С каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с социальной средой. Если в самом начале жизни интеллектуальные функции определяются, по-видимому, только наследственными факторами, то, начиная с года или двух, ребенок приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со своим физическим и социальным окружением. При этом ситуации, в которые он попадает, могут оказаться решающими для развития его интеллекта.
Адаптационная обусловленность интеллекта проявляется во влиянии на умственное развитие следующих факторов:
§ социальный статус семьи, связанный с экономическим и культурным неравенством в обществе, этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп;
§ особенности питания ребенка, его достаточностью или недостаточности для полноценного развития;
§ психическая стимуляция интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых (известно, что дети, живущие в детских домах, заметно отстают в умственном развитии от сверстников);
|
|
§ число детей в семье: чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта.
Творческое мышление
Творческое мышление - это один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой деятельности познавательной по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческое мышление - один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. В настоящее время практически никто из психологов не сомневается в том, что в творческой деятельности логические методы и стратегии решения задач взаимодействуют с интуитивными механизмами мышления, взаимодополняя и взаимоусиливая друг друга. Однако в вопросе о том, что следует включать в понятие интуиции и в чем состоит ее природа остается много неясного. Интуицию часто связывают:
1) с инстинктом, или инстинктивной догадкой,
2) с прямым, непосредственным усмотрением истины,
3) с отсутствием причин или посылок, приводящих к тому или иному результату интеллектуальной деятельности,
|
|
4) с внезапностью и быстротой нахождения правильного решения,
5) с разрывами и скачками в последовательных этапах переработки информации,
6) с наличием неосознаваемого опыта.
2.2Творческое мышление и его механизм
Творческое мышление - это один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой деятельности познавательной по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов.
Творческая одаренность - это то, что проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении и, в конечном итоге, ценится выше всего. Но вот до конечного итога надо дорасти, иногда даже дотянуть. А вот уж кто редко бывает "удачником" - так это именно творческие дети. Их проблемы начинаются еще в школе, где они всегда всех раздражают, несмотря на непрерывные заклинания о "творческой личности".
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Заметную роль в своевременном обнаружении одаренности ребенка могут сыграть:
- родители.
- семейные врачи или педиатры, которые по роду своей службы имеют возможность наблюдать за ребенком с самых первых дней его жизни;
- социальные работники;
- работники детских учреждений и другие лица, которые в силу выполнения своих служебных обязанностей находится в постоянном контакте с детьми.
Основными признаками творческих способностей являются:
· Любознательность
Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство - жажда новизны, характерна для каждого ребенка. Для её становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого ребенка.
· Сверхчувствительность к проблемам
Одно из важнейших качеств истинного творца - способность удивляться и видеть проблемы и противоречия. Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека.
· Познавательная самодеятельность
Это стремление к постоянному углублению в проблему. Для одаренного ребенка решение задачи - это не завершение работы, скорее, начало будущего, нового дела.
· Повышенный интерес к дивергентным задачам
Творцы не боятся задач, которые имеют не один, а множество правильных ответов.
· Способность к оценке
Способность к оценке обеспечивает возможность самодостаточности, самоконтроля, уверенности в самом себе и в своих решениях.
· Особенности склонностей и интересов
У одаренных детей интересы очень широки и при этом устойчивы и осознанны.
· Перфекционизм
Это стремление все делать наилучшим образом. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня.
· Оригинальность мышления
Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.
· Гибкость мышления
Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.
· Легкость ассоциирования
Одаренный ребенок значительно продуктивнее воспринимает связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями. Эти связи могут быть нетрадиционны и непривычны, что, как известно, и составляет основу творчества.
|
|
· Высокая концентрация внимания
Отличительная черта одаренного ребенка - склонность к сложным и сравнительно долговременным занятиям. Отличная память - также характерна для творца.
· Стремление к самоактуализации
Главным побудительным мотивом творчества является стремление раскрыть свой внутренний потенциал. Ростки данного стремления проявляются уже в детстве и должны поддерживаться и формироваться.
В соответствии с этим первый признак наличия творческих способностей - сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познавательной активности. Высокая познавательная активность проявляется в самом раннем возрасте, и, внимательно наблюдая за ребёнком, легко можно оценить её развитие. Если у малыша ярко проявляется положительная эмоциональная реакция на новую игрушку, ситуацию, большой интерес к окружающим предметам, людям, активное освоение новых способов познания, стремление к подражанию, а потом и попытки самостоятельного экспериментирования (с предметом, звуком, словом), - всё это говорит о раскрывающемся творческом потенциале[13].
Для определения уровня творческого развития личности ребенка чаще всего используется следующую последовательность диагностических методов:
1. Наблюдение,
2. Создание экспериментальных ситуаций,
3. Тесты.