Создание организационной структуры позволяет определить строение того или иного учреждения. Однако с целью реализации его деятельности, функционирования данной оргструктуры необходим запуск конкретных организационных механизмов, обеспечивающих деятельность сотрудников организации и достижение поставленных целей. К данным механизмам относятся: регламентирование, нормирование, инструктирование и делегирование.
Регламентирование — определение функций, содержания работы и полномочий каждого сотрудника организации. Регламентирование отражается в уставе, положении о подразделениях, должностных инструкциях работников организации. Например, старший воспитатель ДОУ отвечает за управление образовательным процессом в ДОУ и его методическое сопровождение (повышение квалификации сотрудников, осуществление преемственности работы ДОУ и школы, организация работы с родителями и т.д.). Осуществляет планирование, организацию и контроль за состоянием работы по обозначенным направлениям в ДОУ.
|
|
Нормирование — определение нормативов выполнения работ, стандартов деятельности, допустимых границ ее осуществления. Нормативы могут вырабатываться в области финансового, материально-технического и другого обеспечения. Например, определение федеральных нормативов финансирования ДОУ (сумма средств, необходимых на содержание одного ребенка в ДОУ в течение года).
Инструктирование — ознакомление сотрудников с содержанием выполняемой ими работы, разъяснение норм, условий их реализации. Инструктирование может быть осуществлено как в письменной, так и в устной форме.
Письменная инструкция — это организационно-распорядительный документ, который определяет порядок взаимодействия сотрудников в процессе осуществления работы, использование ими средств труда и т.д. Пример в управлении дошкольным образовательным учреждением — должностные инструкции сотрудников.
Инструктирование в устной форме называется инструктажем, в ходе которого четко разъясняются обязанности, механизм их выполнения. Реалии сегодняшнего дня указывают на необходимость снижения жесткости инструктажа (в случае, если это допускается содержанием деятельности): руководитель лишь определяет основные направления деятельности, ее контуры, а исполнитель вырабатывает конкретные механизмы ее реализации.
Делегирование — процесс децентрализации управления, заключающийся в передаче руководителем части прав и обязанностей по реализации управленческих функций подчиненным, расширении сферы их полномочий.
Полномочия — область, в которой сотрудник имеет право принимать решение и несет ответственность за его выполнение; право использовать ресурсы организации с целью достижения организационных целей.
|
|
Требования к организации делегирования в управлении организацией
1. Определение готовности сотрудников организации к принятию полномочий (наличие способностей и возможностей, мотивации к выполнению данной работы, компетентность и т.д.).
2. Четкая постановка задачи делегируемой работы и определение содержания тому, кто будет ее выполнять.
3. Обеспечение сотрудника в ходе работы необходимыми ресурсами для достижения поставленных целей.
4. Оказание помощи сотруднику в процессе выполнения работы в случае возникновения затруднений.
5. Контроль за конечными результатами работы сотрудника, их оценка.
Практический блок