Приходилось ли вам использовать или встречать в учебной литературе какие-либо символы (знаки) для отражения на письме пауз? тона? диапазона? громкости? темпа? тембра звука? Какие именно символы вам знакомы?
Метаязыком (metalanguage) называется язык «второго порядка», то есть язык (слова, словосочетания), которые используются для описания языка как объекта исследования. Так, выше, употребляя термины «короткая пауза», «повышенная громкость», «голосовые качества» и пр., мы использовали метаязык просодического описания. В сверхсегментной фонетике понятие метаязыка включает и неязыковые средства – знаки и символы, с помощью которых можно графически отразить просодические характеристики речи. Важно понимать, что сверхсегментная фонетика, в отличие от сегментной, не обладает унифицированным метаязыком: разные ученые пользуются разными просодическими транскрипциями и репрезентациями (transcriptions and representations).
Данный факт можно проиллюстрировать на примере книги, в которой собраны работы известнейших фонетистов, и в которой каждый из авторов использует способ графического изображения, отличный от транскрипций и репрезентаций, предлагаемых другими авторами48. В одной статье изменения в мелодике изображаются при помощи пространственного расположения букв, слогов и слов:
The snow generally comes ear ly in Oc to ber.
Do you like it? Then eat it.
В другой статье изменения в высоте тона фиксируются при помощи цифр, которые соответствуют разным уровням высоты тона:
Tom! Tom!?
2-4 2-4-3
Используется и такой способ изображения мелодики:
She's a | BÈAUtiful Çwoman |
Для некоторых фонетистов более приемлемыми представляются системы нотной записи, при чем используются авторами они по-разному:
What are you do-ing to-day?
Qu est-ce qu on a pour le diner, maman?
Для работ современных западных исследователей характерно использование пунктуационных знаков для отражения сверхсегментных признаков речи. Например, в работах ряда американских ученых низкому нисходящему, низкому восходящему и высокому восходящему тонам соответствуют точка, запятая и вопросительный знак. У других же авторов вопросительный знак соответствует резкому подъему тона, запятая – незначительному повышению голоса49. Использование знаков пунктуации в качестве знаков просодической нотации затрудняет интерпретацию высказывания, поскольку естественные письменные знаки ассоциируются в сознании читателя с определенными синтаксическими функциями.
Приведенные примеры просодической нотации, конечно же, не исчерпывают всего многообразия метаязыков, существующих в области сверхсегментной фонетики. Эти примеры интересны, прежде всего, потому, что наглядно показывают всю условность просодической нотации как системы знаков, произвольно избираемой исследователем для фиксации на бумаге сверхсегментных свойств речи.
Разные метаязыковые системы являются в разной степени удобными и приемлемыми. Так, системы обозначений, которые могут отражать изменения в просодии непосредственно в строках орфографического текста (тонетические транскрипции), удобнее нотаций, оторванных от текста, и следовательно, неприемлемых для разметки предложений, напечатанных обычным типографским способом. Общий для всех этих (и многих других) метаязыков недостаток заключается в том, что они приспособлены для описания одного - двух трех просодических признаков, как правило, - движения тона и пауз. При этом задача исследователя обычно состоит в том, чтобы точно и адекватно отразить наблюдаемые факты, не выходя на уровень теоретических обобщений в отношении лингвистической релевантности параметров звучащей речи.
Система символов, разработанная учеными в рамках речеведческой проблематики (См. 5.1), основана на выделении тех понятий, категорий и параметров, которые значимы для выражения определенных лингвистических функций. При этом в качестве базовой категории сверхсегментной фонетики выделена категория голоса; определены параметры, определяющие реализацию данной категории в речи. Кроме того, сочетая в себе простоту и емкость, этот метаязык пригоден как для учебных, так и для исследовательских. Просодическая нотация удобна, поскольку использует ограниченный набор знаков и разработана по принципу: чем более частотной является просодическая характеристика, тем более простым должен быть отображающий ее знак50.
Данная система представлена в Таблице 5. Именно эта система будет использована далее при описании функций просодии.
Таблица 5
PAUSES | potential | + |
very short | ︴ | |
one-unit | | | |
two-unit | || | |
three-unit | ||
TONE | high level | ׀m |
mid level | ׀m | |
low level | ׀m | |
high rising | ∕m | |
mid rising | ∕ m | |
low rising | ∕ m | |
high falling | \m | |
mid falling | \m | |
low falling | \m | |
falling-rising | Ú | |
rising-falling | Ù | |
DIAPASON | high | h |
low | l | |
INTERVAL | wide | w |
narrow | n | |
LOUDNESS | loud | |
normal | ||
soft | ---------- | |
loudness increases | loudly | |
loudness diminishes | softly | |
TEMPO | quick | quickly |
normal | ||
slow | slowly | |
tempo becomes faster | quickly | |
tempo becomes slower | slowly | |
VOICE QUALITIES | resonance | r> <r |
over-resonance | or> <or | |
breathiness | br> <br | |
pectoral voice | p> <p | |
nasality | n> <n | |
harshness | harsh> <harsh | |
huskiness | h> <h | |
whisper | w> <w | |
VOICE QUALIFICATIONS | phonetic smile | ph.sm> <ph.sm |
labialization | l> <l | |
laugh | laugh> <laugh | |
giggle | g> <g | |
tremulousness | tr> <tr | |
sob | sob> <sob | |
cry | cry> <cry |
Однако, сфера применения даже самой совершенной просодической нотации ограничена. Транскрипция, в основном, нужна для исследовательских целей: каждая наука обладает системой условных знаков, символов и обозначений, позволяющих представить данные анализа в более компактном и наглядном виде. Кроме того, ее использование облегчает усвоение просодики на начальной стадии изучения иностранного языка. А вот целесообразность применения просодической нотации при обучении чтению на английском языке вызывает сомнения. Как правило, тонетическая транскрипция – это произвольно навязанная тексту просодия, нечто искусственно "накладываемое" на уже существующий текст и идущее вразрез с той просодией, которая заложена в данном тексте его автором при помощи разнообразных синтаксических, стилистических и других средств языка51.
Когда автор создает какой-то письменный текст, звучание этого текста непременно отражается в его внутренней речи. Оно "закладывается" в речевое произведение путем выбора тех или иных слов и словосочетаний, той или иной синтаксической организации высказывания. Уже во внутренней речи читающего эта просодия воспроизводится. То, что это действительно так, убедительно показано в ряде работ языковедов и психологов. Более того, даже люди, далекие от лингвистических или психологических проблем, но являющиеся внимательными читателями, подтвердят, что произведения разных авторов обладают разной интонацией, и чисто интуитивно мы способны отличить голос одного автора от голоса другого. Очень важно поэтому научиться непосредственно соотносить письменную форму речи с ее устной формой. Для решения этой задачи следует обратиться к системе, которая объективно заложена в письменном тексте – системе пунктуации.
SUMMARY
The metalanguage of suprasegmental phonetics deserves special attention. First, the existing systems of prosodic description differ in the lists of components under analysis. Second, tonetic transcriptions and representations, used to denote suprasegmental features of speech, vary greatly from one author to another. It is important that a system of notation should enable us to describe all functionally relevant prosodic oppositions, be accurate and consistent, and readily applicable. The metalanguage of prosodic description created by linguists working in the field of speechology satisfies these requirements.
Still, no matter how accurate and consistent a system of prosodic notation may be, it is a conventional system, and its possibilities to adequately reflect the oral form of speech are restricted. The objectively existing means of graphic representation of prosody is the system of punctuation marks. Punctuation is a natural semiological system on which the suprasegmental level of speech is based.