ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА
-Влади́мир Луки́ч Боровиковский
Годы жизни:1757-1825
русский художник, мастер портрета, академик Императорской академии художеств
-Андрей Иванович Иванов
Годы жизни:1775-1848
русский художник, представитель классицизма, отец знаменитого живописца Александра Иванова
ХХ ВЕК
-Валенти́н Алекса́ндрович Серо́в
Годы жизни:1865-1911
русский живописец и график, мастер портрета, академик Императорской Академии художеств
-Константи́н Алексе́евич Коро́вин
Годы жизни:1861-1939
русский живописец, театральный художник, педагог и писатель.
«ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА»
История римского искусства
Происхождение
Хотя Рим был основан еще в 750 году до н.э., первые годы его существование было ненадежным. Первоначально им управляли этрусские короли, которые заказали множество этрусских произведений искусства (фрески, скульптуры и изделия из металла) для своих гробниц, а также для своих дворцов, чтобы праздновать военные победы. После основания Римской республики в 500 г. до н.э. влияние этрусков ослабло и с 300 г. до н.э., когда римляне начали вступать в контакт с процветающими греческими городами южной Италии и восточного Средиземноморья, они попали под влияние греческого искусства – процесс, известный как эллинизация. Вскоре многие греческие произведения искусства были привезены в Рим как добыча и многие греческие художники продолжили свою карьеру под покровительством Рима.
|
|
Тем не менее, искусство все еще не было приоритетом для римских лидеров, которые были больше озабочены выживанием и военными делами. Только около 200 г. до н.э. после победы в первой Пунической войне против Ганнибала и карфагенян, Рим чувствовал себя в достаточной безопасности для развития своей культуры. Уже тогда отсутствие самостоятельной культурной традиции означало, что древнейшее искусство Рима имитировало греческие произведения. Рим был уникальным среди держав древнего мира в разработке ограниченного собственного художественного языка.
СКУЛЬПТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА:
В 81 г. в честь императора Тита и его победы над Иудеей была возведена однопролетная, шириной 5,33м, Триумфальная арка на священной дороге, ведущей к Капитолийскому холму. Мраморная арка была высотой 20 метров. Над пролетом была высечена надпись, посвященная Титу, арку также украшали рельефы с изображением победного шествия римлян, выполненные в сложных поворотах и движениях
Триумфальная арка императора Тита
КОЛИЗЕЙ
При императорах Веспасиане и Тите, в 75-82 г.г. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев -Колизей (от латинского «колоссеум» — колоссальный). В плане он прдставлял собой эллипс, длиной 188 м, шириной 156 м, высотой 50 м. Стена разделена на три яруса. В верхнем натягивали тент от дождя и солнца. В нижних стояли статуи. На арене могли размещаться до 3000 пар гладиаторов. Арену можно было затопить водой и тогда разыгрывали морские бои.
|
|
ПАНТЕНОН
По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре.[8] Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства. Возможно, в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.
Вход в здание оформлен шестнадцатью монолитными гладкими колоннами в три ряда, поддерживающими глубокий портик с треугольным фронтоном. Высота каждой колонны 11,9 метра, диаметр 1,5 метра, вес 60 тонн. Колонны высечены из цельного массива красного и серого египетского гранита и увенчаны коринфскими мраморными капителями. Все восемь передних колонн крыльца были из серого мрамора, четыре внутренних — из красного. В XVII веке три угловые колонны заменили двумя колоннами из терм Нерона и колонной из виллы Домициана. Изначально храм был поставлен на цоколе и ко входу в храм вели семь ступеней, которые в течение многовековых наслоений оказались под уровнем земли.
Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр 43,30 м)[9]. Почти две тысячи лет после его постройки, купол Пантеона по-прежнему является крупнейшим в мире неармированным бетонным куполом[10]. Внутри — пять рядов уменьшающихся в размерах кессонов, которые не только украшают купол, но и облегчают его вес. Существуют предположения, что внутренняя часть купола была украшена лепниной или золотыми звездами на синем фоне, однако документальных подтверждений этому нет. К основному объёму храма примыкают ниши, отделённые от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола.
В центре купола находится круглое отверстие диаметром ок. 8 метров — "окулюс"[8]. Кроме двери, это единственное отверстие, через которое в храм проникает дневной свет (окон в здании нет). В летний полдень световой столб наиболее ярок (благодаря ориентации на юг) и «не растекается» по объёму храма.
Когда идёт дождь, в окулюс попадает вода, поэтому в Пантеоне предусмотрена специальная дренажная система[11].
Изнутри Пантеон отделан охристо-коричневыми полихромными мраморами с редким введением белого мрамора. Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась — во многом благодаря тому, что здание с 609 года превратилось в христианскую церковь Св. Марии и Мучеников.
колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками. Триумф императора запечатлён в форме скульптурного декора площади, изображающего дакийцев и военные трофеи, а также в форме рельефов колонны Траяна, повествующих о завоевании Дакии.
КОЛОННА ТРАЯНА
Римский скульптурный портрет — один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно 5 веков (I в. до н. э. — IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.
Глиптотека (коллекция бюстов) в Археологическом музее Болоньи
|
|
Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.
Портрет юноши. II век н. э. Золотой венок — типичный для Греции погребальный атрибут. При написании портрета мастер пользовался энкаустикой и темперой.