ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно Положению об учреждении дополнительного образования - школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы (школы искусств по видам искусств), утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 76-ОД от 13.04.2016 (с изменениями), зарегистрированному в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 28.04.2016 под регистрационным № 1224 (далее - Положение), учреждения дополнительного образования сферы культуры, в своей деятельности руководствуются Конституцией Донецкой Народной Республики, другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и предоставляют государственные гарантии эстетического воспитания через доступность к достижениям отечественной и мировой культуры, готовят базу для занятий художественным творчеством, а для наиболее одаренных учеников - к выбору профессии в области культуры и искусств.
В соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IНС (с изменениями)в учреждениях дополнительного образования - школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школа (школы искусств по видам искусств) реализуются дополнительные образовательные предпрофессиональные программы в области искусств.
|
|
Реализация образовательных программ в области культуры и искусств основана на принципах непрерывности и преемственности, возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также на последовательном прохождении взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.
Программа учебного предмета по выбору «Фортепианный ансамбль» составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», утвержденными Приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 02.07.2018 № 235-ОД и рассчитанадля учащихся коммунальных учреждений дополнительного образования - музыкальных школ и школ искусств.
Предлагаемая учебная программа имеет следующую структуру:
- основные задачи и цели учебного предмета по выбору
«Фортепианный ансамбль»;
- особенности организации учебно-воспитательного
процесса;
- рекомендации по организации и проведению контрольных
мероприятий;
- организация учёта успеваемости.
Приведен примерный репертуарный список по классам обучения. Произведения репертуарного списка имеют ориентировочный характер и не должны ограничивать творческую инициативу преподавателей в использовании и поиске оригинальных сочинений отечественных и зарубежных композиторов-классиков, современных композиторов.
|
|
Основные задачи и цель учебного предмета по выбору
«Фортепианный ансамбль»
Программа учебного предмета по выбору «Фортепианный ансамбль» обеспечивает общие учебно-воспитательные положения музыкальной педагогики и решает задачи как эстетического, так и предпрофессионального воспитания учащихся.
Целью музыкального воспитания в коммунальных учреждениях дополнительного образования является формирование всесторонне развитой личности, сочетающей эмоционально-духовные и интеллектуально-действенные качества.
Перед педагогом стоит задача воспитания детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; формирования у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. Изучение учебного предмета по выбору «Фортепианный ансамбль» расширяет кругозор учащегося, развивает технические навыки коллективного музицирования, совершенствует приобретенные навыки сольной игры.
В классе фортепианного ансамбля должны быть поставлены следующие задачи:
- воспитание у учащихся художественно-осмысленного подхода к
исполнению фортепианного ансамбля;
- формирование осознания роли каждого исполнителя в фортепианном
ансамбле;
- развитие элементарных ансамблевых навыков;
- овладение ансамблевым репертуаром;
- приобретение опыта концертных выступлений.
Результатом работы преподавателя должны стать приобретенные навыки ансамблевого взаимодействия учащихся и начальные методы работы по разучиванию несложных произведений.
К техническим приемам ансамблевой техники относятся:
- синхронное движение (единство темпа, ритма и пульса);
- уравновешенность динамики;
- синхронность фразировки.
Искусство игры в 4 руки есть искусство вести диалог с партнером, т.е. понимать партнера, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе обучения постигается музыкантом, то специфика других видов камерного ансамбля успешно будет усвоена.
Особенности организации
учебно-воспитательного процесса
Программа предусматривает 8-летнее обучение. На изучение учебного предмета по выбору «Фортепианный ансамбль» учебным планом отводится один академический час в неделю.
Основной формой учебно-воспитательной работы является урок, который создает необходимые условия для наблюдения за учениками и всестороннего изучения способностей, личных качеств детей, позволяет на этой основе дифференцировать объем и сложность заданий, темпы развития учеников и методы работы. Учебный план составляется преподавателем ежегодно до начала І и ІІ полугодий и утверждается заведующим отделом до 1 сентября на І полугодие и до 10 января на ІІ полугодие.
Программный репертуар, который является средством музыкального и технического развития учеников, базируется на лучших образцах мировой музыкальной культуры, а также должен быть разнообразным по стилям, жанрам, форме, фактуре и образному содержанию.
В работе над репертуаром ученики должны достичь разных уровнейзавершенности исполнения музыкальных произведений, учитывая, что одни из них будут исполнены публично, другие изучаются для исполнения в классе, третьи - в порядке ознакомления. На начальном этапе обучения фортепианному ансамблю изучаются произведения с легкой фактурой для контроля над синхронностью звучания, общей ритмической формулой движения, общностью динамических оттенков. В старших классах акценты технических требований меняются – произведение может изобиловать трудностями синхронного исполнения, агогическими отклонениями, элементами полиритмии.
|
|
Развитию сознательности и самостоятельности в работе учеников с нотным текстом активно способствует чтение нот с листа. Как правило, произведения для чтения нот с листа могут быть легче программных на один-два класса. Такие произведения можно найти среди популярной, танцевальной музыки.
Чтение нот с листа дает возможность развивать внутренний слух ученика, способность мыслить с опережением, легко ориентироваться в нотном тексте. Умение ученика грамотно и быстро разбирать нотный текст активизирует учебный процесс.
Рекомендации по организации
и проведению контрольных мероприятий
Успеваемость учеников оценивается как на индивидуальных уроках, так и во время проведения контрольных мероприятий (академические концерты, прослушивания, открытые концерты).
В 1 классе обязательными контрольными мероприятиями являются:
- академический концерт (с оценкой для учеников после 0 класса) – декабрь;
- академический концерт -конец апреля -май.
Во 2-8 классах (срок обучения 8 лет) обязательными контрольными мероприятиями являются:
- академический концерт - декабрь;
- академический концерт -апрель - май.
Предложенные сроки проведения контрольных мероприятий являются ориентировочными и уточняются отделом учреждения дополнительного образования.