АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Методические материалы для студентов
Структура английского предложения
В английском языке (в отличие от русского) отсутствует система родовых, падежных и личных окончаний, поэтому грамматические отношения между словами в предложении выражаются, главным образом, твердым порядком слов и служебными словами (предлогами, вспомогательными глаголами т.д.).
В русском языке при изменении порядка слов смысл предложения может не измениться. Например: Учитель похвалил ученика. Ученика похвалил учитель. Похвалил учитель ученика и т.д.
В английском языке при перестановке в предложении изменится и его смысл. Например:
| The teacher praised the pupil. | Учитель похвалил ученика. |
| The pupil praised the teacher. | Ученик похвалил учителя. |
Для английского языка характерен твердый порядок слов в предложении, где каждый член предложения имеет свое определенное место.
Порядок слов в английском предложении.
В английском утвердительном предложении строгий порядок слов. На первом месте всегда стоит подлежащее, на втором – сказуемое, на третьем - дополнение, на четвертом, последнем – обстоятельства. Обстоятельства могут также находиться перед подлежащим, т.е. занимать нулевое место. Определение может стоять при любом члене предложения, выраженном существительным.
4
We plant various vegetables in spring.
0
In spring we plant various vegetables.
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| обстоятельства | подлежащее | сказуемое | дополнение | обстоятельства |

определение
|
Каждый член предложения может иметь относящиеся к нему слова и вместе с ними составлять группу слов:
0 1 2 3 4
Yesterday I met my old friend at the theatre by chance.
![]() |
Вчера я встретил моего старого друга (случайно) в театре.
Чтобы разобраться в строе английского предложения, сначала надо найти сказуемое, поскольку в большинстве случаев его можно «узнать» по вспомогательным глаголам (can, may, must), по глагольным окончаниям –s и –ed, по знакомым глаголам, по месту в предложении.
I. Прямой порядок слов (повествовательное предложение)
| Повествовательное предложение
| Подлежащее | Сказуемое | Определение | Дополнение | Обстоятельство | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
| вспомог. глагол | смысл. глагол | |||||
| We She The text | is has | live writing been translated | a letter | in Izhevsk now | ||
| Вопрос к подлежащему | Who What | can | translate surprised | an English | text? you? | |
| Разделительный вопрос | You The train She | are
hasn’t stopped
is American | a student, | aren’t you had it? isn’t she | ||
| Отрицательное предложение | We We |
have not read
don’t go
| this new interesting | book to the Academy | yet every day | |
Порядок слов в вопросительном предложении
| Вопр. слово | Вспом. глагол | Подлежащее | Смысл. глагол | Определение | Дополнение | Обстоятельство | |
| Общий вопрос
| 0 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Do Are Is Can Have | you they she you you | know writing help seen | English? this | French? a letter? me? film | already? | ||
| Специальный вопрос | Where When Why | does have will | he you the | work seen come | with my this | sister film | in Moscow? tonight? |
Следует помнить, что: а) слово часто имеет несколько значений. Так, слово plant означает: 1) растение; 2) установка; 3) завод, фабрика. б) Разные части речи часто имеют одинаковые формы. То же слово plant может быть и существительным и глаголом (сажать). Таким образом, plants может означать: «растения», «установки», «заводы» (существительное во множественном числе) и «сажает» (глагол в 3-м л. ед. числе).
Поэтому:
1. Не начинайте перевод текста с перевода отдельных слов. Сначала прочтите весь текст или абзац и попытайтесь понять общий смысл.
2. Не останавливайтесь на первом значении слова.
3. Чтобы понять английское предложение, правильно определить смысловое значение каждого слова, необходимо выяснить, каким членом предложения является слово и какая это часть речи, т.е. проанализировать предложение.
При этом следует руководствоваться знанием строевых слов языка, словообразованием и порядком слов (т.е. знать место каждого члена предложения).
Предлоги
Предлоги, обозначающие место
| on | on the table | на столе |
| under | under the table | под столом |
| above | above the table | над столом |
| behind | behind the table | за столом |
| at | at the table | у стола |
| in | in the glass | в стакане |
| around | around the table | вокруг стола |
| in front of | in front of the house | перед домом |
| across | across the river | через реку |
Предлоги, обозначающие время
| in | In September. In two days | в сентябре через 2 дня |
| on | on Monday | в понедельник |
| at | at 5 o’clock | в 5 часов |
| by | by six o’clock | к шести часам |
| from…till | from 12 till 8 | с 12 до 8 (часов) |
| for | for two hours | в течение двух часов |
| before | before the lessons | до уроков |
| during | during the lesson | во время уроков |
| after | after the lesson | после уроков |
Предлоги, обозначающие движение
| to | to the house | к дому |
| into | into the house | в дом (внутрь дома) |
| from | from the house | от дома |
| out of | out of the house | из дома (изнутри) |
| on | on the platform | на платформе |
Местоимения
| Число | Лицо | Личные | Притяжательные | Возвратные | Усилительные | ||
| кто? что? (именительный) | кому? чему? кого? что? и др. (объектный) | чья? чей? 1ф. чье? 2ф. | в русск. яз. -ся (св), себя | в русск. яз. сам | |||
| Единствен. | 1 2 3 | I я you ты, вы He он She она It (он, она, оно; для неодуш. сущ. и животных) | me мне, меня you тебе, вам him ему, его her ей, ее it ему, ей | my мой your твой his его her ее its его | mine моя, мое yours ваш his его hers ее its ее | myself
yourself
himself herself itself | |
| Множествен. | 1 2 3 | We мы you вы they они | us нам, нас you вам, вас them им, их | our наш your ваш their их | ours наш yours ваш theirs их | ourselves
yourselves
themselves | |
определение







