Характеристики организационных механизмов

Создание организационной структуры позволяет определить строение того или иного учреждения. Однако с целью реализа­ции его деятельности, функционирования данной оргструктуры необходим запуск конкретных организационных механизмов, обеспечивающих деятельность сотрудников организации и дос­тижение поставленных целей. К данным механизмам относятся: регламентирование, нормирование, инструктирование и деле­гирование.

Регламентирование — определение функций, содержания ра­боты и полномочий каждого сотрудника организации. Регламен­тирование отражается в уставе, положении о подразделениях, должностных инструкциях работников организации. Например, старший воспитатель ДОУ отвечает за управление образова­тельным процессом в ДОУ и его методическое сопровождение (повышение квалификации сотрудников, осуществление пре­емственности работы ДОУ и школы, организация работы с ро­дителями и т.д.). Осуществляет планирование, организацию и контроль за состоянием работы по обозначенным направлениям в ДОУ.

Нормирование определение нормативов выполнения работ, стандартов деятельности, допустимых границ ее осуществления. Нормативы могут вырабатываться в области финансового, мате­риально-технического и другого обеспечения. Например, опреде­ление федеральных нормативов финансирования ДОУ (сумма средств, необходимых на содержание одного ребенка в ДОУ в течение года).

Инструктирование ознакомление сотрудников с содержа­нием выполняемой ими работы, разъяснение норм, условий их реализации. Инструктирование может быть осуществлено как в письменной, так и в устной форме.

Письменная инструкция — это организационно-распорядитель­ный документ, который определяет порядок взаимодействия со­трудников в процессе осуществления работы, использование ими средств труда и т.д. Пример в управлении дошкольным образова­тельным учреждением — должностные инструкции сотрудников.

Инструктирование в устной форме называется инструктажем, в ходе которого четко разъясняются обязанности, механизм их выполнения. Реалии сегодняшнего дня указывают на необходи­мость снижения жесткости инструктажа (в случае, если это до­пускается содержанием деятельности): руководитель лишь опре­деляет основные направления деятельности, ее контуры, а ис­полнитель вырабатывает конкретные механизмы ее реализации.

Делегирование процесс децентрализации управления, за­ключающийся в передаче руководителем части прав и обязанно­стей по реализации управленческих функций подчиненным, рас­ширении сферы их полномочий.

Полномочия — область, в которой сотрудник имеет право прини­мать решение и несет ответственность за его выполнение; право ис­пользовать ресурсы организации с целью достижения организацион­ных целей.

Требования к организации делегирования в управлении организа­цией

1. Определение готовности сотрудников организации к приня­тию полномочий (наличие способностей и возможностей, моти­вации к выполнению данной работы, компетентность и т.д.).

2. Четкая постановка задачи делегируемой работы и определе­ние содержания тому, кто будет ее выполнять.

3. Обеспечение сотрудника в ходе работы необходимыми ре­сурсами для достижения поставленных целей.

4. Оказание помощи сотруднику в процессе выполнения рабо­ты в случае возникновения затруднений.

5. Контроль за конечными результатами работы сотрудника, их оценка.

 

Практический блок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: