В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание

Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности к изучению предмета в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Показатели «предметной» готовности к изучению данного курса основываются на показателях ожидаемой подготовки. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей в начальной школе. Большинство детей 10-11 лет уверенно демонстрирует достижение описанного уровня готовности. Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, а всего лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы. В перспективе, после экспериментальной отработки, предполагается введение этих показателей в систему планируемых результатов освоения программы, что будет способствовать выравниванию стартовой подготовки учащихся.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

Стартовая работа: (проводится в начале сентября) позволяет определить уровень знаний, необходимый для обучения.

Для диагностики теоретических знаний разрабатываются поурочные тесты на бумажных носителях и анкеты, результат в которых оценивается словами «молодец», «классно», «ура»,«спасибо», «молодец», «поздравляю»; тестовые задания предлагаются всех видов тестов:

- множественный выбор (с единственным правильным ответом и с несколькими правильными ответами);

- заполни пропуски;

- верно/неверно;

- соотнеси;

- краткий ответ.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения и может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза имеющейся информации), а также в формах сбора данных (в том числе – с помощью итоговых тестов) или демонстрации примеров применения полученных знаний и освоенных способов деятельности; возможна также любая комбинация этих форм. В предлагаемой технологии обучения итоговое оценивание строится на принципах:

  • раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке, связанного с таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно» и повышенных уровней подготовки, связанных с таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью взрослых и/или сверстников»;
  • оценивания методом «сложения», который предполагает использование системы дополнительного поощрения учащихся за превышение базового уровня требований;
  • кумулятивной (накопительной) оценки;
  • открытости и реалистичности норм и критериев;
  • гибкости норм и критериев;
  • признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
  • признания права учащегося на до-сдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании – на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения более высоких уровней учебных достижений.

С целью проведения текущего оценивания учителям начальной школы рекомендуется использовать следующие методы оценивания.

Оценка

защита проекта

наблюдение

самооценка

бальная шкала

Педагогическое наблюдение.

Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных:

  • Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания учителя об ученике фрагментарны и мало структурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается.
  • Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.
  • Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.
  • Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.
  • Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.

Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны, и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ. Данные наблюдений могут быть зафиксированы в портфолио вашего ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Сборный портфель), составленных согласно программе по каждому модулю ОРКСЭ. Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:

«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);

«/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;

«-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.

Ведение бальной сетки.

Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу по которой будут начисляться баллы. Например:

  • активная работа на уроке — 1 балл,
  • выполнение домашнего задания — 2 балла,
  • активное участие в групповой работе — 2 балла,
  • выполнение творческого задания — 3 балла,
  • выполнение дополнительного задания — 3 балла,
  • составление проекта — 4 балла и т. д.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: