Тематическое планирование кружка «Юный астроном»

Планируемые итоги освоения курса.

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении по курсу астрономия в школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

· чувство гордости за российскую астрономическую науку, достижения в области космонавтики, гуманизм, целеустремленность;

· готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, к повышению общекультурного уровня;

· умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами освоения программы курса «Юный астроном» являются:

· использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т. д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

· использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

· умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

· умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

· использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

 В области предметных результатов

· научиться давать определения изученным понятиям;

· разъяснять основные положения изученных теорий и гипотез;

· описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты;

· классифицировать изученные объекты и явления, самостоятельно выбирая основания классификации;

· наблюдать и интерпретировать результаты самостоятельно проводимых наблюдений, астрофизических явлений, протекающих в природе; 

· обобщать знания о Вселенной, полученные из различных источников и делать обоснованные выводы о их закономерностях;

· структурировать учебную информацию;

· интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать её научную достоверность;

· объяснять принципы действия телескопов, других приборов и технических устройств, с которыми проводятся астрономические наблюдения, и способы обеспечения безопасности при их использовании;

· самостоятельно добывать новое для себя астрофизическое знание, используя для этого доступные источники информации;

· применять приобретённые знания по курсу «Юный астроном» для решения практических задач, встречающихся в повседневной человеческой жизни, для рационального природопользования и охраны окружающей среды;

· прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с развитием космонавтики и астрофизики;

· самостоятельно планировать и проводить астрономические наблюдения, соблюдая правила безопасной работы со специальным оборудованием;

· оказывать первую помощь при травмах, связанных с наблюдениями на открытом пространстве.

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 

 Введение в астрономию (4ч)

Предмет астрономии.

Особенности астрономических наблюдений. Звёзды и созвездия.

Небесные карты.

 История календаря. 

 

Строение Солнечной системы (3ч)

Развитие представлений о Солнечной системе.

Определение расстояний до тел Солнечной системы.

 

 

Физическая природа тел Солнечной системы (5ч)

 Общая характеристика тел Солнечной системы.

Планета Земля. Луна.

 Планеты земной группы. 

Планеты-гиганты. Плутон.

Малые тела.

 

Солнце и звезды (3ч)

Общие сведения о Солнце.

Строение Солнца и его атмосферы.

Солнце и жизнь Земли.

Физическая природа звезд. Диаграмма "спектр-светимость".

Двойные звезды. Эволюция звёзд. Новые и сверхновые звезды. 

Наша Галактика.

Другие галактики. 

 

Формы организации учебного процесса:

 • Урок.

  • Конференция.

 • Семинар.

 • Дистанционные и Интернет проекты.

    В преподавании курса используются следующие технологии обучения

- Технология проблемного обучения.

 - ИКТ технология. 

- Технология проектного обучения.

 

 

Тематическое планирование кружка «Юный астроном»

 

№п/п Основное содержание Основные понятия Вид деятельности учащихся Дата проведения

                                                         Введение в астрономию (4ч)

1 Предмет астрономии. Особенности астрономических наблюдений.    Обсерватории, телескопы. Звезды Знакомство с устройством телескопа  
2 Звёзды и созвездия.      Понятие о созвездиях. Созвездия, которые всегда видны в данной местности. Созвездия, которые мы никогда не видим на своем небе.   Наблюдение за видом звёздного неба (виртуальный планетарий  
3 Небесные карты Сириус – самая яркая звезда. Весенний, летний, осенний, зимний треугольники   Практическая работа с подвижной картой звездного неба    
4 История календаря.       История календаря - история культуры народов Отчёт о выполнении проекта «История календаря»  

Строение Солнечной системы (3ч)

5 Первоначальные представления о Солнечной системе.   Геоцентрическая система. К. Птолемей и его научные труды.   Работа в рамках проекта «Развитие взглядов на строение Солнечной системы»    
6 Развитие представлений о Солнечной системе.   Гелиоцентрическая система. Н. Коперник и его научные труды Работа в рамках проекта «Развитие взглядов на строение Солнечной системы»    
7 Определение расстояний до тел Солнечной системы.   Методы определения расстояний: а) по III закону Кеплера; б) радио и лазерная локация, в) метод горизонтального параллакса; астрономическая единица   Практическая работа по определению расстояния до небесных тел  

                                        Физическая природа тел Солнечной системы (5ч)

8 Происхождение планет. Общая характеристика тел Солнечной системы.   Планеты, спутники планет, малые тела солнечной системы   Изучение компьютерной модели Солнечной системы  
9 Планеты земной группы.    Общая характеристика атмосферы, поверхности планет   Компьютерное моделирование условий видимости планет  
10 Луна. Физические условия на Луне. Движение Луны. Поверхность Луны. Реголит.   Наблюдение Луны и её фаз, наблюдение смены сезонной видимости звёздного неба      
11 Планеты-гиганты. Плутон.   Общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца   Составление таблицы «Солнечная система  
12 Малые тела.     Движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты. Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды. Метеорные потоки   Подготовка сообщений о физической природе небесных тел с использованием ИКТ и Интернет  

                                                               Солнце и звезды (3ч)

13 Общие сведения о Солнце. Солнце – ближайшая звезда.   Солнце – ближайшая звезда. Представление древних о нашем дневном светиле Ориентироваться на местности по солнцу Составление отчёта о наблюдении на местности  
14 Наша Галактика.     Галактика. Млечный путь. Вращение, строение и состав Галактики.    Работа с учебником: что такое Млечный Путь? Как открыли нашу галактику?     
15 Другие галактики. . Галактики. Их классификация Изучение справочных материалов  
16 Итоговое занятие      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: