Учебно-воспитательного процесса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно Положению об учреждении дополнительного образования - школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы (школы искусств по видам искусств), утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 76-ОД от 13.04.2016 (с изменениями), зарегистрированному в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 28.04.2016 под регистрационным № 1224 (далее - Положение), учреждения дополнительного образования сферы культуры, в своей деятельности руководствуются Конституцией Донецкой Народной Республики, другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и предоставляют государственные гарантии эстетического воспитания через доступность к достижениям отечественной и мировой культуры, готовят базу для занятий художественным творчеством, а для наиболее одаренных учеников - к выбору профессии в области культуры и искусств.

В соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IНС (с изменениями)в учреждениях дополнительного образования - школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школа (школы искусств по видам искусств) реализуются дополнительные образовательные предпрофессиональные программы в области искусств.

Реализация образовательных программ в области культуры и искусств основана на принципах непрерывности и преемственности, возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также на последовательном прохождении взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

Программа учебного предмета по выбору «Фортепианный ансамбль» составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», утвержденными Приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 02.07.2018 № 235-ОД и рассчитанадля учащихся коммунальных учреждений дополнительного образования - музыкальных школ и школ искусств.

Предлагаемая учебная программа имеет следующую структуру:

- основные задачи и цели учебного предмета по выбору

«Фортепианный ансамбль»;

- особенности организации учебно-воспитательного

 процесса;

- рекомендации по организации и проведению контрольных

 мероприятий;

- организация учёта успеваемости.

Приведен примерный репертуарный список по классам обучения. Произведения репертуарного списка имеют ориентировочный характер и не должны ограничивать творческую инициативу преподавателей в использовании и поиске оригинальных сочинений отечественных и зарубежных композиторов-классиков, современных композиторов.

Основные задачи и цель учебного предмета по выбору

«Фортепианный ансамбль»

Программа учебного предмета по выбору «Фортепианный ансамбль» обеспечивает общие учебно-воспитательные положения музыкальной педагогики и решает задачи как эстетического, так и предпрофессионального воспитания учащихся.

Целью музыкального воспитания в коммунальных учреждениях дополнительного образования является формирование всесторонне развитой личности, сочетающей эмоционально-духовные и интеллектуально-действенные качества.   

Перед педагогом стоит задача воспитания детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; формирования у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. Изучение учебного предмета по выбору «Фортепианный ансамбль» расширяет кругозор учащегося, развивает технические навыки коллективного музицирования, совершенствует приобретенные навыки сольной игры.

В классе фортепианного ансамбля должны быть поставлены следующие задачи:

- воспитание у учащихся художественно-осмысленного подхода к

 исполнению фортепианного ансамбля;

- формирование осознания роли каждого исполнителя в фортепианном

ансамбле;

- развитие элементарных ансамблевых навыков;

- овладение ансамблевым репертуаром;

- приобретение опыта концертных выступлений.

Результатом работы преподавателя должны стать приобретенные навыки ансамблевого взаимодействия учащихся и начальные методы работы по разучиванию несложных произведений.

К техническим приемам ансамблевой техники относятся:

- синхронное движение (единство темпа, ритма и пульса);

 - уравновешенность динамики;

 - синхронность фразировки.

Искусство игры в 4 руки есть искусство вести диалог с партнером, т.е. понимать партнера, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе обучения постигается музыкантом, то специфика других видов камерного ансамбля успешно будет усвоена.

 

 

Особенности организации

учебно-воспитательного процесса

Программа предусматривает 8-летнее обучение. На изучение учебного предмета по выбору «Фортепианный ансамбль» учебным планом отводится один академический час в неделю.

Основной формой учебно-воспитательной работы является урок, который создает необходимые условия для наблюдения за учениками  и всестороннего изучения способностей, личных качеств детей, позволяет на этой основе дифференцировать объем и сложность заданий, темпы развития учеников и методы работы. Учебный план составляется преподавателем ежегодно до начала І и ІІ полугодий и утверждается заведующим отделом до 1 сентября на І полугодие и до 10 января на ІІ полугодие.

Программный репертуар, который является средством музыкального и технического развития учеников, базируется на лучших образцах мировой музыкальной культуры, а также должен быть разнообразным по стилям, жанрам, форме, фактуре и образному содержанию.

 В работе над репертуаром ученики должны достичь разных уровнейзавершенности исполнения музыкальных произведений, учитывая, что одни из них будут исполнены публично, другие изучаются для исполнения в классе, третьи - в порядке ознакомления. На начальном этапе обучения фортепианному ансамблю изучаются произведения с легкой фактурой для контроля над синхронностью звучания, общей ритмической формулой движения, общностью динамических оттенков. В старших классах акценты технических требований меняются – произведение может изобиловать трудностями синхронного исполнения, агогическими отклонениями, элементами полиритмии.

Развитию сознательности и самостоятельности в работе учеников с нотным текстом активно способствует чтение нот с листа. Как правило, произведения для чтения нот с листа могут быть легче программных на один-два класса. Такие произведения можно найти среди популярной, танцевальной музыки.

Чтение нот с листа дает возможность развивать внутренний слух ученика, способность мыслить с опережением, легко ориентироваться в нотном тексте. Умение ученика грамотно и быстро разбирать нотный текст активизирует учебный процесс.

Рекомендации по организации
и проведению контрольных мероприятий

Успеваемость учеников оценивается как на индивидуальных уроках, так и во время проведения контрольных мероприятий (академические концерты, прослушивания, открытые концерты).

В 1 классе обязательными контрольными мероприятиями являются:

       - академический концерт (с оценкой для учеников после 0 класса) – декабрь;

       -  академический концерт -конец апреля -май.

Во 2-8 классах (срок обучения 8 лет) обязательными контрольными мероприятиями являются:

 - академический концерт - декабрь;

        -  академический концерт -апрель - май.

Предложенные сроки проведения контрольных мероприятий являются ориентировочными и уточняются отделом учреждения дополнительного образования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: