Тема: «Мир искусства» Русские сезоны в Париже. «Голубая роза» »Ослиный хвост»

История искусств 7 класс

 

Художественные группы,обьединения художников 19-20 века.

 

Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок -- так называли
представителей творческой интеллигенции, по преимуществу московской,
объединившихся вокруг известного предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова.
Встречи и собрания художников и любителей искусства происходили в доме
Мамонтова на Спасско-Садовой улице, а летом -- в подмосковном имении
Абрамцево близ Сергиева Посада. Мамонтов материально помогал художникам,
поддерживал их многие творческие начинания. Кружок существовал в 1878-93
гг., при этом он никогда не был официальным обществом или художественной
группировкой. В Абрамцево художники приезжали нередко на все лето с семьями.
Здесь они могли работать и общаться. В Абрамцевском кружке изучение русской
истории и культуры сочеталось со стремлением оживить традиции народного
творчества. В имении были организованы мастерские по возрождению старинных
хужодественных ремесел (резьба по дереву, майолика, шитье). В парке
Абрамцева были возведены постройки в "русском стиле" -- "Терем" (И. П.
Ронета, 1873), церковь и "Избушка на курьих ножках" (по проектам В. М.
Васнецова, 1881-83). Одним из самых известных начинаний Мамонтовского кружка
стали любительские спектакли. Начиная с 1878 г. они ставились каждый сезон:
зимой -- в особняке на Спасской-Садовой, летом -- в Абрамцеве. Декорации,
костюмы, афиши и программы к ним создавали сами художники, они же зачастую
были и исполнителями ролей. Наиболее удачной постановкой Мамонтовского
кружка считается "Снегурочка" А. Н. Островского, показанная в 1882 г. Эти
спектакли во много способствовали появлению в 1890-е гг. Московской частной
русской оперы. В абрамцевский кружок входили М. М. Антокольский, А. М. и В.
М. Васнецовы, М. В. Врубель, К. А. и С. А. Корокин, И. И. Левитан, М. В.
Нестеров, И. С. Остроухов, В. Д. и Е. Д. Поленовы, Н. А. Римский-Корсаков,
В. А. Серов, К. С. Станиславский, М. В. Якунчикова и др.

"Абстракция--Созидание" -- международный союз
художников-абстракционистов, основанный в феврале 1931 г. по инициативе
бельгийского скульптора и живописца Ван Дуйсбурга. Задачами объединения
стали осмысление опыта абстрактного искусства и его популяризация. В союз
"Абстракция--Созидание" входило около четырехсот членов. Творчество этих
художников представляло различные тенденции в абстрактном искусстве. В
1932-36 гг. издавался журнал под тем же названием. Союз распался в 1940-е
гг.

"Алая роза" -- объединение московских живописцев символического
направления. Во главе стояли уроженцы города Саратова П. В. Кузнецов и П. С.
Уткин. Первая выставка состоялась в мае--июне 1904 г. в Саратове по
инициативе учащихся МУЖВЗ. На ней были показаны работы Е. В. Александрова,
А. А. Арапова, М. В. Волгина (Кузнецова), И. А. Кнабе, П. В. Кузнецова, Н.
Н. Нордосского, В. П. Половинкина, Е. С. Потехина, Н. Н. Сапунова, М. С.
Сарьяна, С. Д. Симпол, С. Ю. Судейкина, П. С. Уткина, К. Л. Фельден, Н. П.
Феофилактова. В качестве почетных экспонентов были приглашены М. А. Врубель
и В. Э. Борисов-Мусатов. Эспонировались также произведения, выполненные в
технике майолики в абрамцевских мастерских. С 1905 г. члены группы принимали
участи в выставках МТХ и сотрудничали в органе московских символистов --
журнале "Весы". В 1907 г. они составили ядро новой группы -- "Голубая роза",
где продолжали развивать символистское направление и принципы декоративизма
в живописи.

Артель художников (Санкт-Петербургская артель художников) --
объединение, основанное в 1863 г. молодыми художниками -- участниками "бунта
четырнадцати", которые покинули АХ, отказавшись писать на заданные
программы. В их число входили Б. Б. Вениг, А. К. Григорьев, Н. Д.
Дмитриев-Оренбургский, Ф. С. Журавлев, А. И. Корзухин, И. Н. Крамской, К. В.
Лемох, А. Д. Литовченко, А. И. Морозов, М. И. Песков, Н. П. Петров и Н. С.
Шустов. Художники поселились все вместе на Васильевском острове, вели общее
хозяйство и занимались творчеством. В 1865 г. был утвержден Устав Артели,
согласно которому ее члены совместно выполняли различные художественные
заказы, а гонорар делили между собой. Определенная часть средств поступала в
"общий котел". Туда же шли и проценты от индивидуальных заказов. Все вопросы
творчества решались артельщиками сообща. По сути, это была форма трудовой
коммуны. Артель также занималась устройством выставок. По четвергам
проходили артельские рисовальные вечера, которые привлекали петербургскую
интеллигенцию и творческую молодежь

Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА) -- первая в послереволюционной
России организация архитекторов-новаторов, основанная в 1923 г. в Москве.
Целью Ассоциации была разработка нового формально-художественного языка
архитектуры, новых методов архитектурного образования. Ассоциация была тесно
связана с архитектурным факультетом Вхутемаса, ее члены (Н. В. Докучаев, В.
Ф. Кринский и др.) организовали там специальное отделение, на которм
преподавание веловь по новой методике. Кроме того, члены АСНОВА выступали в
печати по различным вопросам архитектуры, а также подготовили издание
"Архитектура Вхутемаса" (М., 1927). В 1926 г. Ассоциация выпустила "Известия
АСНОВА". В начале 1930-х гг. коллективные творческие бригады Ассоциации
активно участвовали в архитектурных конкурсах: проекты Дворца искусств,
Дворца Советов для Москвы (1931); Театра массового действа для Харькова
(1931) и др. Возглавлял Ассоциацию Н. А. Ладовский. В 1928 г. он вышел из
АСНОВА и учредил Объединение архитекторов-урбанистов (АРУ), куда вошли и
многие члены Ассоциации. Обе организации были ликвидированы в 1932 г.
постановлением ЦК ВКП(б) "О перестройке литуратурно-художественных
организаций".

Ассоциация работников изобразительного искусства (АРИЗО) -- была
организована в Самарканде в 1929 г. по инициативе молодых
художников-самоучек. Впоследствии в нее вошли другие художники Самарканда и
Ташкента, бывшие члены ташкентского филиала АХР. Целью Ассоциации было
объединение художников Узбекистана. АРИЗО выступала за связь искусства и
масс, за отражение художниками современной жизни. В АРИЗО входило около ста
членов, в их числе А. Н. Волков, И. И. Икрамов, В. Л. Рождественский и др.
Во главе ташкентского филиала стоял М. И. Курзин, самаркандское отделение
возглавлял О. К. Татевосян. В Самарканде АРИЗО организовала учебные
"Экспериментально-производственные мастерские пространственных искусств".
Члены Ассоциации вели большую пропагандистскую работу среди населения,
обсуждали проблемы развития национального искусства, участвовали в
оформлении городских улиц, рабочих клубов и т. д. В 1931 г. произведения
чледов Ассоциации экспонировались на "Выставке узбекского искусства" в
Москве. В 1932 г. АРИЗО была распущена по Постановлению ЦК ВКП(б)

Ассоциация художников революционной России (АХРР; с 1928 -- Ассоциация
художников революции -- АХР
) -- основана в Москве в мае 1922 г., тогда же
принят Устав, утверждено название, сформирован президиум (председатель П. А.
Радимов, товарищ председателя А. В. Григорьев, секретарь Е. А. Кацман). 1
мая 1922 г. на Кузнецком мосту открылась "Выставка картин художников
реалистического направления в помощь голодающим", которая в дальнейшем стала
считаться первой выставкой АХРР. Главной задачей члены Ассоциации считали
создание жанровых картин на сюжеты из современной жизни, в которых они
развивали традиции живописи передвижников. Ахровцы боролись с левыми
направлениями в искусстве, наносившими, по их мнению, большой вред
реалистической живописи, стремились доказать неоходимость существования
станковой сюжетной картины, боролись с лозунгом "искусство для искусства".
Первыми членами АХРР стали ее учредители: А. Е. Архипов, Ф. С. Богородский,
А. В. Григорьев, Н. И. Дормидонтов, Е. А. Кацман, В. В. Карев, Н. Г. Котов,
С. В. Малютин, С. А. Павлов, С. В. Рянгина, Н. Б. Терпсихоров, Б. Н. Яковлев
и др. Организация стремительно разрасталась. Уже к лету 1923 г. Ассоциация
насчитывала около трехсот членов; стали возникать ее областных и
республиканские филиалы, к 1926 г. их было уже около сорока. В числе первых
появились филиалы в Ленинграде, Казани, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде,
Царицыне, Астрахани, Ярославле, Костроме, Ростове-на-Дону. В АХРР
коллективно вливались участники других художественных объединений. Так, в
1924 г. в Ассоциацию вошли члены Нового общества живописцев, в 1926 г. --
группа "бубновалетовцев", в 1929 -- художники из объединения "Бытие", в 1931
-- из общества "Четыре искусства". Среди тех, кто пополнил ряды АХРР, было
немало живописцев, получивших признание до Октябрьской революции: В. Н.
Бакшеев, И. И. Бродский, В. К. Бялыницкий-Бируля, Н. А. Касаткин, Б. М.
Кустодиев, Е. Е. Лансере, Ф. А. Малявин, И. И. Машков, К. С. Петров-Водкин,
А. А. Рылов, К. Ф. Юон и др.

В 1920-е гг. Ассоциация приобретала все большее число сторонников,
пользовалась поддержкой государства и укрепляла свои позиции, обрастая
новыми структурами. Так, в 1925 г. по инициативе учащихся москвских и
ленинградских художественных вузов создается объединение молодежи АХРР --
ОМАХРР, которое вскоре обрело статус автономной организации со своим
уставом.

Главным направлением деятельности АХРР в 1920-е гг. стали выставки. За
десятилетие ее существования состоялось одиннадцать крупных выставок. Кроме
того, ахровцы участвовали в XVI Международной выставке искусств в Венеции
(1928), в Художественно-промышленной выставке СССР в Нью-Йорке (1929), а
также показали самостоятельную выставку в КЈльне (1929. Параллельно за
период 1923-31 гг. прошло более семидесяти выставок филиалов АХРР. Ахровцы
ввели в свою правктику тематический принцип выставок: "Жизнь и быт Красной
Армии" (1922), "Жизнь и быт рабочих" (1922), Революция, быт и труд" (1924 и
1925), "Искусство в массы" (1929) и др. От них берет начало традиция
придавать выставкам форму своеобразного художественного отчета.

В 1924 г. была создана издательская часть АХРР, которая выпускала
цветные репродукции, открытки, альбомы и выставочные каталоги. С 1929 г.
ахровцы издавали журнал "Искусство в массы" (вышли двадцать номеров).
Деятельность Ассоциации была прекращена в 1932 г. специальным Постановлением
ЦК ВКП(б).

"Баухауз" (нем. Bauhaus -- дом строительства) -- художественное учебное
заведение и творческое объединение в Германии. Основано в 1919 г.
архитектором В. Гроппиусом в Веймаре, в 1925 г. переведено в Дессау, в 1933
упразднено фашистскими властями. Руководители "Баухауза" (Х. Майер, Й.
Альберс и др.), опираясь на эстетику функционализма, ставили целью
выработать новые принципы формообразования в пластических искусствах; они
стремились к комплексному художественному решению бытовой среды, развивали у
студентов способность творческого осмысления новых материалов и конструкций,
учили создавать добротные и целесообразные изделия. Значительное место
отводилось преподаванию дизайна. Главным звеном учебного процесса в
"Баухаузе" была трудовая практика студентов в производственных,
художественных и проектных мастерских, где наряду с работами учебно-этюдного
характера они создавали архитектурные проекты, произведения декоративной
пластики, образцы массовых бытовых изделий. Преподавательскую и практическую
работу вели крупные архитекторы, дизайнеры, некоторые художники-авангардисты
(В. В. Кандинский, П. Клее, О. Шлеммер и др.). Деятельность "Баухауза"
сыграла важную роль для утверждения принципов рационализма в мировой
архитектуре XX в. и становления современного художественного
конструирования.

"Башня" -- художественная студия с таким названием существовала в
Москве в 1910-е гг. Это была типичная для тех лет свободная мастерская, в
которой художники могли рисовать натуру; здесь обсуждались темы, связанные с
современным искусством. Студию посещали Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, Л.
С. Попова, Л. А. Прудковская, А. И. Трояновская, Н. А. Удальцова и др.
Состав посетителей часто менялся.

"Бубновый валет" -- объединение московских живописцев, ведущее начало
от одноименной выставки, организованной в 1910 г. Его членами были В. Д. и
Д. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, Н.
Кульбин, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, К. С. Малевич, И. И. Машков, Р. Р.
Фальк, В. В. Рождественский и др. Название принадлежит М. Ф. Ларионову,
который, по-видимому, имел в виду негативную трактовку образа в духе
старинного французского толкования игральной карты: "бубновый валет --
мошенник, плут". Поясняя свой выбор, художник говорил: “Слишком много
претенциозных названий … как протест мы решили, чем хуже, тем лучше
… что может быть нелепее "Бубнового валета"?”.

Для художников объединения характерны живописно-пластические искания в
духе постимпрессионизма. Бубнововалетцы выработали своеобразную
живописно-пластическую систему (так называемый русский сезаннизм), где
принципы кубизма и фовизма претворены с учетом влияния русского народного
искусства -- лубка, росписи по дереву и керамике а также росписей подносов и
вывесок. Из всех жанров живописи они отдали предпочтение натюрморту, пейзажу
и портрету, решая задачи построения объемной формы на плоскости с помощью
цвета, передачи "вещественности" натуры, ее фактурной осязаемости.

На выставках "Бубнового валета" помимо картин членов объединения
экспонировались работы живших в Мюнхене В. В. Кандинского и А. Г.
Явленского, а также французов Ж. Брака, К. Ван Донгена, Ф. Валотона, М.
Вламинка, А. Глеза, Р. Делоне, А. Дерена, А. Марке, А. Матисса, П. Пикассо,
А. Руссо, П. Синьяка, других известных художников; устраивались открытые
диспуты о судьбах современного искусства, читались доклады и т. д. Однако
само объединение, разъедаемое внутренними противоречиями, оказалось
недолговечным. В 1911 г. из него вышли наиболее радикально настроенные
художники (Бурлюки, Гончарова, Ларионов и др.), ориентированные в своих
работах на образцы народного и примитивного творчества, кубофутуризма,
абстрактного искусства. Они организовали самостоятельную выставку полд
эпатажным названием "Ослиный хвост". В 1916-17 гг. другая группа художников,
исповедовавших умеренные взгляды и приверженных более традиционной станковой
картине (Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Рождественский, Фальк)
перешла в объединение "Мир искусства". После этого "Бубновый валет"
фактически перестал существовать.

"Бытие" -- объединение московских художников, основанное в 1921 г.
группой выпускников Вхутемаса. В 1924-26 гг. пополнилось бывшими членами
объединений НОЖ и "Московские живописцы". Члены общества: М. Н. Аветов, С.
А. Богданов, А. А. Лебедев-Шуйский, П. П. Соколов-Скаля и др. Было
организовано семь выставок "Бытия", в которых участвовали, помимо членов
объединения, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. А. Осмеркин, Г. Г.
Ряжский. Для художников этого объединения, сформировавшихся под влиянием
"Бубнового валета", характерны живописные искания в пейзаже и натюрморте, а
также обращение к советской тематике. Однако нечеткость программных
установок привела "Бытие" к расколу, часть его членов перешла в АХРР. В 1930
г. объединение прекратило свое существование.

"Венок" -- кратковременное выставочное объединение, в которое входили
петербургские и московские художники, близкие к символизму, в том числе
участники "Голубой розы" и выставки "Стефанос", прошедшей в Москве зимой
1907/08 г. В группу входили: Б. И. Анисфельд, А. Ф. Гауш, А. Е. Карев, П. В.
Кузнецов, М. Ф. Ларионов, В. Н. Масютин, Н. Д. Милиоти и др. Одноименная
выставка состоялась в Петербурге весной 1908 г.

"Гилея" -- литературно-художественное объединение кубофутуристов,
возникло в мае 1910 г. Начало ему положило содружество братьев В. Д. и Д. Д.
Бурлюков и Б. К. Лившица, сложившееся в имении Чернянка Таврической губ.,
где в 1907-14 гг. жила семья Бурлюков. Само слово "Гилея" -- в переводе с
древнегреческого "Лесная" -- название области в Скифии. В "Гилею", помимо ее
основателей, входили Е. Г. Гуро, А. Гей (С. М. Городецкий), В. В. Каменский,
А. Е. Крученых, В. Хлебников, В. В. Маяковский и др. Их также называли
"будетлянами" и кубофутуристами. "Гилею" считают самой ранней и самой
радикальной футуристической группировкой в России. В марте 1913 г.
литературное объединение "Гилея" вошло в состав "Союза молодежи", однако
название "Гилея" еще долго использовалось участниками группы

"Голубая роза" -- объединение художников символистской направленности,
возникшее в 1907 г. в Москве. Получило название от одноименной выставки,
организованной в 1907 г. журналом "Золотое руно", издававшимся на средства
любителя искусства и мецената Н. П. Рябушинского. Вокруг журнала
группировались московские поэты-симолисты во главе с В. Я. Брюсовым,
которому, предположительно, принадлежит и идея названия выставки. В
объединение входили живописцы и графики П. В. Кузнецов, Н. П. Крымов, Н. Н.
Сапунов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин, Н. П. Феофилактов,
братья В. Д. и Н. Д. Милиоти, А. В. Фонвизин и др. Ядро составляли участники
саратовской выставки "Алая роза", проходившей в 1904 г. Решающее влияние на
формирование стиля объединения "Голубая роза" оказало творчество В. Э.
Борисова-Мусатова. Для работ "голуборозовцев" характерно выраженное
декоративное начало; создание своеобразных живописных произведений,
сочетающих принципы станковизма и монументальности (картина-гобелен,
картина-панно) с преобладанием элегической, мистико-иносказательной
тематики. Не случайно для некоторых из них -- Сапунова, Судейкина --
органичным стал переход в область театрально-декорационного искусства.
Работы художников "Голубой розы" отличает изысканность линейного ритма,
тяготение к плоскостному решению, к мягкому, приглушенному колориту, часто
-- к тональной живописной организации композиции. Выставки объединения
отличались особым, изысканным оформлением залов, убранных живыми цветами,
обставленных "стильной" мебелью, украшенных искусно подобранными
драпировками. В этой обстановке свои стихи читали поэты-символисты А. Белый,
В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, звучала музыка А. Н. Скрябина. Объединение
прекратило свою деятельность в 1910 г. В 1925 г. в Москве состоялась
ретроспективная выставка "Мастера "Голубой розы"".

"Жар-цвет" -- объединение живописцев и графиков, основанное в Москве в
декабре 1923 г. В него вошли главным образом бывшие члены "Мира искусства"
(К. Ф. Богаевский, А. Е. Архипов, М. А. Волошин, В. А. Ватагин, О. Л.
Делла-Вос-Кардовская, М. В. Добужинский, Д. И. Митрохин, П. И. Нерадовский,
А. П. Остроумова-Лебедева, К. С. Петров-Водкин, Н. Э. Радлов, В. Д. Фалилеев
и др.) и "Московского салона". Их объединяло внимание к вопросам
художественного мастерства, к культуре живописи и рисунка, к картине в ее
традиционной форме. В то же время работы этих художников зачастую тяготели к
декоративной стилизации. "Жар-цвет" действовал в основном как выставочное
объединение, в 1924-29 гг. в Москве было организовано пять выставок его
членов. Объединение распалось в 1929 г.

"Золотое сечение" (франц. "Section d'Or") -- художественное
объединение, возникшее в Париже в 1911 г. и окончательно сложившееся после
первой кубистической выставки, организованной в октябре 1912 г. в галерее Ла
Буэтье. В состав объединения входили около тридцати художников-кубистов,
среди них Ф. Леже, А. Глез, А. Метцинже, А. Ле Фоконье. Участники "Золотого
сечения" отвергая традиционную живопись, провозглашали новые задачи
искусства: создание самостоятельных живописных реальностей, независимых от
реальности объективной. Работы этих художников строятся на сочетании прямых
линий, граней и кубоподобных форм.

"Изограф" -- профессиональный союз московских художников, основанный 14
мая 1917 г. Инициаторами создания союза выступили бывшие члены
Профессионального союза художников-живописцев Москвы, которые вышли из него
в результате возникших организационных разногласий. Кроме того, в "Изограф"
вошли представители других художественных объединений -- ТПХВ, СРХ, "Мира
искусства". Среди членов союза немало известных имен: А. Е. Архипов, В. Н.
Бакшеев, А. М. и В. М. Васнецовы, С. Ю. Жуковский, Н. А. Касаткин, Л. О.
Пастернак, В. В. Переплетчиков, В. Д. Поленов, Л. В. Тружанский, Д. А.
Щербиновский, К. Ф. Юон, М. Н. Яковлев и др.

Члены "Изографа" ставили своей целью защищать профессиональные интересы
художников и охранять памятники искусства. Объединившись в сложный период,
когда в России шла ожесточенная политическая борьба, члены союза встали
перед необходимостью определить свою гражданскую позицию. Сначала они
объявили о политическом нейтралитете, но уже в декабре 1917 г. активно
поддержали Советскую власть. В полном соответствии со своими задачами союз в
феврале 1918 г. стал коллективным членом Комиссии по охране памятников
искусства и старины при Совете рабочих и солдатских депутатов. В сентябре
1919 г. "Изограф" вошел в Профсоюз работников искусств и тем самым прекратил
свое самостоятельное существование.

"Круг художников" -- объединение живописцев и скульпторов,
организованное в 1926 г. в Ленинграде. В первоначальный состав вошли в
основном выпускники Вхутеина 1925 г., ученики живописцев А. Е. Карева, А. И.
Савинова, К. С. Петрова-Водкина, скульптора А. Т. Матвеева. Ядро организации
составили художники А. С. Ведерников, М. Ф. Вербов, Г. Кортиков, Т.
Купервассер, С. Куприянова, Г. Лагздынь, В. В. Пакулин (председатель
объединения), А. Ф. Пахомов, А. И. Русаков, Г. Н7Траугот и др. Состав
постепенно расширялся за счет вступления в члены общества творческой
молодежи Ленинграда. Всего в "Круг художников" за время его существования
входило около пятидесяти членов. Свои задачи участники объединения видели в
том, чтобы "утвердить в нашей стране живопись и скульптуру как искусства, и
профессии живописца и скульптора как подлинные профессии… По линии
профессиональной -- это учет и анализ всего художественного наследия
прошлого и использование того формального опыта, который, повышая
изобразительную культуру художника, содействует живописно-критическому
познанию современности. По линии общественной -- увязка и сотрудничество с
советской широкой общественностью" (из декларации общества "Круг
художников", 1926 г.).

Объединением были организованы три большие отчетные выставки (1927,
1928, 1929) и одна передвижная (1929-30). Участники "Круга художников" вели
активную художественно-просветительскую работу: проводили лекции, экскурсии.
На выставках "Круга" устраивались обсуждения-диспуты. С докладами о
современном состоянии искусства выступали известные искусствоведы Н. Н.
Пунин, В. В. Воинов и др.

Со времени оформления "Круга художников" его члены вступили на путь
открытой конфронтации с имевшим гораздо более сильную официальную поддержку
АХРРом. "Круговцы" обвиняли "ахровцев" в "протокольном реализме" в ущерб
формальному построению произведения, его пластической выразительности,
фактурной и колористической гармонии. Идеологи АХРРа и Пролеткульта, в свою
очередь, обвиняли "круговцев" в чрезмерном увлечении именно формальными
экспериментами, которыми они, якобы, "прикрывают свою буржуазную наготу,
свою классовую физиономию, свое политическое убожество". В свете общей
идеологической ситуации в стране дело могло принять весьма серьезный оборот.
Стремясь не допустить такого развития ситуации, художники "Круга" в 1928 г.
приняли решение "об усилении коллективного руководства непосредственно в
процессе работы художника над холостом" и создании при обществе "Бюро
контроля идеологии". Это вызвало раскол в самом объединении. Ряд членов,
возмущенных установлением внутренней цензуры, покинул его ряды. Активная
деятельность общества после 1930 г. прекратилась. Формально "Круг
художников" просуществовал до весны 1932

Кружок любителей русских изящных изданий -- возник в Петербурге в 1903
г. по инициативе И. И. Лемана. Объединял петербургских библиофилов и
любителей искусств, коллекционеров. Членами кружка были М. А. Остроградский,
И. В. Ратьков-Рожнов, П. Е. Рейнбот, Е. Н. Тевяшев, Н. В. Соловьев и др.,
председателем -- В. А. Верещагин. Кружок осуществлял издательскую и
выставочную деятельность, проводил аукционы. В 1907-16 гг. участники Кружка
принимали участие в издании ежемесячного журнала "Старые годы". В 1908-11
гг. усилиями Кружка были изданы четыре выпуска "Материалов для библиографии
русских иллюстрированны изданий".

Культур-Лига -- центр еврейской культуры на Украине. Организована в
Киеве в 1917 г. В секцию искусств Культур-Лиги входили художники Б. А.
Аронсон, М. Каганович, Э. Лисицкий, А. Г. Тышлер, Н. А. Шифрин, С. М. Шор,
М. И. Эпштейн и др. При секции существовала художественная школа. В
феврале--апреле 1920 г. Культур-Лига провела в Киеве "Еврейскую
художественную выставку скульптур, графики и рисунков". После роспуска
Культур-Лиги (1920) на базе амстерских Секции искусств была организована
Еврейская художественно-промышленная школа под руководством М. И. Эпштейна.

Левый фронт искусства (ЛЕФ; с 1929 -- Революционный фронт искусства --
РЕФ
) -- литературно-художественное объединение, созданное в Москве в конце
1922 г. представителями авангардистских направлений. Ядро группы составили
поэты, художники, архитекторы -- Б. И. Арватов, Н. Н. Асеев, О. М. Брик, А.
А. Веснин, К. В. Иогансон, В. В. Каменский, Г. Г. Клуцис, А. Е. Крученых, Б.
А. Кушнер, А. М. Лавинский, В. В. Маяковский, Л. С. Попова, А. М. Родченко,
С. М. Третьяков, В. Ф. Степанов, В. Е. Татлин. Идейная программа ЛЕФа
получила развитие в статьях, которые печатались на страницах журналов "ЛЕФ"
(1923-25) и "Новый ЛЕФ" (1927-28), издававшихся под редакцией В. В.
Маяковского. "Лефовцы" претендовали на создание нового революционного
искусства, которое, по их мысли, должно было стать "подлинно пролетарским" и
навсегда заслонить в сознании масс классическое "буржуазно-дворянское"
культурное наследие. “Художественная культура будущего создается на
фабриках и заводах, а не в чердачных мастерских”, -- писал один из
идеологов левого искусства О. М. Брик. "Лефовцы" считали себя преемниками
пластических идей кубофутуристов. Свою задачу они видели в том, чтобы
формировать новую жизненную среду и "нового человека", называя это
"жизнестроением". Внедрение искусства в быт, работа над созданием
современных по формам, рациональных, удобных в пользовании бытовых
предметов, стремление внедрить их в массовое производство дало толчок
развитию дизайна. Придавая огромное значение агитационной роли искусства,
"лефовцы" многое сделали для развития его агитационных и документальных
жанров -- плаката, фотографии (фоторепортажа) и фотомонтажа, документального
кино; в журналистике -- репортажа, в литературе -- документального очерка.
Они активно выступали за сближение искусства с жизнью, отвергая его
классические формы -- картину в живописи, роман в литературе и т. д.;
стремились создать новые, динамичные формы творчества, связанные с
производством, -- "производственное искусство". В программных документах
ЛЕФа декларируется теория "социального заказа" в искусстве и литературе,
вполне согласующаяся с той активной ролью, которую лефовцы отводили
творчеству в процессе жизнестроения.

В 1920-е гг. идеи ЛЕФа имели большой резонанс и распространение в среде
творческой молодежи. Его отделения появились в Одессе (Юго-ЛЕФ), Ленинграде
(Лен-ЛЕФ), Казани (Тат-ЛЕФ), Иваново-Вознесенске, Баку и Тифлисе. Установки
ЛЕФА разделяли сибирская литературная группа "Настоящее", украинская --
"Новая генерация", белорусская -- "Литературно-мастацка коммуна",
дальневосточный журнал "Творчество". Провозглашенная ЛЕФом программа
сближения искусства с производством оказала заметное влияние на организацию
учебных процессов во Вхутемасе и Инхуке.

В конце 1920-х гг. объединение занималось главным образом проблемами
литературы, все агрессивнее проявляя свою политико-идеологическую
направленность. В 1929 г. ЛЕФ был переименован в РЕФ ("Революционный фронт
искусства"). В начале 1930 г. объединение прекратило существование.

"Магазин" -- выставочное объединение московских и петроградских
художников. Выставка под названием "Магазин" открылась в Москве в марте 1916
г. (она проходила в помещении магазина на Петровке -- отсюда ее название). В
ней участвовали художники-футуристы Л. А. Бруни, М. М. Васильева, И. В.
Клюн, А. А. Моргунова, В. Е. Пестель, Л. С. Попова, А. М. Родченко, В. Е.
Татлин, С. И. Дымшиц-Толстая и др. Одним из организаторов был К. С. Малевич,
однако из-за разногласий с другими участниками он не выставлял свои работы.
Весной 1917 г. участники выставки и петроградские художники основали под тем
же названием Общество совершенствования зрения и слуха. В него также вошли
С. К. Исакова, П. В. Мутрич, В. А. Милашевский, Б. А. Зенкевич, искусствовед
Н. Н. Пунин и композитор А. С. Лурье. Члены общества стояли на позициях
авангардного искусства.

"Маковец" (до 1924 г. -- Союз художников и поэтов "Искусство -- жизнь")
-- объединение, основанное в Москве в 1921 г. по инициативе молодых
художников и литераторов, которые отстаивали высокую духовность искусства,
выступали за наследование классических традиций. В объединение вошли
участники выставок "Московского салона", "Мира искусства", отчасти
"Бубнового валета" а также художественная молодежь: Амфион Решетов (Н. Н.
Барютин), С. В. Герасимов, Л. Ф. Жегин, И. Ф. Завьялов, Е. О. Машкевич, В.
Е. Пестель, М. С. Родионов, С. М. Романович, Н. М. Рудин, П. А. Флоренский,
В. Н. Чекрыгин, А. М. Чернышев, А. В. Шевченко и др.

С 1922 г. члены объединения издавали журнал "Маковец" (под редакцией А.
М. Чернышева; вышло два номера). В журнале воспроизводились работы
художников а также печатались стихи Н. Н. Асеева, П. Г. Антокольского, К. А.
Большакова, Б. Л. Пастернака, В. Хлебникова и др. Издание журнала явилось
частью задуманной обширной программы, которая должна была включать выпуск
поэтических сборников, трудов по истории и теории искусства. Программа не
была реализована из-за недостатка средств. В основном по этой причине к
концу 1923 г. литераторы ушли из объединения "Искусство -- жизнь".
Оставшиеся в нем художники трансформировали организацию в традиционную,
выставочную, и дали ей название "Маковец". Кроме художественной выставки,
состоявшейся в апреле--мае 1922 г. в московском Музее изящных искусств,
художники "Маковца" организовали еще три самостоятельные экспозиции. В общей
сложности в выставках объединения участвовали более тридцати художников.

Слабость объединения состояла в отсутствии единых творческих установок,
что в скором времени и стало причиной его распада. На разнородность позиций
входящих в "Маковец" художников неоднократно указывала и критика, отмечая,
что "Маковец" является "уже не столько группировкой, художественным
течением, сколько чисто житейским, организованным объединением". Внутри
объединения сложились два основных направления. Одно из них, представленное
творчество Чекрыгина, Жегина, Романовича, тяготело к космизму, высоким
философским обобщениям, использованию историко-литературных реминисценций,
библейских сюжетов. Другое -- Герасимов, Родионов, Чернышев и др. --
напротив, было обращено к реальной жизни, воспринятой в эмоциональном,
лирическом ключе, к изображению городского быта и сельской природы. И если
художники первой группы активно экспериментировали в области формального
решения работ, то художники второй группы использовали традиционные
классические формы. К 1926 г. отношения между группами резко обострились,
часть активных членов "Маковца" покинула объединение, и деятельность его
прекратилась.


"Мастера аналитического искусства" (МАИ) -- объединение молодых
ленинградских художников, учеников П. Н. Филонова. Оно зародилось летом 1925
г., когда Филонов преподавал во Вхутеине, и окончательно сложилось после
первой выставки в 1927 г., когда был принят устав объединения. Официально
прекратило существование в 1932 г., хотя занятия в мастерской Филонова
продолжались до его смерти в блокадном Ленинграде в 1941 г.

На протяжении существования объединения его состав менялся. В общей
сложности за все годы в него входило около семидесяти членов. Наиболее
извесные из них, составлявшие ядро коллектива: Т. Н. Глебова, Б. И. Гурвич,
Н. И. Евграфов, С. Л. Закликовская, П. Я. Зальцман, Е. А. Кибрик, П. М.
Кондратьев, Р. М. Левитон, А. Е. Мордвинова, А. И. Порет, А. Т. Сашин, И. И.
Суворов, В. А. Сулимо-Самуйлло, Ю. Б. Хржановский и М. П. Цыбасов.

Творческий метод объединения основывался на принципах, разработанных
Филоновым в его теоретических работах "Канон и закон", 1912; манифест
"Сделанные картины", 1914; "Декларация "Мирового расцвета"", 1923 и др.
Основная идея этого метода: приблизиться в художественном творчестве к
воспроизведению созидательных процессов природы, а не ее предметных форм.

Впервые объединение заявило о себе значительной выставкой, показанной в
1927 г. в ленинградской Доме печати. На ней экспонировались живописные
произведения и скульсптура. Одновременно на сцене Дома печати шла постановка
пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" в оформлении членов объединения МАИ. В конце
1928-начале 1929 г. филоновцы участвовали в выставке "Современные
ленинградские художественные группировки". Несколько позже небольшие
выставки их работ были показаны в АХ. Значительным событием в истории
книжной графики стал выход в свет вдекабре 1933 г. финского эпоса "Калевала"
в издательстве "Academia". Иллюстрации в книге были выполнены под
руководством Филонова тринадцатью членами МАИ.

Несмотря на активную творческую деятельность и абсолютную лояльность
искусство Филонова и возглавляемого им объединения не были одобрены властями
и подвергались резкой критике в официальной печати. Причем характер критики,
как правило, носил политическую окраску: работы Филонова расценивались как
"крайнее выражение мироощущения упадочнических слоев мелкой буржуазии и
интеллигенции". В 1930 г. пришел официальный запрет на открытие персональной
выставки Филонова, уже подготовленной сотрудниками ГРМ. Это вызвало брожение
в рядах его учеников, нанесло удар по объединению. Часть художников покинула
МАИ. С 1932 г. имя Филонова было изъято из художественной жизни; весной
этого года МАИ официально прекратило свое существование

"Метод" -- художественное объединение, основанное в 1922 г.
старшекурсниками московского Вхутемаса. Ядро составили художники С. А.
Лучишкин, С. Б. Никритин, М. М. Плаксин, К. Н. Редько, Н. А. Тряскин, А. Г.
Тышлер. К первоначальному составу примкнули З. Коммисаренко, А. А. Лабас и
П. В. Вильямс. Всех их объединяли формальные искания в духе конструктивизма
и абстрактного искусства. Руководителем и теоретиком группы выступал С. П.
Никритин, которому принадлежит разработка нового направления, нового метода
в искусстве, названного "проекционализмом". Согласно этому методу, общему
для всех видов творчества, художник должен производить не бытовые предметы,
а только их "проекции", то есть давать образец для массового промышленного
производства. Живописи отведена роль "наиубедительнейшего средства выражения
МЕТОДА (ПРОЕКЦИЙ) -- организации материалов".

Первая выставка "проекционистов" прошла в 1922 г. в Музее живописной
культуры и получила положительный отзыв в печати. Критика увидела в работах
художников "маленький шаг вперед … от односторонности чисто
красочного супрематизма Малевича и бесцветного конструктивизма Татлина". В
мае 1924 г. художники группы участвовали в "Первой дискуссионной выставке
объединений активного революционного искусства". Подавляющее большинство
работ (за исключением композиций Тышлера, Плаксина и Лучишкина) --
абстрактные или близкие к абстрактным композиции. Экспонировались также
странные работы, представлявшие собой соединение аналитических схем с
фотографиями и текстом, поясняющим направление нового творческого
эксперимента. Эксперимент этот группа "Метод" распространила и на сферу
театра. По инициативе Лучишкина и Никритина была создана театральная труппа,
так называемый "Проекционный театр", который в 1920-е гг. осуществил
несколько новаторских постановок. Одна из них -- "Трагедия А. О. У."
(оформление Н. А. Тряскина), показанная в 1929 г. в московском Доме печати,
-- явилась одним из первых опытов абстрактного оформления спектакля.
Инженерной новацией Тряскина стал разработанный и примененный в этом
спектакле специальный движущийся сценический станок.

Группа "Метод" просуществовала до 1925 г., когда все ее члены, за
исключением Редько и Никритина, вошли в состав ОСТа.

"Мир искусства" -- художественное общество, основанное в 1898 г. в
Петербурге группой молодых живописцев и графиков. Созданию общества
предшествовал кружок, организованный в конце 1880-х гг., выпускниками
частной гимназии К. И. Мая: А. Н. Бенуа, Д. В. Философовым, В. Ф. Нувелем.
Вскоре к ним присоединились Л. С. Бакст, С. П. Дягилев, Е. Е. Лансере, А. П.
Нурок, К. А. Сомов. Целью этого объединения стало изучение художественной
культуры, как современной, так и прошедших эпох, воспринятой синтетически,
во всем многообразии видов, форм, жанров искусства и быта. С середины 1890-х
гг. группу возглавил С. П. Дягилев.

Первой публичной акцией объединения стала "Выставка русских и
финляндских художников", открытая в январе 1898 г. в Музее училища барона А.
Л. Штиглица. Наряду с членами объединения в ней приняли участие известные
живописцы -- М. А. Врубель, А. М. Васнецов, К. А. Коровин, И. И. Левитан, С.
В. Малютин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. А. Серов, и финские художники
В. Бломстед, А. Эдельфельт и др. После успешной выставочной акции весной
1898 г. Дягилев при участии членов кружка организовал
литературно-художественный журнал "Мир искусства", издававшийся на средства
меценатов М. К. Тенишовой и С. И. Мамонтова. Журнал выступал против
догматического следования канону, не приемля академизм как систему, лишающую
художника прав на самовыражение. Другое направление, также подвергавшееся
критике, -- живопись передвижников, по мнению мирискусников, страдавшая
иллюстративностью, назидательностью в ущерб художественным качествам
произведения. Журнал выступал за индивидуализм в творчестве, свободное
раскрытие мастером всех граней его таланта. За период изданий журнала
(1898-1905) в двенадцати его номерах редакция представила читателям разные
направления в истории русского и западного искусства. В первых номерах много
внимания было уделено современным художникам так называемого национального
русского стиля, связанным с абрамцевским кружком: В. М. Васнецову, С. В.
Малютину, Е. Д. Поленовой, М. В. Якунчиковой. В дальнейшем в поле зрения
мирискусников оказалась русская культура XVIII -- первой половины XIX в.
Именно они заново "открыли" для широкой публики творчество Д. Г. Левицкого,
В. Л. Боровиковского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова. Они также
заложили основы изучения истории и архитектуры Петербурга, опубликовав на
страницах журнала статьи о зодчих русского барокко и классицизма. При этом
"Мир искусства" не замыкался лишь на проблемах национальной культуры.
Напротив, журнал знакомил своих читателей с состоянием современной
художественной жизни Западной Европы, публикуя обширные, снабженные
репродукциями статьи о творчестве А. БЈклина, Ф. Штука, П. Пюви де Шавана,
Г. Моро, Э. Берн-Джонса и других художников, работавших в основном в стиле
модерн. В журнале печатались также многие поэты символистского направления и
статьи на религиозно-философские темы. Журнал отличался высокой культурой
издания, изысканным художественным оформлением и превосходным
полиграфическим исполнением. Его последний, двенадцатый номер вышел в начале
1905 г. Журнал прекратил существование из-за отказа меценатов финансировать
его.

Под эгидой журнала "Мир искусства" организовывались и художественные
выставки. Первая такая выставка состоялась в январе--феврале 1899 г. В ней
наряду с ведущими русскими художниками участвовали иностранные мастера (К.
Моне, Г. Моро, П. Пюви де Шаванн, Дж. Уистлер и др.). Были показаны также
изделия декоративно-прикладного искусства. Четыре последующие художественные
выставки, организованные журналом "Мир искусства", прошли в 1900-03 гг.
(четвертая была показана также и в Москве). В них приняли участие более
шестидесяти художников, в том чиле такие выдающиеся мастера, как М. А.
Врубель, В. М. Васнецов, А. С. Голубкина, М. В. Добужинский, П. В. Кузнецов,
А. П. Рябушкин. В 1902 г. произведения мирискусников были выставлены в
русском отделе Международной выставки в Париже, где К. А. Коровин, Ф. А.
Малявин, В. А. Серов и П. П. Трубецкой получили высшие награды. В 1903 г.
мирискусники объединились с московской группой "36 художников", образовав
"Союз русских художников". С 1903 по 1910 гг. "Мир искусства" формально не
существовал. Вместе с тем С. П. Дягилев в 1906 г. устроил под этим названием
выставку, в которой наряду с основным ядром объединения участвовали молодые
художники -- Б. И. Анисфельд, М. Ф. Ларионов, В. Д. и Н. Д. Милоти, Н. Н.
Сапунов, А. Г. Явленский и др. Затем мирискусники показали свои работы на
выставке русского искусства в парижском Осеннем Салоне, позже
экспонированной в Берлине и в Венеции. С этого времени Дягилев начинает
самостоятельную деятельность по пропаганде русского искусства на Западе. Ее
вершиной стали так называемые "Русские сезоны", ежегодно проходившие в
Париже в 1909-14 гг. Оперные и балетные спектакли на музыку классическую и
современную в новаторских постановках молодых режиссеров-хореографов, в
исполнении целой плеяды звезд, в оформлениях Бакста, Бенуа, Билибина,
Головина, Коровина, Рериха -- составили эпоху в истории не только русской,
но и мировой культуры.

С 1910 г. начинается новый, второй этап в истории объединения "Мир
искусства". А. Н. Бенуа и вместе с ним семнадцать художников вышли из "Союза
русских художников" и создали самостоятельное общество под известным уже
названием. Его членами стали Л. С. Бакст, И. Я. Билибин, О. Э. Браз, И. Э.
Грабарь, Г. И. Нарбут, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, А.
Л. Обер, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. К. Рерих, В. А. Серов, К. А. Сомов,
Н. А. Тархов, Я. Ф. Ционглинский, С. П. Яремич. Новое объединение вело
активную выставочную деятельность в Петербурге-Петрограде и других городах
России. Основным критерием отбора произведений для выставок провозглашалось
"мастерство и творческая оригинальность". Такая терпимость привлекла на
выставки и в ряды объединения многих талантливый мастеров. Объединение
быстро разрасталось. В него вступили Б. И. Анисфельд, К. Ф. Богаевский, Н.
С. Гончарова, В. Д. Замирайло, П. П. Кончаловский, А. Т. Матвеев, К. С.
Петров-Водкин, М. С. Сарьян, З. Е. Серебрякова, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин,
И. А. Фомин, В. А. Шуко, А. Б. Щусев, А. Е. Яковлев и др. В числе
экспонентов появились фамилии И. И. Бродского, Д. Д. Бурлюка, Б. Д.
Григорьева, М. Ф. Ларионова, А. В. Лентулова, И. И. Машкова, В. Е. Татлина,
Р. Р. Фалька, М. З. Шагала и др. Понятно, что непохожие, иногда прямо
противоположные творческие установки участников не способствовали
художественному единству как выставок, так и самого объединения. Со временем
это привело к серьезному расколу объединения. Последняя выставка "Мира
искусства" прошла в 1927 г. в Париже.

"Мишень" -- крупная выставка группы московских художников, прошедшая в
марте--апреле 1913 г. в Художественном салоне на Большой Дмитровке.
Организована М. Ф. Ларионовым, который считал ее завершающей в ряду выставок
"Бубновый валет" (1910-11) и "Ослиный хвост" (1912). Открытию экспозиции
предшествовал диспут в Политехническом музее на тему "Восток, национальность
и Запад", где с докладами выступили М. Ф. Ларионов ("Лучизм Ларионова"),

Задание: ознакомиться с материалом. Выписать ключевые предложения.  Самостоятельно просмотреть репродукции относящиеся к творчеству художников перечисленных творческих объединений. Этапы работы отправить в ватсап 89122208145 25 мая

 


























































































































































































































































































































































































































































































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: