II. Основные тенденции развития советской журналистики 1946-1956 гг

I. Особенности исторического периода.

Итоги Великой Отечественной войны. Международная обстановка: начало «холодной войны»; создание блока НАТО и Организации Варшавского договора; раскол мира на две противостоящие друг другу системы: капиталистическую и социалистическую; восстановление «железного занавеса».

СССР в послевоенные годы в сфере политики: с одной стороны, потребность в демократизации общественной жизни, с другой – возрастание роли ВКП(б) (с 1952 г. – КПСС) в жизни общества. Укрепление единовластия И.В. Сталина. Усиление позиций административно-репрессивного аппарата. Новый виток политических репрессий: «Ленинградское дело», «дело Шахурина-Новикова», «дело врачей», «Мингрельское дело», «дело Еврейского антифашистского комитета».

Послевоенный СССР в сфере экономики: восстановление разрушенного войной народного хозяйства. IV и V пятилетний планы развития народного хозяйства (1946-1950; 1951-1955). Восстановительные работы и новое промышленное строительство. Создание колхозов в западных областях Украины и Белоруссии, в республиках Прибалтики. Трудовой героизм советских людей. Сохранение административно-командных методов управления экономикой. Усиление ответственности за посягательство на собственность. Денежная реформа и отмена карточной системы. (дек.1947 г.). Использование труда заключенных и спецпоселенцев. Голод 1946 г.

Развитие культуры в послевоенном Советском Союзе, восстановление и укрепление ее материально-технической базы. Усиление партийно-государственного контроля за развитием культуры. Постановления ЦК ВКП(б) 1946-1948 гг. по вопросам литературы и искусства. Возобновление репрессий против творческой и научной интеллигенции. Резкая критика творчества А. Ахматовой, М. Зощенко, Д. Шостаковича и др.    Кампания по борьбе с «буржуазным космополитизмом». Дискуссии по философии, языкознанию, политической экономии. Пропаганда преимуществ социализма (подлинных и мнимых).

Смерть Сталина (5.03.1953). Н.С. Хрущев на посту первого секретаря ЦК КПСС. Начало нового этапа в развитии государства. Первые признаки демократизации общественной жизни страны в конце послевоенного десятилетия.

 

II. Основные тенденции развития советской журналистики 1946-1956 гг.

1. Реорганизация прессы в связи с окончанием войны. Решение ЦК ВКП(б) «Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет» (20.06.1945).

Всесторонняя помощь печати: направление в центральные и местные газеты высвободившихся из военной печати журналистов, денежных средств, полиграфической техники, бумаги. Постепенное увеличение объема газет (переход республиканских, краевых и областных газет на четырехполосный объем, т.е. возвращение к довоенному варианту) и их тиражей; укрепление редакций газет. Восстановление сети республиканских, а затем и областных, молодежных газет.

Развитие сети отраслевых газет, появление новых изданий («Промышленность стройматериалов», «Водный транспорт», «Культура и жизнь», «За прочный мир, за народную демократию!» и др.).

Возникновение новых региональных изданий в связи с расширением границ СССР («Львовская правда», «Калининградская правда», «Минская правда»). Увеличение числа городских газет; только в Российской Федерации их было создано более 30: «Заполярная правда» (Норильск), «Знамя коммунизма» (Ангарск), «Новая заря» (Всеволжск Ленинградской обл.).

Воссоздание и создание новых вечерних газет («Вечерний Ленинград», «Вечерний Ростов», «Вечерний Новосибирск» и др.).

Активное развитие прессы на национальных языках(выход в 1945 г. в Молдавии на молдавском языке газеты «Жизнь села», выпуск Сахалинским обкомом партии в 1949 г. газеты «По ленинскому пути» на корейском языке; выход новых газет на узбекском, грузинском, киргизском и др. языках).

В 1946 г. в стране выходило 7039 газет, разовый тираж которых составлял около 30 млн. экз. К 1950 г. их число увеличилось почти на 800 наименований, тираж – более чем на 6 млн. экз. Для сравнения: в 1942 г. и вплоть до окончания Великой Отечественной войны издавалось ежегодно немногим более 4,5 тыс. газет, их разовый тираж – 18 млн. экз.

Роль печатного органа отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) – газеты «Культура и жизнь» – в культурной политике партии. Директивные статьи газеты

«Культура и жизнь»: «Литература советского народа», «Газеты должны стать подлинными центрами работы в массах», «Неотложные задачи художественной кинематографии» и др. Регулярная публикация в газете «Культура и жизнь» обзоров печати, которые являлись еще одной формой партийного руководства прессой. Рекомендации газеты идеологическим работникам: помнить о классовом подходепри оценке фактов жизни; пропагандировать ленинское мировоззрение, воспитывать коммунистическое сознание.

Издания ЦК КПСС «Агитатор», «Партийная жизнь», «В помощь политическому самообразованию», «Вопросы истории КПСС».

Профессиональные издания для журналистов («Советская печать», «Рабоче-крестьянский корреспондент», «Радио», «В помощь местному радиовещанию»).

Партийные документы о печати и других СМИ (за первое послевоенное десятилетие их было принято около 50). Основные группы вопросов, которые обсуждались в партийных документах:

а) необходимость усиления проблемно-тематического и идейного содержания печати и повышения ее роли в политическом воспитании трудящихся;

б) оторванность редакций газет от партийных органов, ослабление партийного руководства печатью;

в) стремление поднять идейный уровень советской публицистики, журналистики, искусства; жесткая критика видных деятелей советской культуры А. Ахматовой, М. Зощенко, Дм. Шостаковича и др.

Укрепление связей редакционных коллективов с читателями. Изменение отношения в редакциях к читательской почте в середине 1950-х гг. Учет писем, контроль за их прохождением

Усиление организационной структуры аппаратов редакций в конце 1940-х гг. Организация секретариатов в краевых и областных газетах; создание редакционных коллегий в республиканских, краевых и областных газетах.

Новые формы общественно-организационной работы периодических изданий (помощь в распространении передового опыта в отрасли, общественные рейды с участием рабкоров и собкоров, сменные полосы газет, «стахановские вторники» в «Труде» и др.). Возрождение многих форм массовой работы редакций газет 1930-х гг., прежде всего – выездных редакций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: