Система оценивания в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» образовательная организация самостоятельна в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое). При оценивании уровня подготовки обучающихся учитель руководствуется требованиями, зафиксированными в Положении о системе оценок, формах и сроках проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся (разработанными и утвержденными на базе ОО)

По курсу ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценивания уровня подготовки обучающихся (Письмо Министерства образования и науки РФ от 22.08.2012 №08-250, Письмо Департамента образования и науки Кемеровской области от 04.09.2012 №4901/06).

Уроки по курсу ОРКСЭ – уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры, религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

Задачи:

  • личностно ориентированное взаимодействие учителя и детей;
  • ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
  • учет индивидуальных способностей детей;
  • развитие самостоятельности и активности детей;
  • формирование учебно-познавательной мотивации учащихся.

Оценка результатов предусмотрена в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся. Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности обязательно для всех обучающихся) представляются в форме реферата, презентации или творческой работы любого вида.

Учащиеся должны уметь: понимать задачу, ставить, проблему, находить информацию, несколько вариантов решения проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, связно излагать материал, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы, анализировать собственные достижения.

Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (запись в журнале - изучено/не изучено, зачет/незачет).

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Предметные результаты:

-знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Тесты, составление словарей терминов и понятий, защита проектов.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Творческие работы, проектная деятельность, участие в конференциях, диспуты, ролевые игры,- тесты, тренинги.

Личностные качества:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Карта наблюдений, диагностика качеств личности, портфолио.

Формы контроля знаний:

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

 участие в проектах;

 подведение итогов урока;

 творческие задания;

 зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

 мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

 самооценка события, происшествия;

 дневники достижений;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

 «найди отличия» (можно задать их количество);

 «на что похоже?»;

 поиск лишнего;

 «лабиринты»;

 упорядочивание;

 «цепочки»;

 хитроумные решения;

 составление схем-опор;

 работа с разного вида таблицами;

 составление и распознавание диаграмм;

 работа со словарями;

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

 «преднамеренные ошибки»;

 поиск информации в предложенных источниках;

 взаимоконтроль;

 «ищу ошибки»

 КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

 составь задание партнеру;

 отзыв на работу товарища;

 групповая работа по составлению кроссворда;

 «отгадай, о ком говорим»;

 диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

 «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:

1.Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

4. Оценивать можно только то, чему учат.

5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: