Философская лирика Заболоцкого Н.А

Николай Алексеевич Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в литературу уже после революции. Вся его жизнь — это подвиг ради поэзии. Когда заходит разговор о поэтическом мастерстве, всегда вспоминают Заболоцкого. Но главное качество и достоинство его поэзии — все-таки ее философичность.

Уже первая книга его стихов “Столбцы” имела шумный успех в конце 20-х годов. Поэзия Заболоцкого ярко выделялась среди различных поэтических направлений благодаря философской глубине.

Глобальные проблемы присутствуют почти во всех стихотворениях Заболоцкого. Он бесстрашно оспаривает влияние знаков Зодиака на человеческую жизнь и характер в стихотворении “Меркнут знаки Зодиака”:

Здесь с явной иронией поэт оживляет знаки Зодиака в небе и одновременно как бы переносит безжизненные символы на землю и дарит им счастье живой судьбы в образе собаки и кошки. Но поэт продолжает ерничать: он перечисляет массу земных “зодиаков”, которых на небе нет, то есть земля богаче и таинственнее этой холодной схемы. Значит, живое должно больше влиять на безжизненное, а не наоборот. Поэт как бы говорит человеку: не терзайся, ты сам волен распоряжаться своей судьбой:

Колотушка тук-тук-тук,

Спит животное Паук,

Спит Корова, Муха спит,

Над землей луна висит.

Над землей большая плошка

Опрокинутой воды.

Спит растение Картошка.

Засыпай скорей и ты!

В основе его философии лежит представление о мироздании как о едином целом, в котором ничто ни над чем не возвышается. Своей идеей Заболоцкий стремится объединить неживые и живые формы материи.

Стихотворения остаются философскими, но при этом поэт удаляется от абстрактно-космического восприятия мира, обращает внимание на человека с его бедами, проблемами, радостями. Лейтмотивом поэзии Заболоцкого становится утверждение вечно живого, прекрасного мира, в котором сохраняются мысли и «живая душа» человека. В свою очередь, человек остаётся в природе, «как медленная птица».

Программным стало стихотворение «Я не ищу гармонии в природе...». Оно опирается на классическую традицию, в первую очередь тютчевскую (мотивы лирики поэтов вообще близки), и в то же время противоположно ей. Тютчев видел в природе гармонию:

«Певучесть есть в морских волнах,

 Гармония в стихийных спорах...».

Заболоцкий же утверждал:
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Здесь, противореча своим ранним стихам, поэт утверждает, что только человек может внести разумное начало в природный хаос.
Система тропов позволяет оформить главную мысль стихотворения — природа одухотворена, но неразумна, и лишь человек, который, являясь её сыном, может исправить это:
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
«Яне ищу гармонии в природе...», 1947

В последний период творчества Заболоцкого на первый план выходит уже не разум, а сердце, человеческая душа, страдающая и одинокая, ведущая свое таинственное бытие.

Лирическая тематика Заболоцкого расширяется: здесь и любовная лирика, и философско-лирические пейзажи, и пейзажная лирика в более узком смысле слова; разрабатывается новая тема – внутреннее, душевное напряжение человека, который стремится к освобождению всех своих светлых душевных сил.

        В 1955 году Заболоцкий пишет стихотворение

             "Некрасивая девочка" – одно из самых любимых читателями.

      Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

     Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,—

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде? 

В этом стихотворении Заболоцкий ставит проблему красоты, традиционную для русской литературы. Понятие красоты меняется со временем, как и восприятие ее. Чтобы  лучше понять, как же Заболоцкий определяет красоту, нужно обратиться  к проблеме красоты в русской литературе.

 В стихотворении "Красавица" А.С. Пушкин пишет:

"Все в ней гармония, все диво,

 Все выше мира и страстей",

и в этих строках – признание сверхъестественного воздействия красоты, ее обожествление. Красота для Пушкина самодостаточна, для него она заключается в прекрасной внешности. Такое отношение к красоте идет от античной эстетики, которая предполагала необходимым условием для красоты правильные черты лица в состоянии полного покоя. Любое движение души нарушало бы спокойствие черт и лишало лицо гармонии. Требованием античной эстетики объясняется состояние покоя, характерное для пушкинской красавицы:

"Она покоится стыдливо

   В красе торжественной своей".

По-другому воспринимается Пушкиным красота любимой его героини Татьяны Лариной.

        Она была нетороплива,

       Не холодна, не говорлива,

       Без взора наглого для всех,

       Без притязаний на успех,

       Без этих маленьких ужимок,

       Без подражательных затей…

       Все тихо, просто было в ней…

Более того, Пушкин указывает, что ее нельзя было назвать красавицей.

Можно сказать, что в русской литературе первый заметил возможный контраст между прекрасной внешностью и злой душой М.Ю. Лермонтов. Героиня его стихотворения "Тамара"

         Прекрасна, как ангел небесный,

       Как демон, коварна и зла.

В стихотворении "К портрету" мы читаем:

         В глазах, как на небе, светло.

       В душе ее темно, как в море.

       То истиной дышит в ней все,

       То все в ней притворно и ложно,

       Понять невозможно ее,

       Зато не любить невозможно.

Парадоксальным является ощущение невозможности сопротивляться злому началу, воплощенному в красивое тело.

Радость чужого человека, как своя, полное отсутствие зависти, "умысла худого", младенческая грация души" вот что такое истинная красота для Николая Заболоцкого.

      Портрет

Николай Заболоцкий

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова  снова
Смотрела  Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка,  полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Ф. Рокотов Портрет А.П. Струйской1772, холст, масло, 59,8х47,5cм
        Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Александры Струйской, несомненно, самый блестящий образ идеально прекрасной женщины во всей русской портретистике. Изображена обаятельная юная женщина, полная пленительной грации. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчивый, отсутствующий взгляд. В ее глазах – гордость и душевная чистота. Портрет написан переливами цвета и света. Тени неуловимо переходят в свет, пепельно-серые тона перетекают в голубые, а розоватые — в бледно-золотые. Световые переливы и цветовые градации не ощутимы и создают легкую дымку, быть может, какой-то загадки.
Александра Петровна – вторая жена Н.Е. Струйского, парный портрет которого Ф.С. Рокотов писал в то же время. Ей 18 лет, она первый год замужем. Ф. С. Рокотов (1735 - 1808 г.г.), как друг семьи, очевидно, не относился к портретируемой только как к состоятельной заказчице. Сохранилась легенда о любви художника к своей модели.
Легенда, конечно, навеяна особенно удачным исполнением портрета. Вряд ли так было на самом деле. Но соединить эти два имени любовной связью весьма заманчиво: ведь нам неизвестно ни одной женщины – избранницы художника. Был ли он женат, определенно мы тоже сказать не можем. Хотя, конечно, Александра Петровна в юности не могла оставить равнодушным ничье мужское сердце… Александра Струйская была призвана стать вечной музой своего мужа-поэта. Воодушевленный супруг посвятил ей огромное множество стихов.

                                    Не позволяй душе лениться

Николай Заболоцкий

 

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

1958

 

 

























































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: