Лекция по курсу «История отечественных политических учений».
России в ХІХ - первой половины ХХ вв.
9.3. Радикальное направление в развитии политической мысли:
1. Анархическая идеология М.А.Бакунина (1814-1876);
2. Особенности анархизма П.А.Кропоткина (1842-1921);
3. Ортодоксальный марксизм Г.В.Плеханова (1856-1918);
4. Большевизм В. И. Ленина (1870-1924).
Русский анархизм представлен несколькими именами широкой европейской известности, среди которых в первую очередь следует назвать М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина и Л. Н. Толстого. Русский анархизм во многом разделял идеи современных им европейских анархистов (Прудон, Штирнер и др.) о необходимости упразднить все формы угнетения человека человеком, включая главное, по представлениям анархистов, средоточие этого гнета и эксплуатации — государство.
Особой разновидностью анархизма со временем стали восприниматься социально-философские доктрины самых различных ориентации (от левых до правых) и различных политических устремлений (бунтари, террористы, синдикалисты, кооператоры, общины сектантов и др.). Доктринальные и поведенческие новации анархизма начала XX в. в значительной мере включали в себя идеи классического анархизма (реформистский самоуправленческий анархизм Прудона, бунтарский революционизм Бакунина и его сторонников в Европе и России, традиционный стихийный анархизм некоторых религиозно-сектантских групп.
|
|
1. Анархическая идеология М.А.Бакунина (1814-1876);
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876 гг.) был не только одним из идеологов действенного народничества, но также явился создателем анархической доктрины в России. В основе бакунинской концепции анархизма, изложенной в работах «Бог и государство», «Государственность и анархия», «Федерализм, социализм, антитеологизм», лежит учение о государстве как общественном зле.
По мнению Бакунина, деспотизм заключается в самом принципе политической власти, поэтому республиканское государство по своей сути столь же авторитарно, как монархическое. Государство в любом виде предполагает эксплуатацию масс в интересах правящего меньшинства. К тому же государство по своей природе всегда стремится к экспансии, оно хочет стать более могущественным, захватить новые территории, что неизбежно втягивает народы в бесконечные войны под знаменем так называемого «государственного интереса», на деле глубоко чуждого простому человеку. Понятия «свобода» и «государство» несовместимы. Государство не может быть реформировано, улучшено или перестроено, его просто необходимо разрушить.
Исходя из этого Бакунин весьма скептически относился к европейской буржуазной демократии, полагая, что провозглашенная ею идея политического равенства не может быть реализована без равенства экономического и социального. Принцип «один человек — один голос» остается фикцией до тех пор, пока трудящиеся массы экономически подчинены меньшинству, владеющему собственностью и капиталом.
|
|
Государство — это исторически временная форма организации общества, которая противоречит сущности человека как создания, свободного от природы, стремящегося к самоуправлению своей жизнью, а потому «анархия, т.е. вольная организация рабочих масс снизу вверх, есть окончательная цель общественного развития» («Государственность и анархия»).
В чем же заключается анархистская альтернатива государству? Наиболее конкретно идеи о функционировании будущего безгосударственного общества изложены Бакуниным в работе «Принципы и организация интернационального революционного общества».
Сам текст представлял собой проект по созданию международной революционной организации, но во второй его части, в так называемом «Революционном катехизисе», Бакунин набрасывает основные контуры будущего анархического общества. Мыслитель полагает, что невозможно установить какие-либо универсальные формы социальной организации для всех народов мира в силу исторических, географических, экономических и прочих различий.
Но есть некоторые «абсолютные условия», которые всюду необходимы для осуществления подлинной свободы. К их числу относятся:
1. отмена всякой официальной религии и церкви. Заметим, что Бакунину вообще была свойственна крайняя антирелигиозность. Для него, убежденного атеиста и материалиста, религия и церковь, наряду с государством, представлялись главными препятствиями на пути к освобождению человечества, поэтому «культ божества» в новом обществе должен быть заменен «уважением и любовью к человечеству»;
2. отмена монархии, сословных и классовых привилегий;
3. отмена «опекающего главенствующего, централистического государства», что означает ликвидацию всех его институтов: законов, банков, университетов, бюрократии, постоянной армии и полиции. Регулярную армию Бакунин предлагает заменить народным ополчением, так чтобы каждый взрослый и здоровый гражданин мог в случае необходимости сражаться «для защиты своего очага и своей свободы»;
4. прямое избрание народом всех общественных служащих и судей;
5. принцип федерализма. Он является одним из ключевых в бакунинской доктрине анархизма. Федерализм, по определению самого автора — это «вольная организация общества снизу вверх», которая позволяет сохранить автономию отдельной личности и различных общественных объединений.
При федерализме основой социальной организации станет автономная самоуправляющаяся община (коммуна), в которой все решается большинством голосов ее совершеннолетних жителей, мужчин и женщин. Никакая власть не имеет право вмешиваться во внутреннюю жизнь общины, в ее управление и законодательство.
Несколько самоуправляющихся коммун в совокупности образуют провинцию, в рамках которой действуют провинциальный суд, провинциальное правительство и провинциальный парламент. Все эти органы выборные, они формируются путем делегирования в них представителей общин. Существуют налоги, которые община отчисляет в пользу провинции.
Провинция, как уже было сказано, не должна участвовать во внутренних делах общины, однако для того, чтобы войти в провинциальную федерацию, община обязана согласовать свои порядки и законы с главными положениями провинциального строя, а также подчиниться решениям провинциального суда, провинциального правительства и провинциального парламента.
|
|
В свою очередь, несколько провинций образуют нацию. Тут действует аналогичный принцип: существуют национальный суд, национальный парламент и правительство, куда входят делегаты от провинций; существует национальная конституция, при этом национальные органы власти не занимаются внутренними делами провинций. Самый высший уровень — это интернациональная федерация, которая будет включать в себя все народы, исповедующие анархические принципы. В идеале федерация народов должна будет охватить весь земной шар. Для этого Бакунин и стремился создать международную организацию революционеров, которая могла бы реализовать идею мировой революции.
Таким образом, федерализм Бакунина предполагал замену «централистского» государства, строящегося по принципу «сверху вниз», свободной ассоциацией автономных индивидов, общин, провинций и наций. Благодаря этому в новом обществе сможет утвердиться подлинная свобода личности, лишенная любых ограничений. Для Бакунина абсолютная свобода означала «свободу передвижения, свободу громко высказывать всякое свое мнение, быть ленивым или прилежным, неморальным или моральным, одним словом, по своему усмотрению распоряжаться своей личностью и своим имуществом, не отдавая в этом никому отчета». Свобода может быть только неограниченной: «Свобода неделима: нельзя отсечь ее часть, не убив целиком».
Именно такая свобода, при которой каждый человек в своих поступках будет руководствоваться только собственной волей, разумом и совестью, есть главная цель развития всего человечества, в этом и состоит прогресс мировой истории.
Однако последовательно выстроить новое общество по принципу абсолютной свободы у Бакунина не получается, поскольку он попадает в противоречие между свободой и необходимостью сохранения социальных связей в ситуации анархии.
Во-первых, абсолютная свобода, которая, напомним, включает в себя право «быть ленивым или прилежным», плохо согласуется с тем фактом, что в новом обществе каждый человек должен будет трудиться и что труд станет основой политических прав. Бакунин пишет, что нация, провинция или община могут в пределах своей компетенции отнять право участвовать в общественной жизни у тех, кто не хочет жить собственным трудом. А лишение политических прав автоматически влечет за собой еще и лишение права на воспитание собственных детей.
|
|
Бакунин и сам признавал слабость этого места в своей теории, заявляя, что это будет «тягостная дилемма» для нового общества: либо принудить людей работать, что было бы деспотизмом и нарушением принципа неограниченной свободы, либо позволить бездельникам жить за счет остальных. А это, безусловно, будет разлагать общество.
Частично это противоречие снимается убежденностью Бакунина в том, что в безгосударственном обществе природа человека изменится, он станет добрым и моральным. «Преступления и пороки, от которых страдает современное общество, являются исключительно продуктом плохой социальной организации», — настаивает теоретик анархизма. Когда исчезнет подавление свободы личности, когда воспитание людей будет строиться на началах разума, справедливости, равенства и уважения к другому человеку, «добро станет правилом, в то время как зло будет представлять болезненное исключение».
В отличие от Герцена, Чернышевского или Лаврова, доказывавших, что социальной революции должна предшествовать длительная подготовка народных масс к этому, их воспитание и просвещение, Бакунин считает этот момент несущественным, ведь изменение социального бытия автоматически изменит и природу человека. Представление о моральности человека и о возможности «пересоздания» человеческой природы на началах добра и разума — это один из ключевых моментов теории анархизма, без которого рушится вся концепция безвластного общества. Но проблема состоит в том, что для воплощения анархического проекта в жизнь сознательность и добросовестность в равной мере и сразу же должны завладеть всеми членами общества при разрушении старого порядка, а такой ход событий как минимум не очевиден.
Во-вторых, анархизм Бакунина — это все-таки не полное безвластие. И в этом еще одна нестыковка в его социальной доктрине. Ведь структуры, которые Бакунин предлагает создать в рамках своей концепции федерализма (коммунальные, провинциальные и национальные), обладают высшей властью по отношению к входящим в них образованиям. Например, общины могут отклоняться от провинциальной конституции лишь во второстепенных, но не в главных пунктах, они обязаны подчиняться всем провинциальным органам власти. Точно так же и отдельный индивид под страхом наказания не должен нарушать порядки, принятые в коммуне.
Конечно, Бакунин подчеркивает, что членство каждого человека в общине, общины в провинциальной федерации, а провинции в национальном объединении является добровольным. Индивид, коммуна и провинция имеют возможность выйти из ассоциации или не вступать в нее, если их не устраивают господствующие там принципы. Однако очевидно, что существование человека, общин и провинций, привязано к конкретной территории, поэтому возможности выбора при вступлении в то или иное объединение в любом случае будут существенно ограничены.
Что касается вопроса об экономической жизни нового общества, то Бакунин, как ярый противник частной собственности, выступал за создание «кооперативных рабочих ассоциаций», которым будет принадлежать собственность на средства производства. Индустриальные ассоциации должны владеть капиталом и орудиями производства, а сельскохозяйственные — землей.
Свободные производственные ассоциации, подобно территориальным формированиям, будут объединяться «снизу вверх» и в итоге образуют огромную экономическую федерацию, действующую в международном масштабе. Во главе ее станет управляющий орган (парламент), который, пользуясь точным статистическим материалом, сможет контролировать спрос и предложение, распределять между отдельными странами производство и сбыт. Поэтому не будет финансовых и промышленных кризисов, перепроизводства, безработицы и прочих проблем, порожденных капитализмом. Производиться будет ровно столько, сколько необходимо для потребления.
Для обеспечения всеобщего экономического равенства в новом обществе Бакунин предполагал отменить право наследования, так как именно от него происходят привилегии и социальное неравенство. Право наследования изначально создает неравные стартовые условия, тогда как «каждый должен быть сыном лишь собственных своих дел», получая от рождения одинаковые с другими членами общества условия и возможности. По мысли Бакунина, имущество умершего человека должно переходить в общественную собственность и тратиться на образование и воспитание всех несовершеннолетних членов коммуны, в этом случае сохранится лишь неравенство, вытекающее из различия природных способностей отдельных личностей.
Ввиду отмены права наследования и обеспечения обществом задачи воспитания детей исчезнут все доводы в пользу нерасторжимости брака. На смену семье, основанной на церковном и гражданском браке, придет свободный союз между мужчиной и женщиной.
2. Особенности анархизма П.А.Кропоткина (1842-1921)
Еще одним крупным представителем теории анархизма в России был младший современник М.А. Бакунина, Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921). Его основные социально-политические работы — это «Речи бунтовщика», «Государство и его роль в истории», «Анархия, ее философия и идеал», «Взаимопомощь как фактор эволюции» и ряд других.
В анархическом учении Кропоткина можно найти много общего с Бакуниным (жесткая критика капитализма и социального неравенства, идеи федерализма как основы будущего строя), в то же время Кропоткин создал и собственную оригинальную концепцию. Он основывает свое учение об анархии на идее о врожденном инстинкте «общительности» и солидарности, присущей всем живым существам, в том числе и человеку.
Серьезно занимаясь естествознанием, изучив фауну Восточной Сибири, Маньчжурии и Дальнего Востока, Кропоткин пришел к выводу, что в природе имеет место не только взаимная борьба (межвидовая и внутривидовая), как полагали дарвинисты, но и взаимная помощь. Подтверждение своей концепции он находил в сообществах муравьев, термитов и пчел, в совместном передвижении, защите и охоте, которую практикуют многие виды птиц и животных.
Эти наблюдения Кропоткин перенес и на человеческое общество. Поскольку человек — неотъемлемая часть животного мира, то истоки человеческой этики находятся в природных инстинктах; идеи справедливости, солидарности и взаимной поддержки изначально заложены в нашей природе. Доказательство тому — существование на протяжении человеческой истории множества институтов, в которых воплощались принципы взаимопомощи и объединения — начиная от родоплеменного строя и деревенской общины и заканчивая средневековыми городскими коммунами и современными кооперативами, научными и спортивными сообществами.
По мнению Кропоткина, государство — лишь одна из возможных форм организации общества, причем не самая эффективная. Централизованное государство далеко не всегда сопровождало человечество на протяжении его истории. Скажем, в Европе после падения Римской империи на протяжении более тысячи лет невозможно говорить о существовании государства в современном смысле этого слова. Государство как форма человеческого общежития вновь возникла лишь в XVI в., и связано это было с развитием капитализма. В XVIII в. государства достигли «кульминационного пункта своего развития» и теперь близятся к упадку, поскольку препятствуют свободному развитию народов, а главное, служат интересам лишь узкой группы привилегированных классов.
Находясь в течение нескольких лет на службе в Сибири, Кропоткин знакомился с жизнью малых сибирских народов и некоторых сектантов (духоборов) и пришел к выводу, что все эти люди, лишенные помощи со стороны государства, практически с ним не взаимодействующие, тем не менее нормально существуют в рамках собственных традиционных форм самоорганизации.
Уничтожение государства не приведет к хаосу и умножению насилия, поскольку людям по природе присуще объединение с себе подобными, альтруистическое поведение и взаимная поддержка. Напротив, крушение авторитарного порядка гармонизирует отношения между людьми, уничтожит все наносное, искажающее естественную мораль и подлинную природу человека. Будущее человечества, освобожденного от власти «централистского» государства и капитала, виделось Кропоткину так: «Возникнут миллионы коммун… готовых протянуть друг другу руки через реки, горные хребты, океаны и объединить в одну единую семью "равных" всех индивидуумов, рассеянных по различным концам земного шара» («Речи бунтовщика»).
3. Ортодоксальный марксизм Г.В.Плеханова (1856-1918).
Основоположником марксизма в России был Георгий Валентинович Плеханов (1856–1918). Он начинал свою революционную деятельность как народник, сначала был членом «Земли и воли», а после раскола организации стал одним из создателей «Черного передела». В 1880 г. полиция вышла на след «передельщиков», и Плеханов под угрозой ареста уезжает за границу. Там в его мировоззрении происходят кардинальные сдвиги: разочарованный безрезультатностью народничества, не видя никаких перспектив этого революционного течения, он отходит от него и становится марксистом.
В 1883 и 1885 гг. появляются две знаковые работы Плеханова — «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия», в которых он излагает новое, марксистское понимание процесса исторического развития и характера будущей русской революции Плеханов обвиняет своих бывших единомышленников в том, что они не замечают глубоких перемен, произошедших в русском обществе после освобождения крестьян: развития капиталистических отношений, промышленности и товарного производства, начала имущественного расслоения внутри общины. В дальнейшем, считает Плеханов, эти тенденции будут только усиливаться, а народники почему-то продолжают считать, что Россия сможет каким-то непостижимым образом перескочить капиталистическую стадию развития.
В противоположность народникам Плеханов-марксист утверждает, что в обозримом будущем осуществить социалистическую революцию в России нельзя: с одной стороны, начавшееся разрушение общины исключает возможность построения социализма на ее основе, с другой — капиталистические отношения в России еще далеки от того, чтобы считать их достаточно зрелыми. Согласно марксизму, именно развитие буржуазных отношений дает возможность перейти к социалистической стадии, создавая необходимые экономические и социально-политические условия для этого: возникновение крупных промышленных предприятий, доминирование пролетариата среди населения страны, достаточный культурный и образовательный уровень народа, наличие у пролетариата определенных навыков политической борьбы и т.д. В России конца XIX в. ничего этого не было.
С точки зрения марксистской теории, понимавшей развитие общества как закономерный процесс, народники казались волюнтаристами и утопистами, которые хотели произвольно изменить объективный ход истории, «прыгнуть» из феодализма сразу в социализм. Тогда как смена одной общественно-экономической формации на другую совершается только после того, как полностью развила свой потенциал предыдущая, когда произошел необходимый сдвиг в производственных и общественных отношениях.
Опираясь на мысль К. Маркса о том, что передовая страна показывает более отсталой картину ее собственного будущего, Плеханов доказывал, что исторический путь развития России и Запада в основе своей идентичен, Россия будет идти тем же путем, что и западноевропейские государства, отставая от них на 100–200 лет. Как в Европе в XVII–XVIII вв. произошли буржуазные революции, а теперь в наиболее передовых странах европейского континента вызрели предпосылки для перехода к социализму, так и Россия должна сначала осуществить переход к буржуазному строю и толь ко потом, когда российский капитализм достигнет определённого уровня, можно будет осуществить социалистическую революцию и в нашей стране.
Плеханову было непросто признать утопичность теоретических построений народников и согласиться с тем фактом, что социалистическая революция — дело отдаленного будущего, ведь это означало, что деятельность всех социалистов в тогдашней России, в том числе и самого Плеханова, была преждевременной, если не сказать напрасной. Выход из этого затруднения был найден в концепции двухступенчатой революции.
Плеханов рассуждает следующим образом: да, будущая русская революция будет носить не социалистический, а буржуазный характер, но пролетариат должен поддерживать буржуазные преобразования, поскольку без них невозможен следующий шаг — переход к социализму. Ведь буржуазная революция уничтожит «остатки старины» в виде пережитков крепостничества, самодержавия, тем самым устранит препятствия для наиболее полного развития капитализма, что, в свою очередь, неизбежно приведет к усилению пролетариата как класса. К тому же в условиях буржуазно-конституционного строя пролетариат получит гражданские права и политические свободы: возможность участвовать в политической жизни, организовывать профсоюзы и рабочие организации, бороться за свои экономические интересы. Это создаст возможность «политического развития и воспитания» рабочих, формирования у них классового сознания и будет, в конечном счете, способствовать более быстрому переходу к социализму. Таким образом, буржуазные демократические реформы «расчистят» почву для будущих социалистических преобразований.
Но очень важно, чтобы уже к началу буржуазной революции народные массы были организованы и консолидированы, чтобы они ясно осознавали свои задачи и интересы. Тогда они не будут «таскать из печи каштаны политического освобождения» для буржуазии, они не дадут либеральным силам воспользоваться плодами революции исключительно в своих интересах. Это будет отличать российскую буржуазную революцию от революций на Западе, где победившая буржуазия ничего не дала трудящимся массам.
Этими соображениями оправдана революционная работа марксистов в такой слаборазвитой стране, как Россия. Насущная задача русских социал-демократов — создать организацию, которая бы отстаивала интересы рабочих и развивала в них классовое сознание, с тем, чтобы в ходе буржуазной революции пролетариат выступил как самостоятельная сила с собственными интересами, чтобы рабочие понимали, что буржуазная революция — это промежуточный этап в их борьбе за лучшую долю, что буржуазия — лишь тактический союзник пролетариата на то время, пока существует общий враг — самодержавие, и после падения царизма между двумя антагонистическими классами неизбежно начнется противостояние.
В формировании революционного сознания пролетариата огромная роль принадлежит социалистической интеллигенции, которая должна подготовить пролетариат к борьбе, объяснить ему, каковы его интересы, цели, кто его враг и т.д.
В 1883 г. Плеханов, продолжая находиться за границей, создает там первую русскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда». Параллельно он старается популяризировать марксистские идеи в России, активно переводит на русский язык произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, много печатается сам. Так, в 1895 г. вышла в свет его первая большая работа «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», ставшая программной для русского марксизма. В ней Плеханов изложил суть материалистического понимания истории по Марксу, согласно которому в основе исторического развития лежит один главный фактор — развитие материального производства.
4. Большевизм В. И. Ленина (1870-1924).
Марксизм постепенно завоевывал русскую интеллигенцию, тем более что индустриальный бум 90-х годов XIX в., казалось, подтверждал верность марксистского постулата о неизбежности капитализма для России. Социал-демократические кружки и организации стали появляться во многих городах. В 1893 г. молодой В.И. Ульянов-Ленин (1870–1924) приезжает в Санкт-Петербург и вскоре создает вместе с Ю.О. Мартовым «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Вскоре между В.И. Лениным и Г.В. Плехановым была установлена тесная связь, русские марксисты в России и за рубежом впервые объединяются для совместной деятельности. Но Плеханов все еще называет социалистическую интеллигенцию «штабом без армии», ведь рабочие были довольно слабо вовлечены в революционное движение.
Положение меняется на рубеже XIX–XX вв., когда социал-демократы начинают играть все возрастающую роль в российском рабочем движении. Вследствие индустриализации численность пролетариата в России непрерывно растет, и марксисты используют конце 1890-х годов принимается решение о том, чтобы объединить разрозненные марксистские группы и организации в России в единую партию, и в 1898 г. в Минске состоялся I съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).
Однако постепенно в среде русских марксистов нарастают противоречия, которые вылились в раскол партии на II съезде РСДРП в 1903 г. на большевиков (сторонники В.И. Ленина) и меньшевиков (сторонники Ю.О. Мартова). Изначально расхождения между большевиками и меньшевиками носили скорее организационный характер. Скажем, Ленин, в противоположность Мартову, выступил за жесткий централизм в партии, четкую партийную дисциплину и подчинение всех местных комитетов РСДРП Центральному комитету (ЦК) партии.
Кроме того, Мартов настаивал на том, чтобы максимально расширить ряды РСДРП, привлечь в нее как можно больше людей: «…чем шире будет распространено название члена партии, тем лучше.» Поэтому всякий, кто сочувствовал идеям партии, мог, на его взгляд, считаться ее членом. Ленин же полагал, что в партии гораздо важнее не численность, а качественный состав партийцев — стремиться нужно не к количественному росту партии, а к сохранению «твердости линии и чистоты принципов» революционной организации.
В 1902 г. Ленин написал свою знаменитую работу «Что делать?», в которой доказывал, что сами по себе рабочие не могут подняться выше экономических требований, а в таком виде они не представляют угрозы для капитализма. Рабочий класс стихиен по своей природе и имеет «оппортунистские наклонности» (оппортунизм понимался как отказ от революционной борьбы, соглашательство с буржуазией). «Классовое политическое сознание может быть принесено рабочему только извне», поэтому роль «поводыря» пролетариата должна взять на себя более сознательная интеллигенция.
Партия, безусловно, должна работать в массах, заниматься пропагандой среди рабочих, создавать кружки, организации и проч., но для того, чтобы гарантировать верность марксистским принципам, сама партия должна состоять из профессиональных революционеров, высокоидейных, сознательных и дисциплинированных людей. Число этих людей по определению не может быть велико, но они будут способны осуществлять руководство масса ми, находящимися вне партии. В ряды самой РСДРП необходимо принимать только наиболее сознательных и способных рабочих. Таким образом, партию должна составить преимущественно интеллигенция, а основная масса пролетариата останется за пределами организации.
Это сильно отличалось от взглядов Плеханова, который, хотя и писал об огромной роли социалистической интеллигенции, все же никогда не противопоставлял ее так откровенно рабочему классу. Неудивительно, что Плеханов подверг «Что делать?» жесткой критике, заявив, что Ленин изгоняет «социализм из массы, а массу из социализма».
Вскоре организационные противоречия между большевиками и меньшевиками дополнились глубокими идеологическими разногласиями. Дело в том, что меньшевики не видели существенных различий между Россией и Западом в характере будущей революции. Они продолжали придерживаться «ортодоксального» марксизма, усвоенного Г.В. Плехановым еще в 80-е годы XIX в.: Россия призвана повторить путь европейских государств — сначала буржуазные завоевания, затем длительное движение к социализму. При этом российскому пролетариату необходимо признать за буржуазией роль первой скрипки в будущей революции и заключить с ней союз в борьбе за конституцию и политико-экономическую модернизацию российского общества. Таким образом, для Плеханова и меньшевиков вопрос об особенностях России и вытекающей из них специфике русской революции был совершенно не значим, они делали упор на тождество российского и европейского пути развития.
Ленин же в разработке марксистской теории идет дальше своего учителя, акцентируя внимание на своеобразии исторического развития и революционной ситуации в России. В частности, под влиянием опыта Первой русской революции 1905–1907 гг. Ленин отвергает идею непременного союза пролетариата и буржуазии и формулирует свой тезис о гегемонии (руководстве) пролетариата в буржуазно-демократической революции. Впервые он был выражен в работе «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (1905 г.).
Теперь Ленин считает, что русская буржуазия слишком консервативна и непоследовательна в борьбе за политические свободы, чересчур тесно связана с самодержавием, чтобы стать аналогом западной буржуазии. В России отсутствует «третье сословие» в европейском смысле этого слова, как прогрессивный класс, двигающий за собой все общество. В этой ситуации роль ведущей силы должен взять на себя пролетариат, «единственный до конца революционный класс» современного общества, наиболее организованный, сознательный и способный к борьбе из всех эксплуатируемых классов.
Пролетариат может продвинуть буржуазную революцию дальше того предела, на который способна решиться «монархическая буржуазия» в России — вплоть до создания демократической республики и окончательного освобождения страны от пережитков феодализма. Ленин указывает, что те скромные политические завоевания, которые были получены народом в ходе Первой революции (Манифест 17 октября 1905 г. и создание Государственной Думы), были вырваны у самодержавия именно рабочими с помощью чисто пролетарского орудия борьбы — массовой политической стачки.
Но Ленин не мог не признавать, что пролетариат в России слишком слаб и немногочисленен и в этой ситуации ему нужны союзники. Отказываясь от услуг буржуазии, лидер большевиков обращается к крестьянству.
Надо сказать, что Плеханов и меньшевики относились к революционному потенциалу крестьянства с большим сомнением, считая, что невежество, патриархальность и аполитичность мешают крестьянам превратиться в сознательную революционную силу. Ленин же приходит к выводу, что в России сложилась специфическая историческая ситуация, отличная от Западной Европы: крестьянство недовольно итогами реформы 1861 г., оно угнетено и бесправно, задавлено полуфеодальными пережитками, вроде помещичьего землевладения, поэтому крестьянство способно поддержать пролетариат в его революционной борьбе и под руководством рабочих бороться за установление демократической республики.
Дальнейшее развитие ленинская теория получает под влиянием революционных событий 1917 г. Как известно, после Февральской революции меньшевики высказались в поддержку Временного правительства, добровольно отдав инициативу либеральным силам и рассматривая Советы лишь как органы давления на Временное правительство. Борьба за социализм, рассуждали меньшевики, — это задача европейских и американских социал-демократов, в России же, едва вышедшей из феодализма, на столетия отставшей от Запада, на повестке дня пока лишь буржуазная революция, которая даст стране политические и экономические свободы. Социалистическая революция невозможна без сильного пролетариата, в свою очередь, сильный пролетариат не может появиться без буржуазных преобразований и успешного развития капитализма. Такую же позицию занял и Плеханов, вернувшейся в Россию весной 1917 г. Он постоянно подчеркивал опасность «преждевременного» захвата власти пролетариатом, ведь Россия «еще не смолола той муки», из которой можно испечь «пирог социализма».
Совершенно по-другому рассуждает Ленин, прибывший в Петроград из эмиграции через несколько дней после Плеханова. Прежде всего Ленин порывает с плехановской концепцией двухступенчатой революции, т.е. содержащей два более или менее обособленных этапа: буржуазно-демократический и социалистический.
«Апрельские тезисы», опубликованные Лениным сразу по возвращении в Россию под заголовком «О задачах пролетариата в данной революции», провозглашали перерастание буржуазной революции в социалистическую, исключая длительный промежуточный период. Революция, утверждает Ленин, не должна завершиться введением демократической республики, учреждением конституции и провозглашением буржуазных свобод. Нужно стремиться к утверждению диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства: «Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии… ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства».
Установление «парламентарной республики» будет шагом назад по сравнению с системой Советов, возникшей в стране сразу после Февральской революции, поскольку «пролетарская демократия в миллион раз демократичнее всякой буржуазной демократии; Советская власть в миллион раз демократичнее самой демократической буржуазной республики» («Пролетарская революция и ренегат Каутский», 1918 г.). Отсюда ленинский призыв отказаться от поддержки Временного правительства и передать власть Советам. Советскую республику он рассматривает как «государство-коммуну», переходную форму на пути к социализму, в котором государство как институт «отомрет» вовсе.
Более глубоко этот вопрос был раскрыт в работе «Государство и революция» (1917), в которой Ленин, опираясь на работы Маркса и Энгельса, анализирует процесс отмирания государства и установления диктатуры пролетариата. Для Ленина «диктатура пролетариата» — это период особенно острой классовой борьбы после захвата власти рабочими и обобществления средств производства. На этой стадии пролетариат, ставший господствующим классом, подавляет сопротивление буржуазии, пользуясь сохранившимся институтом государства (само государство при этом трансформируется в «государство-коммуну»).
Важно, что диктатура пролетариата является диктатурой только в отношении бывших угнетателей, которые теперь исключены из политического процесса, а для самого рабочего класса диктатура пролетариата означает «громадное расширение демократизма», ведь «государство-коммуна» — это не государство в привычном смысле этого слова: там нет постоянной армии и полиции (вместо этого — поголовное вооружение народа), отсутствует отделенный от общества аппарат управления и суда (теперь эти функции выполняют сами граждане на выборной основе или чиновники, подотчетные гражданам и сменяемые ими). А если функции государственной власти начинают выполняться все большим количеством самих граждан (в идеале — «всеми по очереди»), если после обобществления средств производства исчезает само разделение общества на классы, это и означает, что происходит постепенное и естественное отмирание государства как политического института.
Намеченный Лениным план немедленного перехода от буржуазной к социалистической стадии и был реализован в ходе Октябрьской революции 1917 г. Саму возможность такого перехода Ленин связывал со скорой и неизбежной мировой революцией. По его мнению, развитие капитализма в наиболее передовых странах Запада подошло к своей завершающей стадии — «империализму». Мировая война и захват власти пролетариатом в России непременно ускорят назревающую на Западе социалистическую революцию, и европейский пролетариат поможет русским собратьям в деле строительства социализма. К этому присоединяется рост антиколониальных движений в странах Востока, который втягивает и азиатские государства в процесс революционной борьбы.
Однако достаточно скоро Ленину становится очевидным, что Октябрьская революция была социалистической только в своих лозунгах — не оправдались надежды на мировую революцию, оказались неэффективными меры по жесткому и быстрому «введению» в стране социализма в период так называемого «военного коммунизма». Отсюда ленинский переход к НЭПу в 1921 г. и постепенный отказ от радикализма в вопросах преобразования российского общества.
В последние годы жизни Ленин приходит к выводу, что в России решена только первая цель социалистической революции — завоевание власти пролетариатом, и, на самом деле, перед партией большевиков стоят цели не социалистического, а буржуазного строительства. Иными словами, большевики должны делать то, чем в свое время занималась буржуазия в странах Запада: осуществлять индустриализацию, поднимать культурный и образовательный уровень населения, заниматься всесторонней модернизацией страны. А уже следующим этапом, после успешного выполнения указанных задач, будет переход к построению социалистического общества. Ленин повторяет аргументы, которые когда-то приводил Н.Г. Чернышевский — Россия еще просто недостаточно цивилизована, чтобы стать страной социалистической: «...сколько еще настоящей черновой работы предстоит нам сделать, чтобы достигнуть уровня обыкновенного цивилизованного государства Западной Европы» («Странички из дневника», 1923 г.).
Отсталую крестьянскую страну, разоренную Гражданской войной, надо подготовить к социализму, и если в процессе подготовки России придется хотя бы отчасти пройти через буржуазную стадию развития, то совершенно необязательно делать это точно таким же способом, что и Запад. Ленин уверен, что мы можем осуществить «развитие капитализма под контролем и регулированием пролетарского государства» — в этом, собственно, и состояла суть новой экономической политики.
Причем если изначально НЭП задумывался как временная передышка, необходимая для снятия напряженности в обществе и успокоения бунтующего крестьянства, то затем Ленин все чаще пишет о громадности пути, который придется пройти стране для перехода к социализму — для этого, по его выражению, «требуется целая историческая эпоха». Правда, лидер большевиков оговаривается, что при хорошем раскладе она займет «одно-два десятилетия», но все-таки это будет именно «эпоха» по своим задачам и масштабам.
Если сравнить эту позицию с ленинскими работами времен «военного коммунизма», то контраст просто поразительный. Так, в статье «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата» (ноябрь 1919 г.) Ленин убеждает соратников в том, что экспроприация крупных капиталистов, отмена частной собственности на землю и установление прямого товарообмена между городом и деревней уже позволяют говорить о победе коммунизма над капитализмом «в тот краткий срок, который был нам дан».
В нэповский период меняется и отношение Ленина к крестьянству. Раньше он считал крестьянство лишь временным союзником пролетариата в революционной борьбе: «Наступит время — кончится борьба с русским самодержавием… тогда смешно будет и говорить о «единстве воли» пролетариата и крестьянства», — писал он в 1905 г. («Две тактики социал-демократии в демократической революции»).
Теперь же Ленин называет крестьянство социальной опорой власти большевиков, говорит, что необходимо отказаться от идеи насильственного приведения крестьян к социализму. Крестьяне должны превратиться в сознательных союзников пролетариата в деле построения коммунизма: «Сомкнуться с крестьянской массой… и начать двигаться вперед неизмеримо, бесконечно медленнее, чем мы мечтали, но зато так, что действительно будет двигаться вся масса с нами» (выступление Ленина на XI съезде РКП(б), 1922 г.). И в другом месте: надо «научиться практически строить этот социализм так, чтобы всякий мелкий крестьянин мог участвовать в этом построении» («О кооперации», 1923 г.).
Тем не менее осознание Лениным невозможности быстрого перехода к социализму не означало, что он признал ошибкой взятие власти большевиками в октябре 1917 г. Об этом свидетельствует одна из самых последних его работ — статья «О нашей революции» (1923), которая была откликом на книгу воспоминаний меньшевика Н. Суханова.
В этой статье Ленин, как и прежде, обличает «доктринерство» меньшевиков, их желание во что бы то ни стало следовать схемам ортодоксального марксизма, их неумение учитывать историческую специфику, реальный расклад политических сил. Ведь при общей закономерности развития во всемирной истории существует своеобразие каждого конкретного случая, и характер революций в странах западных, восточных или стоящих на границе Запада и Востока естественно будет различаться: «Россия, стоящая на границе стран цивилизованных и стран, впервые этой войной [Первой мировой] окончательно втягиваемых в цивилизацию… могла и должна была явить некоторые своеобразия».
Ленин, естественно, не отрицает того факта, что Россия образца 1917 г. была страной слаборазвитой по сравнению с государствами Запада, что не существовало «объективных экономических предпосылок» для взятия власти социалистами. Но специфика российской ситуации была связана, во-первых, с «империалистической» войной, первой войной подобного размаха в истории, которая, с одной стороны, поставила российский народ в безвыходное положение и сделала неизбежной борьбу за власть рабочих и крестьян, с другой стороны, создала сами условия для союза «"крестьянской войны" с рабочим движением». Во-вторых, рассуждает Ленин, если для социализма нужен определенный уровень развития производительных сил, культуры и проч., то почему нельзя зайти с другого конца — начать с завоевания пролетариатом власти, а затем, «на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы», создавая современную индустрию, готовя экономическую и культурную почву для социализма? Иными словами, сначала произвести политический переворот, а потом уже культурный, экономический и социальный.
Дальнейшие революции в странах Востока, пишет Ленин, будут ознаменованы еще большим своеобразием, чем события в России, поскольку на Востоке условия развития капитализма существенно отличаются от западноевропейских.
Таким образом, в отличие от Плеханова, который осуществил перенос идей марксизма на русскую почву безо всяких изменений, в готовом виде, Ленин считал, что на теорию Маркса нельзя смотреть «как на нечто законченное и неприкосновенное». Марксизм необходимо развивать и дорабатывать. Главный вклад Ленина как политического мыслителя заключается в том, что он развивал марксистскую теорию применительно к не - западным обществам, доказав, что специфика экономической, политической, исторической и культурной ситуации в той или иной стране может существенно скорректировать ход революционной борьбы. Вряд ли это правильно называть отступлением от марксизма, скорее это было продолжением марксовой концепции, ведь сам Карл Маркс определял свой «Капитал» как «исторический очерк возникновения капитализма в Западной Европе», не претендуя на создание универсальных схем, применимых к любой стране мира.