Вариант №2
1. Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития? 1)экология; 2) анатомия; 3) эволюционное учение; 4) генетика.
2. Примером применения экспериментального метода исследования является: 1) описание строения нового растительного организма;
2) сравнение двух микропрепаратов с различными тканями;
3) подсчёт пульса у человека до и после нагрузки;
4)формулирование положения на основе полученных фактов.
3. Половое размножение осуществляется при помощи…
1) соматических клеток; 2) гамет; 3) спор; 4) цист.
4. Какой абиотический фактор среды вызывает миграцию птиц?
1) высота снежного покрова; 2) изменение рельефа; 3) обилие паразитов; 4) длина светового дня.
5.
Как называют способ вегетативного размножения растений, изображённый на рисунке? 1) размножение с помощью видоизменённого побега; 2) размножение с помощью листового черенка; 3) размножение прививкой; 4) размножение отводками. |
|
|
6. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Объект | Процесс |
Зигота | Дробление |
… | Образование заростка |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) гамета; 2) циста; 3) почка; 4) спора.
7. Установите соответствие:
ХАРАКТЕРИСТИКА | ФОРМА ИЗМЕНЧИВОСТИ |
А. способствует одновременному приспособлению большинства организмов к конкретным условиям среды; Б. возникшие изменения передаются потомкам; В. возникшие изменения не передаются потомкам; Г. не вызывает изменения генотипа; Д.является материалом для естественного отбора; Е. возникает стихийно и вызывает изменения в генотипе | 1) наследственная 2) ненаследственная (модификационная) |
8. Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу по теме: РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
В природе существует два способа размножения: __________ (А) и __________ (Б). Первый способ связан с __________ (В), происходящим в результате слияния мужских и женских гамет. Биологическим смыслом второго является сохранение наследственной информации материнского организма у потомков. В основе этого способа лежит деление клеточных ядер, которое называется __________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) вегетативное; 2) митоз; 3)половое; 4) дробление;
|
|
5) бесполое; 6) оплодотворение; 7) партеногенез; 8) мейоз.
9. Прочитайте текст и выполните задание по теме: ПРЯМОЕ И НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
В природе существует два типа развития организмов: прямое и непрямое (метаморфоз). Прямое развитие происходит без превращений.
В этом случае вновь появившийся на свет организм отличается от взрослой особи только размерами, пропорциями и недоразвитием некоторых органов. Такое развитие наблюдается у ряда насекомых, рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Так, из вороньего яйца вылупляется на свет беспомощный, слепой и голый птенец, а человек рождает маленького ребёнка, не умеющего ходить, говорить и т.д.
У насекомых, таких как кузнечики, саранча, тля, из яйца выходит личинка, похожая на взрослую особь, которая растёт, линяет и превращается во взрослое насекомое или имаго.
При развитии с превращением из яйца появляется личинка, не похожая на взрослый организм. Такое развитие называется непрямым, или развитием с метаморфозом, т.е. постепенным превращением организма во взрослую особь. Личинки растут, питаются, однако в большинстве случаев они не способны к размножению. Развитие с неполным превращением характерно для ряда насекомых и земноводных. У насекомых при развитии с полным превращением особь проходит несколько последовательных стадий, отличающихся друг от друга образом жизни и характером питания. Например, у майского жука из яйца выходит гусеница, которая имеет червеобразную форму тела. Затем гусеница после нескольких линек превращается в куколку (неподвижная стадия). Куколка не питается, а развивается через некоторое время во взрослое насекомое. Способы добывания пищи у гусеницы и взрослого жука различны. Гусеница питается подземными частями растений, а жук – листьями. У некоторых видов взрослые особи вообще не питаются, а сразу приступают к размножению.
Среди позвоночных животных развитие с метаморфозом происходит
у земноводных.
Используя содержание текста «Прямое и непрямое развитие организмов», ответьте на следующие вопросы.
1) Какие стадии развития проходят насекомые с полным превращением?
2) Каковы различия во внешнем и внутреннем строении головастика и лягушки? Приведите два примера.
3) В чём заключается преимущество развития с метаморфозом?
10. Открытый вопрос: Каково влияние алкоголя на организм человека?