ТИПЫ политических процессов

Итоговая контрольная работа по учебному предмету

«Основы политологии»

Класс

Вариант 1

 

1. Запишите словосочетание, про­пу­щен­ное в таблице.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА ХАРАКТЕРИСТИКА
Форма правления Отображает по­ря­док ор­га­ни­за­ции и де­я­тель­но­сти выс­ших ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной власти
... Включает в себя сред­ства и ме­то­ды ре­а­ли­за­ции го­су­дар­ствен­ной вла­стью своих полномочий
Государственное устройство Определяет ха­рак­тер и спо­со­бы вза­и­мо­дей­ствия цен­траль­ной вла­сти и региональной

 

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. Конституционная монархия, парламентская республика, дуалистическая монархия, форма правления, президентская республика.

 

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «политический институт».

1) пар­тии 2) общественные движения 3) семья 4) группы давления 5) избирательная система

6) бизнес

 

4. Найдите в приведенном списке функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) политическая 2) правоохранительная 3) социальная 4) демократическая 5) этническая

 

5. Найдите в приведённом ниже спис­ке функции по­ли­ти­че­ских партий в де­мо­кра­ти­че­ском обществе и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) разработка и при­ня­тие законов

2) выдвижение по­ли­ти­че­ских лидеров

3) оппонирование правительству

4) контроль над де­неж­ной системой

5) формирование пра­во­охра­ни­тель­ных органов

6) представление определённых групп общества

 

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и го­су­дар­ствен­ны­ми ин­сти­ту­та­ми или долж­ност­ным лицом в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ко­то­рые их ис­пол­ня­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ФУНК­ЦИИ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НЫЕ ИН­СТИ­ТУ­ТЫ И ДОЛЖ­НОСТ­НОЕ ЛИЦО
А) на­зна­ча­ет вы­бо­ры Пре­зи­ден­та РФ Б) издаёт указы и рас­по­ря­же­ния В) ре­ша­ет во­прос о до­ве­рии Пра­ви­тель­ству Г) воз­глав­ля­ет го­су­дар­ство Д) пред­став­ля­ет го­су­дар­ство в меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях 1) Пре­зи­дент РФ 2) Совет Фе­де­ра­ции 3) Го­су­дар­ствен­ная Дума РФ

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ти­па­ми из­би­ра­тель­ных си­стем и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕ­РЫ ТИПЫ ИЗ­БИ­РА­ТЕЛЬ­НЫХ СИ­СТЕМ
А) По вы­бо­рам де­пу­та­тов в пар­ла­мент фор­ми­ру­ет­ся еди­ный на­ци­о­наль­ный из­би­ра­тель­ный округ. Б) Го­ло­со­ва­ние про­во­дит­ся за кан­ди­да­тов, пред­став­лен­ных спис­ка­ми от по­ли­ти­че­ских пар­тий. В) Кан­ди­да­ты вы­дви­га­ют­ся в од­но­ман­дат­ных окру­гах. Г) По­бе­ди­тель в каж­дом окру­ге опре­де­ля­ет­ся по боль­шин­ству на­бран­ных го­ло­сов. Д) Как пра­ви­ло, вво­дит­ся из­би­ра­тель­ный ба­рьер для про­хож­де­ния пар­тий в пар­ла­мент. Е) Из­би­ра­те­ли го­ло­су­ют пре­жде всего за лич­но­сти кан­ди­да­тов. 1) ма­жо­ри­тар­ная 2) про­пор­ци­о­наль­ная

 

8. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и субъ­ек­та­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ко­то­рые их ис­пол­ня­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ФУНК­ЦИИ СУБЪ­ЕК­ТЫ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЙ ВЛА­СТИ РФ
А) на­зна­че­ние вы­бо­ров Пре­зи­ден­та РФ Б) утвер­жде­ние во­ен­ной док­три­ны В) управ­ле­ние фе­де­раль­ной го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­стью Г) раз­ра­бот­ка фе­де­раль­но­го бюд­же­та Д) объ­яв­ле­ние ам­ни­стии 1) Пре­зи­дент РФ 2) Пра­ви­тель­ство РФ 3) Го­су­дар­ствен­ная Дума 4) Совет Фе­де­ра­ции

 

9. Граж­дан­ка Рос­сии Д. ре­ши­ла вы­дви­нуть свою кан­ди­да­ту­ру в ка­че­стве кан­ди­да­та на пост Пре­зи­ден­та РФ. Од­на­ко, озна­ко­мив­шись с ее до­ку­мен­та­ми, из­би­ра­тель­ная ко­мис­сия от­ка­за­ла ей в ре­ги­стра­ции. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке воз­мож­ные при­чи­ны от­ка­за.

1) граж­дан­ке Д. не­дав­но ис­пол­ни­лось 30 лет

2) граж­дан­ка Д. не яв­ля­ет­ся граж­дан­кой РФ по рож­де­нию

3) граж­дан­ка Д. яв­ля­ет­ся ате­ист­кой

4) граж­дан­ка Д. на тер­ри­то­рии РФ по­сто­ян­но про­жи­ва­ет 3 года

5) граж­дан­ка Д. не имеет выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния

 

10. Рас­кры­вая роль го­су­дар­ства в жизни об­ще­ства, учёные-по­ли­то­ло­ги ха­рак­те­ри­зу­ют его как цен­траль­ный ин­сти­тут по­ли­ти­че­ской си­сте­мы. Какие из пе­ре­чис­лен­ных при­зна­ков под­твер­жда­ют это суж­де­ние?

1) об­ла­да­ет наи­выс­шей кон­цен­тра­ци­ей вла­сти

2) уста­нав­ли­ва­ет об­ще­обя­за­тель­ные нормы

3) его де­я­тель­ность ре­гу­ли­ру­ет­ся опре­делёнными нор­ма­ми

4) вы­пол­ня­ет опре­делённые об­ще­ствен­ные функ­ции

5) ре­гу­ли­ру­ет де­я­тель­ность граж­дан и ор­га­ни­за­ций на опре­делённой тер­ри­то­рии

6) воз­ник­ло рань­ше дру­гих со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов

 

11. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Де­мо­кра­тия — форма по­ли­ти­че­ской ор­га­ни­за­ции го­су­дар­ства, ос­но­ван­ная на при­зна­нии на­ро­да ис­точ­ни­ком ________(А), его права участ­во­вать в ре­ше­нии го­су­дар­ствен­ных дел в со­че­та­нии с ши­ро­ким кру­гом прав и сво­бод. Важ­ный при­знак де­мо­кра­тии — га­ран­тия со­блю­де­ния прав и сво­бод че­ло­ве­ка и ________(Б). Еще одной важ­ной чер­той де­мо­кра­тии яв­ля­ет­ся воз­мож­ность вы­ра­же­ния раз­ных по­ли­ти­че­ских взгля­дов — ________(В). Раз­ли­ча­ют де­мо­кра­тию пря­мую и ________(Г). Ин­сти­ту­том пря­мой (не­по­сред­ствен­ной) де­мо­кра­тии яв­ля­ет­ся ________(Д). В этом слу­чае ________(Е) сам, без по­сред­ни­ков, вы­но­сит то или иное ре­ше­ние». 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) по­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм 2) пред­ста­ви­тель­ная 3) ино­стра­нец
4) власть 5) народ 6) ис­пол­ни­тель­ная
7) ре­фе­рен­дум 8) граж­да­нин 9) су­ве­ре­ни­тет

 

12. На­зо­ви­те прин­ци­пы пра­во­во­го го­су­дар­ства, при­ве­ден­ные ав­то­ром. Всего ука­жи­те че­ты­ре прин­ци­па.

 

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (...) Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. (...) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства. Е. В. Лукашева

 

13. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «политическая идеология»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о типах политических идеологий;

− одно предложение, раскрывающее любую из функций политической идеологии в обществе.

14. Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

 

15. Учёные определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите любые три фактора, влияющих на решение избирателя.

 

16. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическое поведение». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

Вариант 2

 

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ТИПЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
... политические процессы Политические процессы, связанные с принятием ключевых политических решений и характеризующиеся разнообразием способов политического участия граждан
Периферийные политические процессы Политические процессы, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти

 

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. Главенство права; разделение властей; права человека; правовое государство; взаимная ответственность личности и государства.

 

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся при­зна­ка­ми демократии.

1) сво­бод­ные выборы

2) многопартийность

3) тер­рор

4) плю­ра­лизм мнений

5) от­ри­ца­ние оппозиции

6) прин­цип от­кры­то­сти и глас­но­сти в де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­ных органов

 

4. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке по­зи­ции, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие от­ли­чи­тель­ные черты ма­жо­ри­тар­ной из­би­ра­тель­ной си­сте­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) го­су­дар­ство де­лит­ся на из­би­ра­тель­ные окру­га

2) из­би­ра­те­ли го­ло­су­ют за лич­ность кан­ди­да­та

3) го­су­дар­ство пред­став­ля­ет собой еди­ный из­би­ра­тель­ный округ

4) из­би­ра­те­ли го­ло­су­ют за по­ли­ти­че­скую пар­тию

5) в день го­ло­со­ва­ния за­пре­ще­на по­ли­ти­че­ская аги­та­ция

6) по­бе­див­шим счи­та­ет­ся кан­ди­дат, на­брав­ший боль­шин­ство го­ло­сов

 

5. Найдите в приведённом ниже списке организации, представляющие гражданское общество, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ассоциация преподавателей университетов

2) региональное управление образования

3) объединение ветеранов правоохранительных органов

4) территориальное управление внутренних дел

5) союз защиты прав потребителей

 

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ти­па­ми по­ли­ти­че­ских пар­тий и прин­ци­па­ми их клас­си­фи­ка­ции.

ТИПЫ ПАР­ТИЙ   ПРИН­ЦИП КЛАС­СИ­ФИ­КА­ЦИИ ПАР­ТИЙ
А) оп­по­зи­ци­он­ная Б) ли­бе­раль­ная В) кад­ро­вая Г) со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ская Д) мас­со­вая   1) по от­но­ше­нию к вла­сти 2) по по­ли­ти­че­ской идео­ло­гии 3) по со­ста­ву

 

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между вет­вя­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти в РФ и её ор­га­на­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ОР­ГА­НЫ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЙ ВЛА­СТИ В РФ ВЕТВИ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЙ ВЛА­СТИ
А) Вер­хов­ный суд Б) гу­бер­на­тор об­ла­сти В) Совет Фе­де­ра­ции Г) Го­су­дар­ствен­ная дума Д) Кон­сти­ту­ци­он­ный суд Е) Пра­ви­тель­ство РФ 1) за­ко­но­да­тель­ная 2) ис­пол­ни­тель­ная 3) су­деб­ная

 

8. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между па­ла­та­ми Фе­де­раль­но­го Со­бра­ния и их функ­ци­я­ми и пол­но­мо­чи­я­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ФУНК­ЦИИ И ПОЛ­НО­МО­ЧИЯ ПА­ЛА­ТЫ ФЕ­ДЕ­РАЛЬ­НО­ГО СО­БРА­НИЯ
A) при­ни­мать фе­де­раль­ные за­ко­ны Б) из­ме­нять гра­ни­цы между субъ­ек­та­ми РФ B) на­зна­чать на долж­ность Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра РФ Г) объ­яв­лять ам­ни­стию Д) на­зна­чать вы­бо­ры Пре­зи­ден­та РФ 1) Го­су­дар­ствен­ная Дума РФ 2) Совет Фе­де­ра­ции

 

9. Го­су­дар­ство Z объ­еди­ня­ет не­сколь­ко шта­тов, име­ю­щих свои пар­ла­мен­ты, пра­ви­тель­ства и за­ко­но­да­тель­ство. В Z пе­ри­о­ди­че­ски про­во­дят­ся сво­бод­ные вы­бо­ры в пар­ла­мент го­су­дар­ства, ко­то­рый фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство из пред­ста­ви­те­лей по­бе­див­ших по­ли­ти­че­ских пар­тий. Де­пу­та­ты пар­ла­мен­та из­би­ра­ют пре­зи­ден­та, вы­пол­ня­ю­ще­го пред­ста­ви­тель­ные функ­ции. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка 2) уни­тар­ное го­су­дар­ство 3) де­мо­кра­ти­че­ское го­су­дар­ство 4) пар­ла­мент­ская рес­пуб­ли­ка 5) ав­то­ри­тар­ное прав­ле­ние 6) фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ство.

 

10. Де­пу­та­ты За­ко­но­да­тель­но­го со­бра­ния и пра­ви­тель­ства об­ла­сти Н. бла­го­да­ря со­гла­со­ван­ным и про­ду­ман­ным ре­ше­ни­ям смог­ли обес­пе­чить по­ли­ти­че­ску­ю­ ста­биль­ность и рост бла­го­со­сто­я­ния на­се­ле­ния в своей об­ла­сти, что может слу­жить сви­де­тель­ством ком­пе­тент­но­сти по­ли­ти­че­ской элиты этой об­ла­сти. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­ной по­ли­ти­че­ской эли­тыи за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) об­ще­на­ци­о­наль­ная 2) пра­вя­щая 3) ре­ги­о­наль­ная 4) эт­ни­че­ская 5) не­пра­вя­щая 6) про­фес­си­о­наль­ная.

 

11. Заполните пропуски

«Президентская рес­пуб­ли­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся со­еди­не­ни­ем в руках пре­зи­ден­та пол­но­мо­чий главы______(А) и главы ис­пол­ни­тель­ной власти. Долж­ность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Пре­зи­ден­та стра­ны из­би­ра­ют вне­пар­ла­мент­ским путём: или всенародным________(Б) (как, например, в Аргентине), или кол­ле­ги­ей вы­бор­щи­ков (как, скажем, в США). Это обес­пе­чи­ва­ет не­за­ви­си­мость источника________(В) пре­зи­ден­та от парламента. Пре­зи­дент по­лу­ча­ет также право_______(Г) в от­но­ше­нии пар­ла­мент­ских решений: он может вер­нуть на по­втор­ное рас­смот­ре­ние в выс­ший за­ко­но­да­тель­ный орган любой______(Д). Но если пар­ла­мент вторично, ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным боль­шин­ством го­ло­сов — 2/3 в обеих па­ла­тах — про­го­ло­су­ет за него, то про­ект ста­но­вит­ся законом, обретает_________(Е), не­взи­рая на мне­ние президента. Не впра­ве пре­зи­дент и рас­пу­стить парламент».

Список терминов:

1) юридическая сила 2) власть 3) отлагательное вето
4) законопроект 5) государство 6) форма правления
7) голосование 8) политика 9) законодательный

 

12. В чем, по мне­нию ав­то­ров, про­яв­ля­ет­ся «кри­зис про­ник­но­ве­ния» в по­ли­ти­ке? К чему при­во­дит со­пер­ни­че­ство власт­ных групп за ре­сур­сы вла­сти в усло­ви­ях мо­дер­ни­за­ции?

Кризис «проникновения» отражает противоречия, которые возникают при стремлении правящих сил (прежде всего высших органов государственной власти) реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни. В условиях модернизации соперничество групп за ресурсы власти, господство своих ценностей, властные полномочия, приводит к появлению множества центров влияния, обладающих возможностью изменять в свою пользу содержание управленческих решений (законов, установлений) центральных властей. Например, местные элиты апеллируют к местным нормам, обычаям и интересам, что при распаде хозяйственных и иных связей позволяет им сохранить и усилить свое влияние. На изменение характера принятых решений могут претендовать не только местные правящие элиты, стремящиеся к дополнительным полномочиям и прерогативам при решении политических вопросов, но и оппозиция. Снижают эффективность политического регулирования также и разнородность позиций различных групп и слоев населения, отсутствие у граждан политического опыта, иррациональные черты массового сознания, влияющие на неадекватное восприятие решений центра.

В результате законы, постановления и иные нормативные распоряжения властей во многом теряют свою регулирующую способность, т.е. не проникают в достаточной мере в социальные и политические отношения. Понижение эффективности решений центральных властей принижает авторитет не только режима, но и исповедуемых им ценностей. Попытки исправить положение, любой ценой «продавить» необходимые решения нередко заставляют режим перешагивать допустимые границы в политическом торге с оппонентами, толкают правящие круги к популизму, способствуют нарастанию коррупции, усиливают теневые механизмы власти.

Чтобы решения исполнялись, несмотря на сопротивление, правящие круги должны прежде всего формировать рациональную организацию власти. С одной стороны, к прерогативам центра следует относить только те вопросы, которые необходимо решать в масштабах всего государства (соблюдение равенства всех граждан перед законом, охрана границ, обеспечение стабильности валюты и т.д.), способствуя тем самым активному перераспределению полномочий между центром и местами, возлагая на территориальные органы управления ответственность за принятие конкретных решений по вопросам реформ в их регионах. С другой стороны, такая реорганизация власти должна сохранять вертикальную ответственность нижестоящих органов управления, препятствовать их атомизации и обеспечивать надежные формы контроля за деятельностью всех структур,задействованных в принятии и осуществлении решений. Таким образом, можно будет не только сохранить необходимую обществу централизацию управления, но и решить более общую задачу – обеспечение зависимости государства от гражданского общества. (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев)

_______________________________________________________________________________

13. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «политическая си­сте­ма общества»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее информацию о под­си­сте­мах политической системы;

− одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее сущность любой под­си­сте­мы политической системы.

 

14. Политические пар­тии играют важ­ную роль в об­ще­ствен­ной жизни де­мо­кра­ти­че­ско­го общества. На­зо­ви­те любые три функ­ции политической пар­тии в по­ли­ти­че­ской системе об­ще­ства и про­ил­лю­стри­руй­те каждую из них кон­крет­ным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

 

15. В стра­не Z пра­ви­тель­ство фор­ми­ру­ет­ся по­ли­ти­че­ской пар­ти­ей или бло­ком пар­тий, по­бе­див­ших на вы­бо­рах. Де­пу­тат­ские места (ман­да­ты) в На­род­ном Со­бра­нии рас­пре­де­ля­ют­ся между по­ли­ти­че­ски­ми пар­ти­я­ми в за­ви­си­мо­сти от на­бран­ных ими го­ло­сов при усло­вии, что эти пар­тии пре­одо­ле­ли 9%-ный из­би­ра­тель­ный ба­рьер.

Ука­жи­те любой прин­цип де­мо­кра­ти­че­ско­го из­би­ра­тель­но­го права. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся из­би­ра­тель­ная си­сте­ма стра­ны Z? Как на­зы­ва­ет­ся дру­гой тип из­би­ра­тель­ной си­сте­мы? Ука­жи­те одно раз­ли­чие между двумя из­би­ра­тель­ны­ми си­сте­ма­ми.

 

16. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическая деятельность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: