Задание №1. Анализ рекомендаций Министерства просвещения РФ по проведению дистанционного обучения и сайтов для дистанционного обучения по истории и/или праву, обществознанию

Рекомендации Министерства просвещения РФ по проведению дистанционного обучения содержат в себе информацию и общие положения, касаемо проведения дистанционного обучения для всех ступеней образовательного процесса. Составлен подробный план, которые позволит в систематической форме организовать обучение школьников в рамках учебной организации. Для учителей рекомендовано разрабатывать программы с учетом их оптимального применения в сложившихся условиях, создавать простейшие и нужные для обучения задания и дополнительные ресурсы, а также самим выбирать на какой платформе и в какой форме проводить дистанционные занятия для учеников.

Образовательная организация должна создать информационную среду, для того чтобы могла реализовать обучение с помощью дистанционных образовательных технологий. На администрацию образовательного учреждения ложиться обязанность осуществлять учет, мониторинг и контроль за осуществлением дистанционного обучения, определять набор электронных ресурсов, которыми будут пользоваться учителя и ученики, информирование сотрудников и отбор минимума средств, для реализации обучения; регламентирует график учебной деятельности и контроля усвоения знаний.

Классный руководитель осуществляет учет обучающихся, осваивающих программу с помощью дистанционного обучения, осуществляет мониторинг реализации дистанционного обучения, не реже одного часа в неделю проводит видео-урок, а также ответственен за организацию доступа учеников к ресурсам дистанционного и электронного обучения.

Учитель-предметник определяет набор электронных ресурсов и средств коммуникации с учащимися, для возможности проведения урока, определяет учебный материал для своей дисциплины, разрабатывает домашнее задание, продумывает, как его оценивать, как реализовать обратную связь, а также определяет допустимый объем и формат домашнего задания.

Утверждается функционал дистанционных технологий обучения. Наиболее примечательным становится перечень универсальных ресурсов для организации обучения с использованием дистанционных технологий, что позволяет педагогическим работникам наиболее оптимально осуществить отбор необходимых образовательных ресурсов.

Таким образом, можно делать вывод, что дистанционное образование в РФ качественно продумано, и очень успешно реализуется.

Название ресурса Ссылка Краткая характеристика
Электронная образовательная среда «Русское слово» http://russlo-edu.ru/ Требуется регистрация. Комплекс цифровых образовательных ресурсов, обеспечивающий деятельность образовательной организации на современном уровне Электронная образовательная среда включает: расписание занятий, совмещённое с учебным планом; классный журнал, в который автоматически поступает информация о выполненных заданиях и иной активности учащихся; электронный дневник, содержащий расписание уроков, назначенные задания и информацию о результатах их выполнения; электронные формы учебников; инструменты для создания контрольно-измерительных материалов; средства отправки персональных сообщений, форумы и другие средства коммуникации. Сервис не привязан к одному устройству, не установки дополнительных приложений или программ и работает в любом удобном для пользователя месте через любой браузер при условии подключения к сети Интернет. Сервис позволяет педагогам назначать задания учащимся, но и удалённо давать обратную связь и оценивать степень освоения учениками того или иного предмета.
Российская электронная школа,. Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам https://resh.edu.ru/   Возможности: Интерактивные видеоуроки 2 - 11 классов представляют из себя набор из 5 модулей (мотивационный, объясняющий, тренировочный, контрольный, дополнительный), в уроках 1 класса контрольный модуль отсутствует. Интерактивные уроки включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Упражнения и задачи молено проходить неограниченное количество раз без регистрации, они не предполагают оценивания и уж тем более фиксации оценок. Проверочные задания, напротив, не подразумевают повторного прохождения - система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика. Зарегистрированным пользователям доступны также иллюстрации, фрагменты из документальных и художественных фильмов, аудиофайлы, копии архивных документов и т.п., которыми дополняются видеоролики с лекциями учителей. Лекции по сути дела, воспроизводят полностью весь материал, что есть в параграфе Торкунова, единственное важное отличие, в видео-уроке есть видео-визуализация, карты, схемы и т.д., что помогает ребятам с помощью наглядности лучше усвоить тему урока. Интерфейс прост в использовании. Оформление сайта не отвлекает от учебной деятельности. Работа затруднений не вызывает, остаются положительные эмоции. Единственное, требуется регистрация.
Интернет урок. Библиотека видеоуроков по школьной программе https://interneturok.ru/subject/istoriya-rossii Возможности: видео–урок, конспект, тест и вопросы к просмотреннму материалу. Не соответствует календарно–тематическому планированию по новой линейной системе школьного исторического образования. Задания сервиса не всегда актуальны, достаточно большая часть уроков записана в начале 2010-х. Но несмотря на это материал можно активно применять для дистанционного обучения. Сервис предоставляет минимальное количество материалов в свободном доступе. Чтобы получить доступ в полном объеме, ученику необходимо зарегистрироваться на платформе и оплатить подписку. Оформление ресурсакрасочное, с использованием иллюстративного материала. Затруднений в работе не вызывает.
Российская цифровая образовательная платформа «Лекта»   https://lecta.rosucheb nik.ru   Платформа предоставляет оцифрованные решения (учебники, задачники, УМК) компании «Российский Учебник». Открыт доступ ко всем электронным версиям учебников издательств «ДРОФА» и «Вентана-Граф» Представлены электронные формы учебников (ЭФУ) и онлайн-сервисы «Классная работа» и «Атлас +». ЭФУ по каждому предмету содержит интерактивное оглавление, анимации, интерактивные тренажеры, контрольно-измерительные материалы. Онлайн сервис «Классная работа» доступ к презентациям, сценариям и планам уроков, мультимедийным приложениям. Позволяет организовать самостоятельную работу учащегося по определенной теме. Онлайн сервис «Атлас+» позволяет учителям географии, истории, астрономии организовать интерактивную работу учащихся и самопроверку выполнения заданий по картам атласов. Сервис «Контрольная работа» предоставляет возможность педагогам организовать различные виды контроля. Самостоятельная работа учащихся по различным темам может быть организована с использованием он-лайн сервиса «Интерактивный тренажер» Единственное чего не хватает, так это, интерактивных обучающих материалов (игр и заданий), инструментов для удаленного проведения видеоуроков, средств учебной аналитики. Оформление ресурсакрасочное, с использованием иллюстративного материала. Затруднений в работе не вызывает.
Учи.ру. Интерактивные курсы по основным предметам 5-9 классов.   https://uchi.ru Интерактивные курсы на Учи.ру полностью соответствуют ФГОС и ПООП. На Учи.ру учащиеся проходят задания самостоятельно, но зарегистрировать их могут только учителя или родители. В целях эффективной организации образовательной деятельности рекомендуется регистрация класса учителем. Более 30 000 заданий в игровой форме разработаны профессиональными методистами и специалистами по детскому интерфейсу. Для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности. Целевая аудитория — учителя, а также ученики 1–11 классов. Сервис используется учителями как в общем, так и дополнительном образовании. В личном кабинете учителя сервиса «Виртуальный класс» для проведения индивидуальных и групповых онлайн-уроков с видео. Учителя и ученики могут видеть и слышать друг друга, также учитель может демонстрировать ученикам документы, презентации, электронные учебники и использовать виртуальный маркер и виртуальную указку Каждый ученик получает возможность самостоятельно изучить курс в комфортном для себя темпе с необходимым именно для него количеством повторений и отработок вне зависимости от уровня подготовки, социальных и географических условий. Чего не хватает, чтобы полностью обеспечить дистанционный процесс обучения? Обучающих материалов (цифровых учебников, видеоуроков). Сейчас сервис рекомендует использовать ресурсы российской электронной школы для изучения видеоуроков по разным предметам  Личного кабинета для администрации школы Ключевое отличие сервиса от похожих решений — наличие ограничения на платформе. До 16:00 по местному времени все ученики могут заниматься без ограничений на платформе при работе с учителем. В вечернее время ученикам доступно еще по 20 заданий каждый день. Выполнение задач сверх установленного лимита является платным.
«Фоксфорд» https://www.foxword.ru/ Онлайн-школа для учеников 1-11 классов. В режиме онлайн школьники готовятся к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, изучают школьные предметы. Учитель может создать виртуальный класс и выдать готовые материалы для проверки знаний учащихся. В настоящий момент сервисом предприняты меры по открытию бесплатного доступа к онлайн-курсам по базовой программе до конца учебного года. Бесплатный доступ включает в себя учебную программу, видеозаписи проведенных занятий, а также теоретические материалы. Сценарий сервиса не включает в себя роли школьного учителя, другими словами, сервис может быть использован только в качестве дополнительного образования учеников (например, для закрепления пройденного материала на уроках).
Лекториум. Онлайн-курсы и лекции для дополнительного образования. Отдельный блок курсов по наставничеству, педагогике и работе в кружках https://www.lektorium.tv/ Возможности: онлайн–курсы, видео–лекции от ведущих вузов. База для консультация к ЕГЭ. Организуются вебинары: открытые уроки, обмен педагогическим опытом. На Лекториуме более 5 000 видеолекций и 100 онлайн-курсов, которые можно использовать для самообучения или для организации дистанционного обучения в школе и вузе. Доступ к материалам устроен так, чтобы вы могли встроить их в образовательный процесс оперативно и без лишних запросов и разрешений. Яркий и приятный интерфейс.
Всероссийские открытые уроки «Проектория» https://proektoria.online/lessons Регистрация не требуется. В открытом доступе находятся он-лайн уроки. Может быть рекомендован просмотр и дистанционное обсуждение следующих уроков: «Я помню» (тема исторической памяти); «Как превратить идею в деньги» (основы предпринимательства); «Зарядись» (энергия и её виды); «Спасатели» (основы безопасности жизнедеятельности) и др. На данный момент представлено 32 открытых видеоурока.
Домашняя школа «InternetUrok.ru» https://home-school.interneturok.ru Существующая с 2014 года домашняя онлайн-школа предназначена для целевых групп учеников, не имеющих возможности (например, из-за проживания с семьей за границей или из-за наличия ОВЗ) или желания (например, из-за буллинга) посещать традиционную школу. Охват — с 1 по 11 класс по всем предметам школьной программы. По ним есть и учебный материал, и интерактивные задания для проверки результатов. В онлайн-школе также предусмотрены мероприятия по профессиональной ориентации учеников. В текущий момент это лидер рынка по числу обучающихся —13 тысяч человек учатся с сопровождением учителей сервиса. Сервис предполагает полностью дистанционное обучение, но не рассчитан на интеграцию в традиционную школу Для зарегистрированных пользователей (учеников, учителей) в открытом доступе находятся видеоуроки с текстовым приложением. Каждый урок включает: - объяснение материала учителем; - систему вопросов; - рекомендованные ссылки на интернет- ресурсы; - рекомендованное домашнее задание. При работе с библиотекой важно учесть, что на сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам. Учителю необходимо соотнести предложенные темы и их содержание с материалом программы. К каждому уроку прилагаются тесты, к отдельным - тренажеры. Результаты тестирования видит ученик сразу по окончании выполнения задания. Учитель доступа к ним не имеет. Сервис предполагает полностью дистанционное обучение, но не предоставляет модели интеграции его в традиционную школу. Его можно использовать только при полном переводе школы на экстернат, при этом все ученики могут быть закреплены за школой, в которой они изначально учились.
«Новый диск» http://school.nd.ru/ В состав каждого программно-методического комплекса входят интерактивные наглядные материалы (3D-модели, анимации, видео, виртуальные эксперименты, иллюстрации, интерактивные схемы и таблицы и др.); теоретические сведения базового и углубленного уровня по предмету; интерактивные материалы для систематизации, закрепления знаний и тестирования; цифровые ресурсы для формирования раздаточного материала и др. Каждый программно-методический комплекс включает печатное методическое пособие (рекомендации по использованию программы в учебном процессе при работе с интерактивной доской, сценарии уроков и т. д.) и руководство пользователя с подробной инструкцией по установке. Чего не хватает, чтобы полностью обеспечить дистанционный процесс обучения? √ Решение в большей степени подходит под очное обучение. √ Вместе с тем, интерактивные учебные материалы могут использоваться и для самостоятельного изучения учебного материала √ Решение в рамках проекта «Образовариум» разработано в большей степени для самостоятельной работы учеников.

 

В ходе прохождения практики было опробовано несколько из предложенных ресурсов: «Российская электронная школа» и «Интернет урок. Библиотека видео-уроков по школьной программе». Данные сервисы удобны в использовании. Обучающимся не составило труда выполнять задания с использованием предложенных материалов. Прохождение контрольных тесов показало успешное усвоение учебной дисциплины при работе с указанными ресурсами.

В целом, МБОУ гимназия №3, где непосредственно была пройдена практика, была готова к организации дистанционного обучения. Как педагогический состав, так и ученики быстро приспособилась к реалиям дистанционного обучения, используя разного рода платформы для коммуникации и универсальные электронные ресурсы для проведения уроков. У учеников не вызвало трудности перестроиться к дистанционному обучению, в связи их информационной мобильности в современном обществе. Каждый день на специальном сервере для обучающихся выкладывались блоки заданий, которые было необходимо подготовить к конкретному времени. Постоянно поддерживалась связь учителей с классами, что способствовало более эффективному усвоению материала, ввиду постоянных консультаций. Также была налажена система приема, проверки домашнего задания и обратной связи с учениками. Таким образом, благодаря информационной работе Министерства образования и науки МО, а также активной деятельности администрации гимназии №3 и педагогического состава, учебный процесс в данном учебном заведение носил эффективный характер в новых сложившихся обстоятельствах, на основе максимально продуктивного привлечения всех возможностей Интернет–обучения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: