Сталин в оценке руководителей СССР и России

Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв на XX съезде КПСС в докладе «О культе личности и его последствиях» заявил, что Сталин «переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал всё шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы».

Согласно позиции экс-президента СССР М. С. Горбачёва, «Сталин — это человек весь в крови».

В 2009 году Председатель Правительства России В. В. Путин сказал, что под руководством Сталина страна «из аграрной превратилась в индустриальную. Правда, крестьянства не осталось, но индустриализация действительно состоялась. Мы выиграли Великую Отечественную войну. И кто бы и что бы ни говорил, победа была достигнута». Вместе с тем Премьер-министр России назвал имевшие место репрессии «неприемлемым способом управления государством».

Экс-президент России Д. А. Медведев, говоря о Катынской трагедии, сказал, что это «преступление Сталина и ряда его приспешников». Президент отметил, что «Сталин совершил массу преступлений против своего народа… И, несмотря на то, что он много работал, несмотря на то, что под его руководством страна добилась успехов, то, что было сделано применительно к собственным людям, не может быть прощено».

 

Решаем проблемную задачу: “ Сталин - продукт эпохи или эпоха продукт Сталина?”

написать эссе на одну из тем

1. тема “ Сталин - продукт эпохи или эпоха продукт Сталина?”

2. Выберите формулу, которая образно характеризует Сталина: «человек среди варваров», «варвар среди людей», «суперзверь среди зверей», «жертва эпохи». Почему ты выбрала эту формулу, аргументируй, докажи.

3. «-Без насильственной реформы Петра, столь во многом мучительной для народа, Россия не могла бы выполнить своей миссии в мировой истории и не могла бы сказать свое слово» - писал Бердяев. Можно ли то же самое сказать о И. В.Сталине?

 

 

«Внешняя политика СССР накануне войны».

Вступительное слово учителя. Сегодня можно найти немало научных и научно-популярных книг о внешней политике СССР в 1939-1941 гг. Но в изучении предыстории Великой Отечественной войны все еще остается много  нерешенных  вопросов.  Авторы  выдвигают  свои  гипотезы,

предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Предположения эти значительно расходятся между собой и подчас взаимоисключают друг друга.

 

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выясним, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как наша страна готовилась к войне.

 

Задания

 

I) Создание системы коллективной безопасности. Поиск союзников (обучающиеся используют текст учебника с.202-205, документ с задание (Приложение 1).

 

- Какова была главная цель советской внешней политики в 30-е г.г.?

 

- В чем суть предложенной СССР системы коллективной безопасности?

 

- Почему демократические державы Запада не поддержали СССР в его борьбе за создание системы коллективной безопасности? В чем причины неудач?

 

После ответов на вопросы нужно сравнить предложения СССР и Великобритании о мерах, которые должны были предпринять договаривающиеся страны в случае немецкой агрессии.

 

- В чем вы видите принципиальное отличие позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам?

 

- Какую позицию занимала Польша? Как вы думаете, почему?

 

II) Мюнхенское соглашение, его последствия. Восточный вопрос СССР в 1939 г. (обучающиеся используют текст учебника с.205-208, документ с заданием (Приложение 2).

 

- Каково было содержание Мюнхенского соглашения?


- Каково было отношение СССР к результатам договора, заключенного в Мюнхене?

 

- Как решался восточный вопрос СССР в 1939 г.?

 

После ответов на вопросы нужно ответить, можно ли сказать, что политическую ответственность за позорное Мюнхенское соглашение несут правительства Великобритании и Франции и их премьер-министры Невилл Чемберлен и Эдуард Даладье?

 

III) Советско-германские отношения накануне Великой Отечественной войны (обучающиеся используют текст учебника с.208-210, документ с заданием (Приложене 3).

 

- Можно ли считать, что со стороны СССР договор с Германией был вынужденной мерой?

 

- Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР?

 

- Какие выгоды получили Германия и СССР от заключения этого договора?

 

- В чем вы видите плюсы и минусы этого договора?

 

на экране транслируется отрывок из фильма “Подписание пакта Молотова - Риббентропа”.

https://yandex.ua/video/preview/?filmId=92581753984879671&text=%E2%80%9C%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B0%20%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20-%20%D0%A0%D0%B8%D0%B1%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%E2%80%9D.&path=wizard&parent-reqid=1588759493044936-717689098530920925900125-production-app-host-man-web-yp-67&redircnt=1588759503.1

 

 

После  выступления группы учитель: Конечно, пакт от 23 августа 1939 г., особенно его секретная часть, – нечестный в своей основе и крайне некрасивый в своей политической сущности документ. Но в политике (и особенно внешней) далеко не всё бывает целесообразно с точки зрения морали человека. Вопрос:

- Как вы считаете, был ли иной выход? Представьте: западные державы не хотят поддерживать предложения СССР, вместе с тем они толкают Гитлера на Восток. Война неизбежно предстоит, к ней надо готовиться, но её начало целесообразно оттянуть. Предложение Гитлера едва ли не единственный шанс на оттяжку. Нарастание угрозы новой мировой войны при явном желании западных держав вступить в сговор с агрессивными фашистскими государствами за счёт СССР и малых государств поставило советское руководство перед трудным и ответственным выбором: как защитить само существование СССР без надежды на коллективный отпор фашистским агрессорам?

 

IV) Советско-финская война: причины, ход, итоги войны (обучающиеся используют текст учебника с.212-213, документ с заданием (Приложение 4)

 

- Почему началась советско-финская война 1939 – 1940 г.г.?

 

- Был ли Советский Союз готов к войне?

заполнить  таблицу.  “Советско-финская война 1939 – 1940 гг.”

 

 

Повод для начала военных действий  
Направления главного удара  
Причины неудач советских войск  
Реакция мирового сообщества на войну  
Итоги войны  

 

Ответить на вопросы:

 

- Какие последствия имела советско-финская война для развития ситуации в Европе и для советско-германских отношений?

 

- Какие уроки извлечены из этой войны?

 

Учитель: В середине 30-х начале 40-х г.г. советское руководство направило свои усилия на создание коллективной безопасности в Европе. Вопреки серьезным усилиям дипломатии из-за недоверия партнеров успехи в решении этого вопроса не были достигнуты. Вместе с тем меры, предпринятые СССР, отодвинули начало войны, но не предотвратили ее. В результате нацистской дипломатии удалось создать военный блок, а СССР, как и другим европейским странам, пришлось проводить собственную политику умиротворения Германии (во многом не совпадающую с целями других держав), приняв участие в военных действиях против Польши и Финляндии.

 

Но Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. Накануне войны И.В. Сталин не верил, что армия Гитлера от Мурманска до Одессы подошла к границе. Это нельзя было скрыть. Были донесения Рихарда Зорге, послов, перебежчиков, но Сталин не верил никому.

 

 

- Был ли готов СССР готов к войне? Готовность СССР к войне – это правда или миф? (вопрос домашнего задания)

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: