Глава 1. Понятие педагогической технологии

РЕФЕРАТ

на тему:

  «Педагогическая технология и проблема ее выбора»

Выполнила: Кадочникова Венера Винеровна

Специальность: Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Начальное образование. Дошкольное образование.

Руководитель: Жданов Василий Владимирович

 

Челябинск

 2020 г.

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3

1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ………………5

2. ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ …...6

3. СОВРЕМЕННЫЕ АВТОРСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ …………………………………8

Заключение ………………………………………………………………….16

Список литературы ………………………………………………………18

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. С 80-х годов прошлого века отечественная школа взяла курс на демократизацию и гуманизацию образовательного процесса. Образцом стала для методистов и педагогов-практиков во многом стала школа США и Западной Европы. Одним из нововведений в нашем образовательном процессе явилось применение педагогических технологий. Сегодня педагогические технологии становятся частью современного образовательного процесса, помогающей учителю повысить мотивацию учащихся к работе, разнообразить формы обучения и, главное, развить у учащихся необходимые компетенции. Но, к сожалению, современный учитель зачастую сталкивается с рядом трудностей при выборе необходимых педагогических технологий.

Первый ряд трудностей связан с тем, что абсолютное большинство практикующих учителей получило педагогическое образование, ориентированное на работу в советской традиционной школе, поэтому многие из нас вынуждены самостоятельно учиться выбирать и применять педагогические технологии, что бывает достаточно сложно, поскольку большое количество технологий относительно недавно стали использоваться отечественными педагогами и, таким образом, не до конца соответствуют состоянию российской школы. Абсолютное большинство педагогических технологий (технология проектов, кейс-стади, различные виды дебатов) опирается на активную, часто самостоятельную, работу учащихся (самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60-90% учебного времени). В то время как наши ученики до сих пор ожидают работу по репродуктивной системе, обладают заниженной мотивацией к получению знаний и развитию своих способностей, испытывают психологический дискомфорт при необходимости публичного выступления.

Стоит отметить недостаток в свободной продаже, в школьных библиотеках серьезной методической литературы, обучающей процессу работы по различным педагогическим технологиям. Большинство представленной литературы является самообобщенным опытом педагогов-новаторов, неподтвержденным серьезными методическими исследованиями. Фундаментальными здесь можно считать труды таких ученых как Г.К. Селевко [13], В.С. Кукушина [7], В.П. Беспалько [2] и других.

Цель исследования – установить сущностные характеристики такого понятия, как «педагогическая технология», выявив те технологии, которые приводят к наилучшим результатам.

Задачи исследования:

· изучить научную литературу, раскрыв понятие «педагогические технологии» и составляющие этого понятия;

· рассмотреть признаки и классификацию педагогических технологий;

· обозначить современные авторские педагогические технологии.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы, цитирование, сравнение, обобщение.

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В данной главе мы выясним суть понятия «педагогическая технология», а также его составляющих - «технология» и «технология обучения».

Педагогические технологии имеют два источника. Первый источник - производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным способом технику и человека, составляющие систему «человек - техника - цель». В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала в процессе производства продукции. Можно привести и другие определения этого понятия, но, в сущности, все они отражают основные характерные признаки технологии: технология - категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; технология направлена на проектирование и использование эффективных экономических процессов.

Второй источник - сама педагогика. Еще А.С. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством», ставил проблемы разработки «педагогической техники». Он отмечал, что наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка [9].

Массовую разработку и внедрение педагогических технологий исследователи этой проблемы относят к середине 50-х годов и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами. С точки зрения В.П. Беспалько, педагогическая технология (или более узко - технология обучения) является составной (процессуальной) частью системы обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения [2]. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «как учить» с одним существенным дополнением «как учить результативно».

Развитие конкретной личности настолько индивидуально и настолько зависит от стечения жизненных обстоятельств, что трудно представить себе формализованное описание конкретных педагогических технологий, с помощью которых идет преобразование личности. Тем не менее, в науке непрерывно предпринимаются попытки подобного определения «педагогической технологии» как системы или системного метода. Например, ЮНЕСКО трактует «педагогические технологии как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, а также их взаимодействие, ставящее своей задачей оптимизацию форм образования».

М.И. Махмутов раскрывает смысл понятия педагогической технологии, говоря, что технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели. В данном определении педагогической технологии внимание обращается на структуру взаимодействия учителя и учащихся - этим определяются и способы воздействия на учащихся, и результаты этого воздействия. Без педагогически развитого мышления, без учета многих факторов педагогического процесса, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся любая технология не выполнит своего назначения и не даст должного результата. «Запрограммированный» и означает, что прежде чем применять ту или иную технологию, необходимо изучить все ее особенности. Выяснить, на что она направлена, во имя чего применяется, каким педагогическим концепциям соответствует, какие задачи она может помочь решить в определенных условиях учителю [10].

Рассмотрим другие определения педагогической технологии:

- педагогическая технология, считает Б.Т. Лихачев, - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [8];

- И.П. Волков трактует понятие педагогической технологии как описание процесса достижения планируемых результатов обучения [4];

- с точки зрения Б.В. Пальчевского педагогическая технология - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций [12].

Исходя из приведенных выше определений, можно сделать вывод что, педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Анализ отечественной научно-теоретической литературы (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко) позволил сделать вывод о том, что педагогическая технология связана с системным подходом к образованию, охватывает все элементы педагогической системы: от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности. Эффективность дидактического процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий, чаще традиционно называемых организационными формами и методами обучения. Педагогические технологии следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, как систему способов и средств достижения целей управления этим процессом.

Мы, вслед за В.П. Беспалько [2], Г.К. Селевко [13], под педагогической технологией понимаем упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях педагогического процесса. Педагогическая технология есть комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения. Следовательно, технология обучения - это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в профессиональной и общекультурной компетентности и развитии личности студентов.

Понятие технологии обучения создает оптимальные условия для достижения высокой эффективности, которая невозможна без системного подхода к организации образовательного процесса, широкой компьютеризации, применения технических средств обучения, без современных методов обучения, особенно активных, а также без кадров, обладающих квалификацией, отвечающей требованиям современной технологии обучения. Таким образом, преподаватель перестает быть только одним из основных источников информации, а, сохраняя свои функции воспитателя, становится организатором и творцом новых по своей сущности условий успешного приобретения знаний, умений и навыков.

Поскольку центральной фигурой в процессе образования является обучающийся, то технологии обучения занимаются организацией оптимальных условий, которые способствуют процессу усвоения знаний, приобретения умений и выработке навыков. Таким образом, технологии обучения становятся технологией творческой деятельности и способствуют достижению педагогического мастерства.

Итак, в нашем исследовании под педагогической технологией мы будем понимать упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях педагогического процесса.

 

 

Глава 2. ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В данной главе для описания таких сложных объектов, как педагогические технологии мы рассмотрим их основные признаки, а также классификацию педагогических технологий.

Исходя из определений, которые мы описали в предыдущей главе, можно выделить основные признаки технологии. Во-первых, технология определяется как деятельность, деятельность учителя и учащихся, во-вторых, эта деятельность обязательно опирается на педагогические законы и закономерности, в-третьих, обучающая и учебная деятельность предварительно тщательно проектируются, в-четвертых, она дает гарантированно высокий результат.

Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.

В.В. Юдин выделил следующие признаки педагогической технологии:

- четкость и определенность в фиксации результата;

- наличие критериев его достижения;

- пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, определяющая переносимость и повторяемость опыта [15].

Г.Е. Муравьева на основе анализа литературы выделяет основные признаки или характеристики технологии обучения как процедуры деятельности:

- целенаправленность;

- целостность;

- научная обоснованность;

- направленность на результат;

- планируемость;

- высокая эффективность;

- системность;

- комфортность для учителя и учащихся;

- законосообразность;

- проектируемость;

- надежность;

- гарантированность результата [11].

Е.О. Иванова указывает на то, что к наиболее важным признакам педагогических технологий относятся:

- педагогическая идея, то есть определенная методологическая, философская позиция (технология процесса передачи знаний и технология развития личности);

- фиксированная последовательность педагогических действий, операций, коммуникаций выстраиваемая в соответствии с целевыми установками, конкретным ожидаемым результатом;

- процесс взаимодействия учителя и учащихся с учетом их индивидуальных характеристик и дидактических принципов обучения;

- воспроизводство любым учителем элемента педагогической технологии, что гарантирует достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;

- диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности [5].

Очевидно, что одной из важнейших особенностей технологического подхода в образовании является наличие целей, дающих возможность педагогу оценивать свою работу и деятельность учащихся и оперативно вносить коррективы в образовательный процесс. Цели в педагогических технологиях конкретизируются. В результате конкретизации у учителя должна быть сформулирована цель, обладающая следующими характеристиками:

· логически увязанная с общими целями обучения, содержанием обучения, логикой предмета;

· измеряемая (в объеме приобретенных учащимися знаний, навыков, умений и т.д.);

· имеющая определенные рамки времени достижения.

М. В. Кларин, на основе анализа литературы, рассматривает основные способы постановки учебных целей:

· определение целей через изучаемое содержание.

Данный способ постановки целей является наиболее традиционным (например, «Изучить содержание параграфа…», «Изучить теорему…»). Сторонники технологического подхода к обучению считают такие цели явно недостаточными, поскольку очень трудно оценить, насколько она достигнута. Тем не менее, данные цели применимы, поскольку они указывают на содержание обучения;

· определение целей через деятельность учителя.

Подобная цель сосредоточена на деятельности учителя (например, «Ознакомить учащихся с …», «Продемонстрировать…»). Недостаток такой постановки цели состоит в том, что учитель, сосредоточившись на своей работе, не всегда имеет возможность оценить реальные результаты обучения, достигнутые учащимися. Таким образом, нетехнологический способ постановки целей не преодолен, а лишь замаскирован;

· постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития ученика.

Данные цели отражают общие образовательные цели (например, «Сформировать (развить) умение…», «Развить познавательную самостоятельность учащихся…»). Постановка таких целей возможна, но сопряжена с определенными трудностями. За один (и даже за несколько) урок невозможно достичь такую цель, как формирование навыка или умения, поэтому учителю будет сложно измерить достигнутый результат. Но такой способ постановки целей возможен при детальном уточнении того, что именно должно быть развито у учеников за ограниченный промежуток времени;

· постановка целей через учебную деятельность учащихся.

Такая формулировка целей вносит определенность в планирование и проведение урока (например, «Цель урока – решение (выполнение)…». Но и при такой постановке целей учителю бывает сложно определить конкретный результат, который достигли ученики.

Далее мы рассмотрим классификацию педагогических технологий.

Существует множество подходов к построению классификации педагогических технологий. Но в зависимости от характера среды (или условий) обучения все известные технологические способы обучения можно разделить на три группы:

· технологические способы, которые можно использовать в рамках традиционной классно-урочной системы (проблемное обучение, развивающее обучение, игра и другие);

· технологические способы, которые требуют организационной перестройки работы школы (концентрированное обучение, коллективный способ обучения и другие);

· технологические способы, которые требуют изменения содержания образования («диалог культур», вероятностное образование и другие).

Профессором Г.К. Селевко на основе рассмотрения педагогической технологии в научном аспекте и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения, обобщая различные классификационные подходы, дается следующая классификация педагогических технологий (которая считается наиболее распространенной в отечественной педагогической науке).

По уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие технологии.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.

По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальт-технологии, интериоризаторские, развивающие, суггестивные, нейролингвистические технологии.

По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений, навыков), операционные (формирование способов умственных действий), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), эвристические (развитие творческих способностей), прикладные (формирование действенно-практической сферы) технологии.

По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

По организационным формам: классно-урочные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективные способ обучения, дифференцированное обучение.

По подходу к ребенку: авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные (антропоцентрические), гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические технологии.

По преобладающему (доминирующему) методу: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие информационные (компьютерные) и другие технологии.

По категории обучающихся: массовая (традиционная школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и другие), технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.), виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика), технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

По направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, на основе эффективности организации и управления процессом обучения, на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, природосообразные, альтернативные, целостные технологии авторских школ [13].

Таким образом, в данной главе нами были рассмотрены признаки педагогических технологий, характеристики и способы постановки учебных целей, а также классификация педагогических технологий.

 

Глава 3. СОВРЕМЕННЫЕ АВТОРСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Ряд современных педагогических технологий возникли благодаря авторским методикам обучения различных педагогов-практиков. В данном параграфе мы рассмотрим некоторые из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: