает человек перед утренней едой лицо свое и руки, ради Творца своего. Вот оно, истинное правило: то, что не нужно человеку в этом мире, - пусть отстранится от этого. А если отстранится он от необходимого, он — грешник".

УРИМ и ТУМИМ

Священный предмет, вложенный в нагрудник Первосвященника.

Через него Бог отвечал на вопросы о том, что касалось народа Израилева. О Иегошуа сказано: "И да стоит он пред священником Элеазаром, который спрашивать будет о решении урим пред Господом; по его слову должны выходить, и по его слову должны входить; он и все сыны Израилевы с ним, и все общество" (Чис. XXVII, 21). Раздел Страны Израиля между всеми коленами был совершен по жребию и указаниям У.иТ.

Во время войны Шаула с филистимлянами Ахия, сын Ахитува, священник, "носил эйфод"*. "И вопросил Шаул Бога: "Наступать ли мне на филистимлян? Предашь ли их в руки Израиля?" Но Он не ответил ему в тот день" (I Сам. XIV, 37).

Через У. и Т. вопрошали по просьбе царя, главы бет-дина или человека, в котором все общество'заинтересовано.

При Втором Храме У. и Т. уже не было.

Значение слов "урим и тумим" истолковано мудрецами в трактате Йома. Урим — освещающие слова свои; тумим — дополняющие слова свои.

УСТАВЫ (Таканот)

Так называются законы и постановления, принятые при определенных обстоятельствах для блага общества, для укрепления религии, для водворения мира и т. п. Многие У. приписываются самому Моисею, иные — пророкам, Мужам Великого Собрания* во главе с Эзрой*, танаим*, а в Средние века и позднее — великим раввинам.

Среди У., приписываемых Моисею: изучать законы каждого праздника в тот же день: гилхот Песах* — в Песах, гилхот Шавуот* — в Шавуот, законы Суккот* — в Суккот, а также читать главу из Торы по Субботам, по праздникам и полупраздникам (Мег. IV); царю Шломо приписаны правила эрува* и омовения рук перед богослужением; пророки, бывшие при разрушении Первого Храма, установили четыре поста. Сто двадцать старейшин в период Эзры, среди них также пророки, установили молитву "Шмонэ эсрэй" ("Восемнадцать благословений"), а в бытность раббана Гамлиэля "наси", в начале эпохи христианства, было добавлено "Отступникам и доносчикам да не будет надежды!". Мужи Великого Собрания приняли У. о количестве молитв и о времени их чтения.

Ниже приводятся известные У. Гершома (Хэрем р. Гершома*): запрещено еврею покупать образы, одежды священников и молитвенники (иноверцев); запрещено многоженство; запрещено арендовать дом у иноверца, если в нем жил раньше еврей-арендатор, не имея на то согласия этого арендатора; запрещено читать закрытые письма, адресованные другому, без его разрешения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: