Сказка «Зайкина избушка»

Как работать со сказками «Чтоб от сказок польза была»

Прокомментируйте то, о чем вы рассказываете.

Комментарий может быть очень простой: скажите «ай-ай-ай!» - вот и ясно ваше отношение к поступку (проступку) колобка

Задайте малышу вопросы:

-Почему убежал колобок?

-А можно ли было убегать одному в лес (вот он снова – основной мотив: чужой, чуждый и опасный, неизвестный край).

-С кем встретился колобок?

-От кого убежал?

-А кто его обхитрил?

-Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошёл один, а разве можно уходить одному?)

Для детей постарше:

-Обратите внимание малыша на то, что встречались колобку и хорошие звери… жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе… (Всё как у нас в жизни, не правда ли?)

-Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку/дедушку, которые там бывали (т.е. освоили эту

«чужую» территорию)? А ещё? (Не слушать лису, лисы такие

 хитрые…)

-Если ваш малыш говорить ещё не умеет – всё равно задавайте

вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечайте, как

будто просто рассуждаете вслух. Это отличный способ

акцентировать внимание. Например, после встречи

с зайчиком скажите: «И почему же колобок не побежал

назад к бабушке и дедушке? Зайчик – то хотел его съесть,

 а колобок не испугался! Ай-ай-ай! Нельзя, потому что...»

-Говорите кратко и ясно (как в сказке). Никаких

сложноподчинённых предложений: малыш

в них запутается. И – не ругайте колобка.

(мы не осуждаем детей, мы

обсуждаем и исправляем

неверные поступки!)

-Выразите главную мысль,

которую вы хотите донести

             до ребёнка («Наша Женя умница, она не убегает одна. А    лисичку Женя будет слушать? А песенки ей петь?»)

                Сделайте вывод в доступной для малыша форме. Суть его такова: ребёнка предупреждают- прежде чем куда – то пойти, надо подумать как следует, подготовиться, а ещё лучше-взять в спутники бабушку/дедушку, папу/маму. По сути, вам надо насторожить ребёнка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам. «Не будь, малыш, самонадеян – всегда найдётся тот, кто хитрее тебя.

 Конечно, делаете вы это не всё разом. Дети просят повторить одни и те же сказки по 30 раз, вот и пользуйтесь этим. Сказку -то мы рассказываем много – много раз. Когда «поайкайте», когда спросите, а когда и просто головой покачайте. Постепенно до малыша дойдёт суть, и он сам будет комментировать безрассудные действия колобка и давать «спасательные» советы.

-В колобка хорошо играть. Пусть иногда ваш колобок не сидит покорно на лисьем носу, пусть удирает во все лопатки.

-Не торопитесь конкретизировать сказку, лишить её волшебного ореола, сразу же приводя примеры из реальной жизни. Пусть сказка останется только сказкой. Как конкретно должен поступать в экстремальной ситуации ребёнок- будете учить потом, когда подрастёт. Сейчас ваша задача – заложить фундамент безопасности. Будет фундамент крепкий – и здание (знание!), возводимое на нём, не рухнет.

Побеседовать о волчках не поздно, когда ребёнку и 3, и 5 лет. Но тут вы можете углубить его знания по этой теме. Просто вспомните с дошколёнком другие народные сказки.

-А какие ещё сказочные герои путешествовали одни, без взрослых?

-Кто не послушался и попал в беду?

-А что надо было сделать этому герою?

-Кто спас его/её?

-Как бы ты поступил на его/её месте?

Как ты думаешь? – очень хороший вопрос, чаще

задавайте его детям.

Малыш должен усвоить: уходить, (убегать) без спросу

нельзя, разговаривать с незнакомыми людьми нельзя.

Добрый с виду незнакомец может оказаться злым,

опасным, может обидеть. Не заговаривай зубы - убегай.

 Народные сказки многословны. У каждой

 есть своя мораль, и не одна, из каждой

 можно (и нужно) сделать выводы.

 По сказкам, как по лесенке,

малыш идёт во взрослую

жизнь. Новый материал

(правила безопасного поведения)

          дети усваивают от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую – то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придётся столкнуться в реальной жизни.

 

    Тема с вариациями

Вы знаете, что существует множество вариаций сказок. Вот, например, «Теремок». В «натуральном» «Теремке» приходит Медведь – всем зверям пригнётыш – и разрушает теремок, а жители его разбегаются, кто куда – спасаются.

В других «теремочных» вариантах, например, мишка, сгорая от стыда, исправляется и строит с ними новый дом. Вроде бы всё неплохо, но.. В жизни так редко бывает. Чаще надо не надеяться на милость сильного, а ноги в руки – и бежать. Спасаться. Это должен усвоить маленький человек: удирать не стыдно, когда речь идёт о твоей жизни, когда на тебя напал тот, кто сильнее тебя.

Для освоения основ безопасности лучше будет основной вариант сказки, народный. Он не такой «приглаженный», зато каждое слово выверено, нет ничего лишнего, что способно отвлечь ребёнка или убаюкать его бдительность.

                            Инструкция по спасению

Рассказ одной мамы, которая была потрясена и обрадована результатом, когда её дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице её девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у неё то совочек, то ведёрко, то просто выталкивал с лучшего места. В общем, плакала она регулярно. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка». Прочитала (и не один раз), поговорили-обсудили, а потом даже поиграли (тоже не один раз). Дочка была петушком, которого утащила лиса, и другим петушком, который прогнал лису из избушки, а мама, соответственно, всеми остальными зверятами. Мама старалась беседовать

 по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась:

 1) звать на помощь; 2) постоять за себя.

Вот вопросы, которые помогли маме акцентировать внимание ребенка на том, что надо не хныкать,

Когда тебя обижают, а звать на помощь и

Обороняться самой.

Сказка «Зайкина избушка».

-Кто поселился в доме у зайчика?

-Кто хотел помочь зайчику, да

не смог?

-Почему убежали и собачка,

 и медведь?

-Кто выгнал лису? (Петушок)

           -Почему лиса петушка испугалась и убежала? (Он смело и громко кричал)

 

              Сказка «Кот, петух и лиса».

-Что делал петушок, когда его тащила лиса за темные леса?

-А как ты думаешь, почему он не заплакал, а стал громко кричать, звать на помощь?

И знаете, что малышка сделала, когда снова оказалась в злосчастной песочнице и ее снова стали толкать? Прибегла к самому надежному средству обороны, которое у нее имелось. Она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Причем визг у нее переходил в ультразвук, так что уши просто закладывало. Два-три солидарных визга - и больше на нее не нападали. Другие мамы предпочли вовремя останавливать своих боевых малышей, а те – не лезть: кому приятно, когда звенит в ушах от чужого вопля? Вот так сказка помогла.

Думаем, общий принцип «сказочных занятий» вам понятен, поэтому мы не будем подробно останавливаться на каждой сказке. Мы просто обратим ваше внимание на те полезные сказочные советы и выводы, которые должны усвоить малыши в районе двух-трех лет.

-Когда дома один – «не выглядывай в окошко».

-Доверяй, но проверяй.

-Зови на помощь – и помощь приедет.

-Помогай другим – и тебе помогут.

-Выход есть всегда. Безвыходных ситуаций не бывает.

 

Сказка-выручалка

Многие родители переживают, что не могут уделить своему ребенку достаточно внимания: то работа, то домашние дела время отнимают. И тут выручит вас сказка. Вы можете прекрасно провести время с сыном или дочкой, когда ваши руки заняты, а голова свободна. И поиграть, и попутно обсудить важные вещи, а заодно

и проверить, как ваша детка усваивает правила безо –

пасности.

А чтобы убедиться (убедить себя!), что это действительно

так, прямо сейчас вспомните сказку, которую любите

 вы и ваш ребенок. Запишите ее название. Записали?

-Теперь подумайте и решите, какие правила

безопасности поможет она вам пройти.

И как вы это будете делать. Запишите.

И дополните ваши записи после

того, когда прочтете эту статью.

Что вам осталось? Выполните

все, что вы придумали и

наметили.

 

                                          Игра

             «Угадай-ка»

               Просто задаете вопросы и вместе ищете ответ. А дети постарше могут задавать вопросы и вам.

Например:

-В какой сказке мальчик превратился в козленочка? Почему? А что ты будешь делать, если тебе пить захочется? Тебе мальчик из своего стакана предложит воду, ты попьешь? Почему?

-Давай вспомним, в какой еще сказке мальчик не слушался.

-Угадай, кто помог двум детишкам спастись от Бабы-Яги?

-Почему печка сначала не хотела девочке помочь, а потом помогла?

Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы».

Берете какую-то сказку, и – кто больше советов найдет?

Берете какой-то полезный совет, и – кто больше сказок назовет, где он встречается?

И пусть вам не кажется, что такие игры-обсуждения очень сложны для маленьких детей. Это как решать головоломки: от простой к сложной, и чем больше занимаешься – тем лучше получается.

Учите детей и учитесь с ними вместе. Обратите внимание: в сказках для самых маленьких очень много запретов. Потому что дети наивны и доверчивы. Они открыты миру, и наша – помочь, сделать так, чтобы доверчивость и открытость не обернулись во зло. Не ленитесь, учите детей уму-разуму.

 

Чтобы лучше запомнили

Простые правила:

-Прежде чем рассказывать-читать новую сказку, определите для себя: какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в ней.

- Рассказывайте сказки. Можно, кончено, и читать, но – устный

строй речи отличается: он более теплый, более доверительный…

- Покажите свое отношение к героям, к происходящим

событиям. Но вспомните: вы осуждаете не самого

сказочного героя, вы осуждаете его поступок. А

самого героя вы жалеете, восхищайтесь им и т.п.

- Не перестарайтесь. Не стоит увлекаться и рассказывать

историю страшным и заунывным голосом, рыдать

над бедным героем. Малыш перехватит вашу

реакцию и тогда уж точно перепугается.

Ваша задача – не испугать, а научит

 держать ушки на макушке.

-Обращайте внимание на

иллюстрации. У детей

эйдическая память (это значит

образная, яркая). Баба-Яга,

           созданная воображением ребенка, и нарисованная Баба-Яга –   вещи разные. Детская психика «подстраховывается»: она не создаст ужасно страшную картинку. А вот то, что малыш увидел,-так и будет стоять у него перед глазами.

-Задавайте вопросы. Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо). Он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо.

-Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное – не отойти от темы).

-Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.

-Повторяйте. Не старайтесь комментировать сказку каждый раз, когда ее читаете. Но время от времени возвращаться к такому обсуждению желательно.

-Закрепление пройденного проводите по-разному. Много времени и сил у вас это не отнимет. Нужно только одно: ваш хороший настрой.

Со сказкой можно поиграть

Игра- очень важный момент в жизни маленьких детей. Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе. Используйте детские игрушки. Берите подходящие игрушки и разыгрывайте всю сказку или короткие сценки из нее. Колобок – в правой руке, зайчик – в левой. «Колобок-колобок, а я тебя съем…» - «Не ешь меня, зайчик, я тебе песенку спою…» Спели и дальше покатились…

Сказочных героев не обязательно покупать в магазине. Вылепите их из пластилина. Нарисуйте и вырежьте из бумаги и картона.

Или сложите их из фантиков. И не обязательно добиваться стопроцентного сходства, главное, чтоб была какая

-то характерная для этого героя деталь. Очень

интересно играть, разместив сказочных героев

на пальцах. В магазинах продаются готовые, но вы можете

сделать и сами из пробок, коробочек, тряпочек и ниток.

Играть между делом

Предположим, вы вытираете пыль, готовите ужин

или гладите. А ваш маленький колобок

бегает следом и, соответственно

мешает. Самое время поиграть.

Говорите «Давай поиграем, ты

будешь козленком, а я твоей

мамой – козой. Вот наш дом.

Я ухожу, а ты смотри, никому

           дверь не открывай» Ребенок мгновенно примет условия игры  и, «заперев дверь», притихнет где-нибудь под столом. Вы, продолжая заниматься своими делами, «возвращаетесь», стучите, поете песенку, что «мама пришла, молочка принесла…». Ваш козленок дверь отпирает («чик-чик») и бурно радуется. В следующий заход вы можете спеть про пришедшую маму волчьим голосом. Как козленок поведет себя? Маленькая попутная беседа – и игра продолжается. Вы можете предложить малышу достать подходящие игрушки (например, еще шестерых козлят). У вас нет столько? Берите других зверят, более-менее похожих, прикрепите рожки, а детское воображение воссоздаст все остальное. Вы готовите ужин. Ребенок, естественно, крутится рядом - и мешает. Вы берете огурец и говорите: «Вот этот маленький огурчик будет у нас лягушкой, а картофелина, смотри, как медведь. Что-то я забыла, в какой сказке они встретились? Какие ещё зверята жили в теремке?» Или берете ложку, маленькую и побольше, и говорите: «Смотри, вот зайчик, вот лисичка. А вот кочан капусты, как будто зайкин домик. А где лисий дом?» Все, ребенок при деле, сказка (и полезный урок безопасности) начинается…

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: