Планируемые итоги освоения курса.
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении по курсу астрономия в школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
· чувство гордости за российскую астрономическую науку, достижения в области космонавтики, гуманизм, целеустремленность;
· готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, к повышению общекультурного уровня;
· умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения программы курса «Юный астроном» являются:
· использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т. д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
· использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
· умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
· умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
· использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
В области предметных результатов
· научиться давать определения изученным понятиям;
· разъяснять основные положения изученных теорий и гипотез;
· описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты;
· классифицировать изученные объекты и явления, самостоятельно выбирая основания классификации;
· наблюдать и интерпретировать результаты самостоятельно проводимых наблюдений, астрофизических явлений, протекающих в природе;
· обобщать знания о Вселенной, полученные из различных источников и делать обоснованные выводы о их закономерностях;
· структурировать учебную информацию;
· интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать её научную достоверность;
· объяснять принципы действия телескопов, других приборов и технических устройств, с которыми проводятся астрономические наблюдения, и способы обеспечения безопасности при их использовании;
· самостоятельно добывать новое для себя астрофизическое знание, используя для этого доступные источники информации;
· применять приобретённые знания по курсу «Юный астроном» для решения практических задач, встречающихся в повседневной человеческой жизни, для рационального природопользования и охраны окружающей среды;
· прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с развитием космонавтики и астрофизики;
· самостоятельно планировать и проводить астрономические наблюдения, соблюдая правила безопасной работы со специальным оборудованием;
· оказывать первую помощь при травмах, связанных с наблюдениями на открытом пространстве.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение в астрономию (4ч)
Предмет астрономии.
Особенности астрономических наблюдений. Звёзды и созвездия.
Небесные карты.
История календаря.
Строение Солнечной системы (3ч)
Развитие представлений о Солнечной системе.
Определение расстояний до тел Солнечной системы.
Физическая природа тел Солнечной системы (5ч)
Общая характеристика тел Солнечной системы.
Планета Земля. Луна.
Планеты земной группы.
Планеты-гиганты. Плутон.
Малые тела.
Солнце и звезды (3ч)
Общие сведения о Солнце.
Строение Солнца и его атмосферы.
Солнце и жизнь Земли.
Физическая природа звезд. Диаграмма "спектр-светимость".
Двойные звезды. Эволюция звёзд. Новые и сверхновые звезды.
Наша Галактика.
Другие галактики.
Формы организации учебного процесса:
• Урок.
• Конференция.
• Семинар.
• Дистанционные и Интернет проекты.
В преподавании курса используются следующие технологии обучения:
- Технология проблемного обучения.
- ИКТ технология.
- Технология проектного обучения.
Тематическое планирование кружка «Юный астроном»
№п/п | Основное содержание | Основные понятия | Вид деятельности учащихся | Дата проведения |
Введение в астрономию (4ч) | ||||
1 | Предмет астрономии. Особенности астрономических наблюдений. | Обсерватории, телескопы. Звезды | Знакомство с устройством телескопа | |
2 | Звёзды и созвездия. | Понятие о созвездиях. Созвездия, которые всегда видны в данной местности. Созвездия, которые мы никогда не видим на своем небе. | Наблюдение за видом звёздного неба (виртуальный планетарий | |
3 | Небесные карты | Сириус – самая яркая звезда. Весенний, летний, осенний, зимний треугольники | Практическая работа с подвижной картой звездного неба | |
4 | История календаря. | История календаря - история культуры народов | Отчёт о выполнении проекта «История календаря» | |
Строение Солнечной системы (3ч) | ||||
5 | Первоначальные представления о Солнечной системе. | Геоцентрическая система. К. Птолемей и его научные труды. | Работа в рамках проекта «Развитие взглядов на строение Солнечной системы» | |
6 | Развитие представлений о Солнечной системе. | Гелиоцентрическая система. Н. Коперник и его научные труды | Работа в рамках проекта «Развитие взглядов на строение Солнечной системы» | |
7 | Определение расстояний до тел Солнечной системы. | Методы определения расстояний: а) по III закону Кеплера; б) радио и лазерная локация, в) метод горизонтального параллакса; астрономическая единица | Практическая работа по определению расстояния до небесных тел | |
Физическая природа тел Солнечной системы (5ч) | ||||
8 | Происхождение планет. Общая характеристика тел Солнечной системы. | Планеты, спутники планет, малые тела солнечной системы | Изучение компьютерной модели Солнечной системы | |
9 | Планеты земной группы. | Общая характеристика атмосферы, поверхности планет | Компьютерное моделирование условий видимости планет | |
10 | Луна. | Физические условия на Луне. Движение Луны. Поверхность Луны. Реголит. | Наблюдение Луны и её фаз, наблюдение смены сезонной видимости звёздного неба | |
11 | Планеты-гиганты. Плутон. | Общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца | Составление таблицы «Солнечная система | |
12 | Малые тела. | Движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты. Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды. Метеорные потоки | Подготовка сообщений о физической природе небесных тел с использованием ИКТ и Интернет | |
Солнце и звезды (3ч) | ||||
13 | Общие сведения о Солнце. Солнце – ближайшая звезда. | Солнце – ближайшая звезда. Представление древних о нашем дневном светиле | Ориентироваться на местности по солнцу Составление отчёта о наблюдении на местности | |
14 | Наша Галактика. | Галактика. Млечный путь. Вращение, строение и состав Галактики. | Работа с учебником: что такое Млечный Путь? Как открыли нашу галактику? | |
15 | Другие галактики. | . Галактики. Их классификация | Изучение справочных материалов | |
16 | Итоговое занятие |