Неоконсервативная модернизация

Наиболее последовательно неоконсервативная модернизация экономики осуществлялась в США и Великобритании. Медленнее и сложнее этот процесс шёл в странах континентальной Западной Европы. В значительной мере это объясняется тем, что неоконсервативной политике активно противодействовали профсоюзы. Их беспокоило закрытие убыточных предприятий и сокращение рабочих мест, что вело к падению уровня жизни трудящихся. Так, например, в США в результате пересмотра социальной политики доля лиц, живущих ниже черты бедности с 1979 по 1993 г. (период «неоконсервативной революции»), возросла с 11,7 до 15,1%. Несмотря на это, сопротивление профсоюзов в Соединённых Штатах было относительно слабым. В американских профсоюзах состояло менее 16% наёмных рабочих, а их руководство традиционно ориентировалось на социальное партнёрство.

Неоконсерваторы в США и Великобритании заняли жёсткую позицию в отношении профсоюзного движения. В случаях, когда профсоюзы организовывали забастовки, наносившие ущерб гражданам и экономике страны, использовались репрессивные меры. В США подвергся разгрому профсоюз авиадиспетчеров. Начатая им забастовка была признана незаконной, руководство профсоюза привлекли к суду, а работу в аэропортах взяли на себя военные диспетчеры. В Великобритании М. Тэтчер, получившая прозвище «железная леди», не пошла на уступки профсоюзам, выступавшим против закрытия убыточных угольных шахт.

Во Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции, Дании и других континентальных странах Западной Европы наёмные работники были лучше организованы. Профсоюзы объединяли от 30 до 80% трудящихся. Поэтому жёсткие методы проведения социальной политики оказались невозможны.

Руководители не всех государств разделяли экономические взгляды М. Тэтчер и Р. Рейгана. Однако в условиях кризиса социально ориентированной модели экономического развития многие из них были вынуждены прибегнуть к неоконсервативным методам модернизации. Во Франции они использовались в период правления президента-социалиста Франсуа Миттерана (находился у власти в 1981-1995 гг.), в Италии — правительством во главе с социалистом Бенедетто Кракси, в Испании — при премьере-социалисте Фелипе Гонсалесе (лидер Социалистической рабочей партии в 1982-1996 гг.).

В целом лидеры, проводившие неоконсервативный курс, стремились укрепить социальную базу политики реформ. Так, в странах Западной Европы представители профсоюзов были включены в органы управления предприятиями, наблюдательные советы корпораций, им предоставлялась информация о планах реорганизации производства. Многие корпорации организовывали центры повышения квалификации и переподготовки своих работников.

Использовались и иные формы поддержки рабочих при переводе производств на высокие технологии. Так, американская корпорация «Дженерал моторе», в связи с отказом от конвейерного производства и переходом к использованию роботов, гарантировала пожизненную занятость и долю в прибылях высококвалифицированным работникам, избежавшим увольнения. Были введены элементы рабочего самоуправления: каждая бригада сама определяла ритм, порядок и продолжительность работы, отвечая лишь за конечный результат.

Более всего безработица и увольнения коснулись работников устаревших профессий и низкой квалификации. Например, повсеместное внедрение банкоматов привело к массовым сокращениям работников банков и сберкасс. Однако государство и корпорации взяли на себя переобучение «новых маргиналов» (при этом люди, получающие пособия по безработице, лишались их, если отказывались посещать курсы повышения квалификации). В итоге рост безработицы, как и падение уровня жизни, оказались временным явлением.

Вопросы для самопроверки

1. В чём состояли основные особенности неоконсерватизма, отличавшие его от других идейных течений?

2. Перечислите и охарактеризуйте основные мероприятия неоконсерваторов, направленные на модернизацию экономики.

3. Назовите государственных деятелей, проводивших неоконсервативную политику в своих странах. Подготовьте сообщение об одном из них, используя материалы СМИ и Интернета.

4. Как вы думаете, почему реформы 1980-х гг. называют термином «неоконсервативная революция»?

5. Расскажите об особенностях неоконсервативной модернизации в США и Великобритании, с одной стороны, и странах континентальной Европы, с другой.

 

Домашнее задание: составить конспект, ответить на вопросы параграфа письменно.

!!! Ребята, задания выполняете в вордовском документе и отправляете на электронную почту или на ватцап на номер 89518701975

                                                                         Преподаватель Михайлова В.И.

 

Дисциплина: История

Дата проведения: 13.05 2020

Курс: 2 Группа 86 Специальность: Повар, кондитер

Урок № 52 (1час)

Тема программы: Раздел IV. Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия

Тема урока: § 42. СССР: от реформ — к застою.

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний.

Цель урока:

- сформировать у обучающихся знания о развитии страны в так называемый застойный период; обобщить и конкретизировать у обучающихся понимание о том, как жили люди в тот период; систематизация и контроль качества знаний обучающихся по изучаемому вопросу;

- проанализировать внутреннюю политику Л.И.Брежнева; определить необходимость проведения преобразований в экономике;

Проблемные вопросы:

Система коллективного руководства

Экономические реформы 1960-х гг. и их итоги

Проблемы застоя в экономике

Борьба с инакомыслием

Учебник Н.В. Загладин, Ю.А. Петров История России
конец XIX - начало XXI века

Интернет – ресурсы:

http://tepka.ru/istoriya_11/40.html Сайт содержит подробную информацию по теме урока. Дата обращения 12.05.2020.


Ход урока

1.Организационный этап
§ 42. СССР: от реформ — к застою.


Основная часть.

1. Какие явления в экономике страны в середине 1960-х гг. свидетельствовали о необходимости проведения реформ?

2. Чем политика, проводимая Н.С. Хрущёвым, вызывала недовольство партийного и государственного аппарата?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: