Уравновешенность процессов возбуждения и торможения

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения, т. е. пропорциональное соотношение этих процессов. Лабораторные исследования дали возможность установить, что у некоторых животных эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других животных этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения, или возбуждения.

Показателем преобладания процессов возбуждения над процессами торможения является быстрое образование условных рефлексов и медленное их угасание, в частности, медленное угасание ориентировочного рефлекса. Показателем преобладания процессов торможения является медленное образование условных рефлексов и быстрое их угасание.

3. Подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения, т.е. способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде.

Подвижность нервной системы характеризуется сменяемостью процессов возбуждения и торможения, скоростью начала и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов, скоростью появления нервного процесса в ответ на раздражение, скоростью образования новых условных связей, выработкой и изменением динамического стереотипа (скорость и прочность образования динамических стереотипов, а если требует жизнь, то и ломка их).

 

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов торможения и возбуждения образуются четыре основных типа высшей нервной деятельности.

По признаку силы нервных процессов И. П. Павлов различал сильных и слабых животных. Сильных в свою очередь он подразделял на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных. Сильные уравновешенные могут быть быстрыми (живыми) и медленными (спокойными). Так была создана классификация типов высшей нервной деятельности.

 

Слабый тип. Животные со слабой нервной системой не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Под действием сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов или они разрушаются. Нарушения приводят к заболеванию нервной системы. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения, особенно слабыми являются тормозные процессы (только 15—30 секунд нервная система слабых животных может переносить сильные торможения).

При слабой нервной системе слабое раздражение может вызвать сильное возбуждение, сильное возбуждение может вызвать слабый ответ, или вызвать торможение, а возможен и срыв нервной деятельности, который вызывает шоковое состояние.

При действии сильных раздражителей происходит задерживание выработки условных рефлексов и вообще отмечается низкая способность к их выработке. Одновременно с этим отмечается высокая чувствительность (т. е. низкий порог) на действия посторонних раздражителей.

 

Сильный неуравновешенный тип, отличаясь сильной нервной системой, характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов — преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. В связи с этим у животных сильного неуравновешенного типа быстро образуются положительные условные рефлексы и медленно — тормозные.

 

Сильный уравновешенный быстрый тип. Сильное раздражение вызывает сильное возбуждение. Процессы торможения и возбуждения уравновешены, но быстрота, подвижность, ведут к неустойчивости нервных связей, быстрой сменяемости нервных процессов.

 

Сильный уравновешенный спокойный тип. Нервные процессы отличаются малой подвижностью. Животные внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

 

Поскольку тип высшей нервной деятельности относится к природным наследственным данным, — это врожденное свойство нервной системы, а, следовательно, это не психическое, а физиологическое свойство. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т.е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет выражаться проявление типа высшей нервной деятельности.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека — определяет подвижность нервных процессов, их устойчивость (динамика процесса восприятия, переключение и устойчивость внимания, диапазон мыслительной деятельности) — но не определяет ни поведения и поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

    

В результате исследований Б.М. Теплов пришел к важным выводам, имеющим большое значение для педагогической практики. Он указывает, что в процессе воспитания следует искать не пути изменения нервной системы учащегося, а следует находить наилучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника.

Учитель должен учитывать, что у ребенка возбудимого типа следует вырабатывать умение тормозить себя, а не потворствовать его несдержанности. Надо систематически, организуя соответствующую деятельность и ставя в определенные условия, учить возбудимого ребенка сдержанности (т. е. тормозить его реакции).

Тормозному (слабому) типу учащихся необходимо давать возможность больше действовать и больше проявлять свою активность. На уроке таких учащихся надо чаще спрашивать, полезно давать им поручения, которые требуют проявления большой активности и быстроты. Однако нельзя забывать, что дети слабого типа быстро выбывают из рабочего состояния (в отличие от сильного типа) и поэтому нельзя их доводить до состояния глубокой утомляемости, когда уже наступает стадия охранительного торможения.

Систематические упражнения, тренировка в действиях и поступках укрепляют слабую нервную систему учащихся, повышают их работоспособность.

Люди слабого типа нервной системы тяжело привыкают к новой обстановке, к новым условиям, к новой деятельности, избегают всего нового. Эти свойства слабого типа нервной системы учителю следует помнить при работе с учащимися I класса. Особенно внимательно должен относиться учитель к новым учащимся, поступающим в школу в середине учебного года.

Очень часто учителя свойственную детям слабого типа тормозимость принимают за неумение, отсутствие знаний. Учитель должен помнить, что дети со слабым типом нервной системы трудно переносят резкие и сильные воздействия — чрезмерная строгость и повышенные требования к таким учащимся еще больше затормаживают их, т. е. их работоспособность понижается.

 

 

Домашнее задание (выполняется письменно и высылается для проверки прикрепленным к письму файлом на электронную почту zebra2302@yandex.ru В теме письма указать название предмета: Физиология ВНД. В тексте письма: Ф.И.О. студента, направление обучения, курс, форму обучения)

Д/з к темам 1, 2, 3.

В процессе изучения материала перечисленных тем посмотреть научно-популярный фильм Феликса Соболева «Думают ли животные» (Киевская студия научно-популярных фильмов, 1970 год).

Решить задачи:

1) Вам необходимо выработать условный слюноотделительный рефлекс у собаки. Как это сделать? Какие условия необходимы для выработки рефлекса?

2) Какие из перечисленных ниже видов торможения относятся к условному торможению? Внешнее, запредельное, запаздывающее, угасательное. Какие еще виды условного торможения вы знаете?

Д/з к темам 4, 5.

Решить задачи:

1) Экспериментируя с тремя различными животными (собака, голубь, рыба), исследователь обнаружил, что для каждого из них необходимо различное количество сочетаний индифферентного раздражителя с безусловен сигналом для выработки условного рефлекса. Скажите, сколько их потребовалось для голубя, если цифры получились такие: 200, 50, 10 сочетаний?

2) Что произойдет со слуховыми условными рефлексами после удаления затылочной или височной долей мозга?

3) Почему мы не ощущаем кольцо, которое постоянно носим на пальце, но отчетливо чувствуем, что на этот палец села муха?

Д/з к темам 6, 7.

Решить задачи:

1) У собаки выработан условный рефлекс на слово "звонок". Проявится ли условный рефлекс, если теперь дать в качестве условного сигнала настоящий звонок?

2) Можно ли у человека образовать уловный рефлекс, не прибегая к многократному сочетанию искусственного условного сигнала и безусловным раздражителем?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: