Отличие архитектуры Итальянского Возрождения от архитектуры Северного. Представить визуально, (4-5 шт.)

Под термином «Северное Возрождение» понимают эпоху Возрождения в Северной части Европы или, в более общем понимании, – во всей Европе, за исключением Италии. В каждой европейской стране Возрождение имело свои специфические особенности.

 В Италии XV века стремительное возвышение богатых городов-государств, подпитывается банковскими прибылями и доходами от новых капиталистических начинаний, вело к всплеску строительства частных, коммерческих и гражданских зданий. Каждый город соперничал с остальными и стремился превзойти конкурентов великолепием своей архитектуры. Результаты этого процесса были удивительны.

Именно Италия в эпоху Ренессанса прославилась своими великими мастерами, которые внесли неоценимый вклад в развитие изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры. Все они известны каждому из нас и по сей день: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Леонардо да Винчи                                                                          Микеланджело Буонарроти

 

 

Рафаэль Санти

 

Одним из самых влиятельных архитекторов в истории считается итальянец Андреа Палладио, основоположник палладианства и классицизма. Также известными архитекторами Ренессанса были Донато Браманте, Лоренцо Бернини, Леон Баттиста Альберти.

Развитие гуманистической составляющей светского мировоззрения послужило толчком к развитию итальянского Ренессанса. Причиной этому является то, что культурная и интеллектуальная жизнь в стране основывалась на результатах схоластической науки – нового интереса к античной культуре и проявления самосознания личности. Примечательно, что итальянский Ренессанс практически не повлиял на развитие архитектуры в других европейских странах до второй половины XV века, и лишь только в начале XVI века этот архитектурный стиль стал распространяться в Европе. Здесь можно наблюдать комбинирование античных элементов, оригинальную орнаментацию, затейливость линий, а также увеличение плотности колонн.

  Стоит отметить, что идеи религиозного обновления в Северной Европе в это время только начинают зарождаться и активно процветает искусство зрелой готики. В северных государствах Европы меньшее влияние уделялось влиянию античности, архитекторы преимущественно вдохновлялись натурализмом деталей. Здесь можно наблюдать комбинирование античных элементов, оригинальную орнаментацию, затейливость линий, а также увеличение плотности колонн.

Здесь важным идеологическим толчком послужили события Реформации – широкого религиозного и общественно-политического движения в Западной и Центральной Европе XVI-начала XVII веков, которое было направлено на реформы католических устоев в христианстве в соответствии с Библией.

Резюмируя основные аспекты вышеизложенного можно отметить такие отличия Северного Возрождения от Итальянского как:

· развитие элементов светского гуманистического мировоззрения;

· развитие идей религиозного «обновления».

 

 

Возрождение в Германии и Франции.

План великолепного замка Шамбор, принадлежавшего Франциску I вызывает в памяти средневековые замки: толстые стены, ворота, донжон и угловые башни, увенчанные коническими крышами. Но при этом замок украшен резным декором в духе Раннего Ренессанса и имеет собой необычную планировку по сравнению со всеми остальными замками этой богатой памятниками эпохе.

В Германии архитектура северных областей находилась под влиянием нидерландского зодчества. Период расцвета стиля относится ко второй половине 16 века. Виднейшим памятником немецкого Ренессанса является Гейдельбергкий замок.

В германской архитектуре эпохи Северного Возрождения декор позаимствован от ломбардского и венецианского Раннего Ренессанса. Изначально фасады зданий того времени облицовываются такими элементами, а позже и залы ратуш и церквей заполняются поделками из камня и дерева в античной манере. В наружном и внутреннем декоре большинства зданий этого периода был применен орнамент. В таких городах, как Нюрнберг, Аутсбург и Галле первыми начинают применяться основные принципы Возрождения. Они имеют много общего с традициями готической архитектуры, для них характерна изощренность и вычурность.

Стоит заметить, что во многих сооружениях Германии того времени вообще невозможно четко отделить готику от более поздних направлений в архитектуре. Например, один из самых выдающихся соборов католической церкви в Кёльне (начатый строиться в 1248 году и совершенствуемый по сей день) имеет черты различных архитектурных эпох. А вот северную и восточную части замка Гейдельберг можно охарактеризовать как самые значимые и характерные сооружения времён германского Северного Возрождения.



Замок Гейдельберг.

 

Что же касается Франции, то начало французского Возрождения можно отнести к середине XV века. Это произошло в результате частых походов французских королей в Италию, где правителей знакомили с итальянским искусством. Такие события приводят к тому, что к концу XV века во французской архитектуре прослеживается решительный разрыв с готическими традициями, популярными там ранее. Далее, в течение всего XVI века ренессанс активно распространяется во Франции. К раннему и зрелому Возрождению можно отнести такие знаменитые сооружения, как:

 

· замок Блуа – одна из любимых резиденций королей;

· замок Шамбор –крупнейшее сооружение Европы эпохи Северного Возрождения.

Замок Блуа.

Связь с итальянской готикой

Готическая напряженность в сооружениях Северного Возрождения прослеживается довольно отчетливо. Это придает зданиям Северной Европы неповторимую самобытность и выражается в применении готических традиций вкупе с итальянскими настроениями.

В конце XIV столетия в Бургундии, являвшейся тогда центром рыцарского готического искусства начал проявляться интерес к индивидуальности человека, к его окружению – интерьеру, пейзажу и натюрморту. Такие личности, как Анри Бельшоз, Жан Малуель, Клаус Слютер, будучи художниками и скульпторами подготовили почву для развития реализма в Нидерландах и Франции. В свою очередь художники нидерландского Возрождения, такие как Ян ван Эйк, Робер Кампен, Петрус Сайта, не стремились рационалистическому осознанию общих закономерностей бытия, они были далеки от увлечения античной культурой и научно-теоретических интересов.

Архитектура в Нидерландах, как и в других странах Северного Возрождения в XV веке имела готический вид в традиционных формах, однако поздние заимствования в Италии стоечно-балочной ордерной системы в конечном итоге приводят к выработке самобытного местного стиля, где ордер выступает преимущественно декоративной частью здания. В таком духе строились здания различного назначения – от ратуш до помещений гильдий и жилых домов, имеющих узкие фасады и высокие фронтоны.

Возрождение Нидерланды. Ратуша (1686 г.), города Энкхёйзен - символ статуса города тех времён. Демонстрация свободы творческого духа свойственная многим портовым городам, куда стекались новые идеи со всего мира. Энкхёйзен, был процветающим поротом, где стоял флот из 400 рыболовецких судов и размещались конторы Ост и Вест-Индийской компаний.

Расцвет искусства Северного Возрождения Германии был наиболее драматичным и более кратковременным, чем в других Европейских странах. Здесь с XV века начинают медленно проявляться светские жизнеутверждающие черты в живописи, это можно наблюдать в творчестве Лукаса Мозера и Мартина Шонгауера, которые вобрали в себя влияние как Нидерландов, так и Италии. Немецкое Возрождение характеризуется довольно ярким всплеском творческой энергии в конце V - начале XVI веков. Оно отличается сложным сплетением форм старой и новой архитектуры, национального и итальянского, светского и религиозного, а также идей Реформации и гуманизма.

 

В целом, религиозные войны, борьба с католической церковью - Реформация, различного рода военные столкновения, революция в Нидерландах, драматическая Столетняя война Франции и Англии, кровавые стычки католиков и протестантов во Франции и прочие катаклизмы той эпохи явно не способствовали становлению ясных и величественных форм Северного Возрождения в искусстве, однако его признаки совершенно четко прослеживаются в европейской архитектуре.

 

Реферат на тему: Собор св. Петра.

Адрес: Ватикан, площадь Святого Петра
Дата постройки: 1626 год
Высота: 132,5 м
Святыни: могила святого Петра
Координаты: 41°54'07.7"N 12°27'12.0"E

К северу от центра Рима, на территории карликового государства Ватикан, на площади Сан-Пьетро возвышается Собор (базилика) святого Петра — крупнейший католический храм в мире.

 

Его громадный 136-метровый купол словно парит над Ватиканом. Внутри Собора святого Петра могли бы поместиться крупнейшие храмы Европы — об этом свидетельствуют специальные отметки на полу, показывающие их размеры. По преданию, в основании базилики находится могила святого Петра — одного из 12 учеников И.Христа.

Во время христианских гонений Нерона, в 64 году апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте вниз головой по собственной просьбе, так как считал себя недостойным умереть той же смертью, что и Христос. В 324 году римский император Константин I Великий воздвиг христианский храм над местом захоронения апостола. Легенда гласит, что в первом соборе св. Петра в рождественскую ночь 800 года папа римский Лев III короновал Карла I Великого.


Во время Авиньонского пленения, когда резиденция пап находилась не в Риме, а в Авиньоне, базилика святого Петра обветшала, а в начале XVI столетия была снесена. 18 апреля 1506 года на её месте папа римский Юлий II заложил первый камень в фундамент собора. В 1626 году папа Урбан VIII освятил новый храм.

Собор святого Петра — творение величайших мастеров Ренессанса

В строительстве собора принимали участие гениальные мастера эпохи Возрождения. В 1506 году утвердили проект архитектора Донато Браманте, согласно которому собор должен быть построен в виде квадрата с вписанным в него греческим (равносторонним) крестом. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, который перепроектировал церковь в форме латинского, то есть вытянутого в длину креста.

Вид на собор с замка Святого Ангела

В 1546 году 70-летний Микеланджело взял на себя руководство строительными работами. Он вернулся к идее Браманте, сделав несущие конструкции более массивными, и возвёл барабан центрального купола. После смерти Микеланджело архитекторы Джакомо делла Порта и Джакомо да Виньола достроили главный купол, придав ему более вытянутые очертания, и воздвигли два малых купола. В 1605 году зодчий Карло Мадерно удлинил продольную ось собора, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и воздвиг фасад в классическом стиле. Через 50 лет Джованни Лоренцо Бернини построил перед собором площадь Святого Петра.

Реликвии Собора святого

Петра Фасад Собора святого Петра венчают огромные статуи Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов (кроме св. Петра). В собор ведут пять входов. Последний вход с правой стороны, так называемые «Святые ворота», почти всегда заперт — он открывается только в юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века.

 

Интерьеры собора поражают грандиозными размерами и богатством оформления. Здесь много алтарей, надгробий, лепнины, мозаик, скульптур. Среди статуй выделяется мраморная «Пьета» Микеланджело. Она изображает скорбящую Мадонну, которая держит на руках безжизненного Христа.

В 1972 году статую попытался разбить австралийский геолог Ласло Тот. Вооружившись молотком, он набросился на «Пьету» с криком: «Я — Иисус Христос!» Поскольку врачебная комиссия признала Л. Тота душевнобольным, обвинений против него не выдвигалось. После реставрации статую защитили пуленепробиваемым стеклом. В центре собора возвышается алтарь, окружённый 44 неугасимыми лампадами.

Они зажжены над гробом, в котором покоятся мощи святого Петра. Над алтарём установлен бронзовый киворий (навес) работы Бернини, опирающийся на четыре витые колонны. Вершину алтаря венчает бронзовый шар с крестом, а под киворием подвешен позолоченный голубь — символ Святого Духа. Рядом с гробом апостола Петра, в подземной крипте нашли последний приют и другие святые папы. Неподалёку от алтаря находится бронзовая фигура святого Петра, который восседает на папском престоле и держит в руке ключи от Царствия Небесного. Статуе приписывают чудодейственную силу: если загадать желание и потереть ступню апостола, попросив его о помощи, то все чаяния и надежды исполнятся.

 

Посещение Собора святого Петра

На вершину купола Собора святого Петра можно подняться двумя способами — на лифте и по лестнице, состоящей из 500 ступеней. Со смотровой площадки открываются изумительные виды на Рим и Ватикан. Слева от собора находится центральный вход в Ватикан, охраняемый гвардейцами.

Без участия гвардейцев не обходится ни одно торжественное богослужение в Соборе св. Петра, ни один официальный приём у папы римского. Гвардейцы облачены в полосатые жёлто-фиолетовые средневековые костюмы. По легенде, эта форма придумана самим Микеланджело. Планируя визит в Собор св. Петра необходимо одеться соответствующим образом — шорты, короткие юбки, майки и топы, обнажающие плечи, недопустимы.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: