Образовательная среда - система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Проектирование - деятельность по выработке представлений о желаемом образе будущего, путях и средствах его достижения, т. е. создание необходимых предпосылок для осуществления деятельности. Результатом проектирования является проект. Проектируя образовательную среду, педагог ищет возможности преобразования безразличного окружения в средство педагогической деятельности, т. е. в то, что способствует росту возможности достижения поставленной цели. Простая совокупность условий протекания деятельности при таком подходе преобразуется в целостную систему, способствующую росту эффективности деятельности педагога.
Таким образом, включая проектирование в свою профессиональную деятельность, педагог формирует представление об основных структурных элементах будущей деятельности, при этом он должен пройти следующие этапы проектирования:
|
|
• сформировать желаемый образ будущего, которое будет достигнуто в результате деятельности, т. е. описать такое состояние, при котором можно будет считать, что цель достигнута;
• осуществить целеполагание на основе выработанного образа желаемого будущего путем его конкретизации и последующего описания цели деятельности с использованием объективных критериев;
• выявить законы и закономерности, способствующие достижению поставленной цели и определяющие возможность перехода из наличного состояния в желаемое (теоретико-концептуальные основания реализации процесса перехода от материала к продукту);
• подобрать или выработать специальные средства деятельностного характера, актуализирующие процесс перехода объекта из исходного состояния в желаемое;
• согласовать отдельные компоненты деятельности (цель, исходное состояние, средства) и описать целостную деятельность в виде программы ее реализации на практике;
• соотнести программу деятельности с временем, которое необходимо для ее реализации, т. е. составить план деятельности, реализуя соотношение «действие - условие - цель»;
• реализовать проект согласно плану;
• осуществить мониторинг процесса реализации проекта с позиций соответствия реального процесса движения к поставленной цели идеальному (описываемому существующими законами);
• проанализировать результаты мониторинга и в зависимости от полученных выводов осуществить коррекцию проекта.
В процессе проектирования образовательной среды необходимо учитывать ряд экопсихологических закономерностей, характеризующих субъективное и конкретное ее восприятие. Однако, научное проектирование образовательной среды также невозможно без ее объективного и абстрактного описания.
|
|
Эффективное проектирование должно проводиться в условиях тесного сотрудничества ученых и руководителей системы образования, что позволят распределить функции по его реализации.
Такое распределение позиций весьма полезно при проектировании образовательных систем любого уровня.
1. Мировоззренческая позиция — обеспечение приоритетности образования на уровне органов региональной власти подключение средств массовой информации к пропаганде положений проекта; вовлечение в поддержку проекта различных групп населения.
2. Юридически-правовая позиция — утверждение проекта органами региональной власти, с последующей разработкой ее нормативно-правового обеспечения.
3. Финансово-экономическая позиция — выделение целевых средств на разработку и реализацию проекта; создание регионального банка образования; создание условий для инвестиций в образование; обеспечение налоговых льгот образовательных услуг; создание регионального фонда об разовательного имущества.
4. Профессионально-деятельностная функция — создание экспертно-коррекционной службы для оценки и координации образовательных проектов; создание службы мониторинга для диагностики качества образовательных ус луг; реформирование систем подготовки и переподготовки педагогических кадров и методических служб.
Участие педагога-психолога должно быть деятельным и носить проектно-аналитический характер. Это значит, что педагог-психолог должен выдвигать свои конкретные предложения по развитию образовательного процесса в образовательном учреждении и оценивать результаты своего участия в происходящих событиях.
Перспективные направления в деятельности педагога-психолога:
1. Консультирование преподавателей по вопросам совершенствования образовательного процесса.
2. Диагностика состояния образовательного процесса в учебном заведении. Задача состоит в том, чтобы дать оценку текущего состояния учебного процесса как по отдельным учебным дисциплинам, так и в целом по всему циклу дисциплин с точки зрения требуемых компетенций обучающихся по завершении определенного этапа обучения или при выпуске из учебного заведения.
3. Профессиональная коммуникация. Раньше это называлось психологическим просвещением. Необходимость введения нового термина связана с задачей преодоления широко распространенных в последнее время ложных и надуманных психологических знаний. То есть стоит задача преодоления поверхностного психологического просвещения, последствий распространения информации, наукой не подтвержденной. Надо преодолеть мифы относительно психологических закономерностей обучения и развития современных подростков, которые широко бытуют как среди воспитателей, так и родителей.