ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ОРНАМЕНТЕ
•ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ
• ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ ПОСТРОЕНИЙ
• Понятие о композиции орнамента
• Пропорции
• Ритм и пластика
• Симметрия
• Статичные и динамичные композиции
• Композиционные решения лоскутных полотен
• ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ
• СБОРКА БЛОКОВ
ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ
Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения обладают исключительной способностью доставлять эстетическое наслаждение, оказывать сильное воздействие на человека, подчас пробуждая у него неосознанные чувства, связанные с генетической памятью, вызывают цепочки ассоциаций. Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление. Для орнамента характерны также перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).
|
|
Орнамент (от лат. ornamentium– украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства. Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический, символический, геометрический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный (или вещный).
Все орнаменты условно можно разделить на изобразительные и неизобразительные (геометрический, символический).
К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.
В лоскутном шитье геометрический орнамент играет ведущую роль. Технология соединения простых по форме деталей проще, чем соединение деталей сложных геометрических или лекальных форм. Простые, лаконичные очертания зрительно воспринимаются лучше, чем сложные и многодетальные формы. Вот почему именно геометрический орнамент наиболееупотребим в лоскутном шитье.
В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность – достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная.
Один из основных путей создания геометрического орнамента – это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер.
|
|
Элементы геометрического орнамента: линии – прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры – треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простыхфигур.
Изобразительным называется орнамент, мотивы котороговоспроизводят конкретные предметы и формы реального мира – растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мотивы), человека (антропоморфные мотивы) и т.д. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике. В орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации, типизации и в конечном счете – геометризации. Вероятно, это объясняется многократным повторением мотива орнамента.
Изобразительный орнамент также используется в лоскутном творчестве, но в основном ваппликативных вариантах.
Природа и окружающий нас мир лежат в основе орнаментального искусства. В творческом процессепроектирования орнамента приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты. Например, цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.
Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно новое. Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, знакомой геометрической формы. Это дает возможность многократно повторять форму орнамента. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, возвращается к ней при использовании художественных орнаментальных средств: ритмичности поворотов, разномасштабности, плоскостности изображения, колористических решений форм в орнаменте.
Как происходит перевоплощение природных форм в орнаментальные мотивы? Вначале выполняется зарисовка с натуры, максимально верно передающая сходство и подробности (этап "фотографирования"). Смысл перевоплощения — переход от зарисовки к условной форме. Это второй этап — трансформации, стилизации мотива. Таким образом, стилизация в орнаменте является искусством перевоплощения. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальныерешения.
Способ формирования орнамента и выбор орнаментальныхформ, как правило, согласуется с возможностями изобразительного средства.
В художественном творчестве с использованием текстильного лоскута в качестве изобразительного материала на стадии замысла, поиска орнаментального решения следует учитывать и использовать технологические возможности разнообразной работы слоскутом. В наибольшей степени это относится к лоскутному шитью, и в особенности к лоскутной мозаике.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ ПОСТРОЕНИЙ