Разработайте все материалы урока в текстовом файле

Как подготовить и провести дистанционный урок в период самоизоляции

Алена Маркова
учитель информатики ГБОУ города Москвы «Школа 1538», член кафедры инженерной предпрофессиональной подготовки

В статье – формы организации занятий в дистанционном режиме и рекомендации, как подобрать и разработать материалы.

 


Регионы России массово переходят в режим самоизоляции. Это значит, что обучение в дистанционном режиме продлится минимум до середины апреля. Минпросвещения разъяснило, как организовать дистанционное обучение (Методические рекомендации от 17.03.2020 и от 20.03. 2020 № б/н). В списке рекомендаций – сокращение времени урока до 30 минут. При этом требование пройти программу полностью к концу учебного года никто не отменял (ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В статье читайте, как организовать уроки в новом формате, чтобы все успеть и не нарушить СанПиН.



Выберите формат дистанционного урока

Начните с выбора формы дистанционного урока. Это может быть классическое дистационное занятие, онлайн-уроки или смешанная форма.

Онлайн-урок. Чтобы провести онлайн-урок, вам понадобится платформа для видеоконференций. Например, Skype или Zoom. Подробнее о различных платформах читайте в статье>>. В этом случае ученики подключаются к трансляции в режиме онлайн, и вы проводите урок как обычное классное занятие. Этот способ потребует от вас перестроить планы уроков так, чтобы уложить весь материал в рамки получасового урока. Плюсы этой формы – вы работаете с привычными материалами, лично общаетесь с учениками. Еще вы контролируете рабочую атмосферу на уроке, можете регулировать его темп, опираясь на возможности конкретного класса.

Если платформа видеоконференций позволяет записывать уроки, используйте эту возможность на каждом занятии. Сохраняйте и выкладывайте запись урока для тех учеников, которые не смогли в данный момент подключиться к трансляции.

Классический дистанционный урок. Если вы выбираете форму классического дистанционного урока, то задействуйте образовательные платформы. Например, готовые уроки из МЭШ, РЭШ и др. Список платформ, которые сейчас открыли бесплатный доступ к своим ресурсам, посмотрите в статье>>. Отправляйте видеоуроки, домашние групповые или индивидуальные задания ученикам прямо в системе. Средствами ресурса анализируйте индивидуальные результаты учеников и класса в целом. Минус такой формы работы – материал уроков и заданий на ресурсах общий, он не учитывает познавательные возможности конкретных учеников. Поэтому придется проанализировать большой объем материала, чтобы сделать обучение комфортным и результативным.

Смешанная форма. Оптимальный вариант организации дистанционного обучения – это смешанная форма. В этом случае вы готовите уроки опорой на собственные разбработки, а также привлекаете материал образовательных ресурсов. Это наиболее трудоемкий вариант, так как для каждого следующего урока вам нужно будет выбирать одну из форм или совмещать. Но в этом случае каждый урок будет индивидуальным и результативным.

ПРИМЕР.Подготовьте собственный материал к занятию: запишите видеофрагмент с объяснением нового материала, разработайте алгоритм или пошаговую инструкцию к выполнению задания, создайте файл с домашним заданием. Включите в урок задания из открытых образовательных ресурсов. Отправьте ученикам на почту файлы или ссылку на облачные сервисы, где предварительно разместите свои наработки по уроку.

 

Сложности могут возникнуть при проведении дистанционных уроков по предметам практической направленности. Например, уроков инженерной графики, черчения, 3d-моделирования. На таких занятиях ученик должен не просто выучить и освоить теоретический материал, а научиться применять его на практике. Например, уметь создать чертеж в программе, предназначенной для прототипирования и конструирования.

Пересмотрите структуру урока

Так как уроки в дистанционном образовании короче, чем обычные школьные уроки, часть этапов придется сократить или исключить. Например, онлайн-урок разбейте на 2 части: рассказ-общение и ответы на вопросы. В течение урока, не прерывайтесь на вопросы учеников и ответы на них. Так вы потеряете время, а ученики – ход мысли и концентрацию. Порекомендуйте ученикам вопросы писать в чат. В конце урока не забудьте ответить на вопросы ребят. Это можно сделать фронтально в режиме видеоконференции или индивидуально в чате. Посмотрите таблицу.

Этапы дистанционного урока

  Этап Комментарий
  Организационный этап Обязателен. Занимает 1–2 минуты, помогает настроиться на работу
  Проверка домашнего задания Необязательный этап: домашнее задание может отсутствовать, либо быть индивидуальным. Лучше заменить этот этап письменным комментарием к выполненным заданиям
  Целеполагание, постановка проблемы Этап будет обязательным или необязательным в зависимости от цели и задач урока. Если это практическое онлайн-занятие, то этап обязателен. Если онлайн-урок или дистанционный урок, то этап можно исключить
  Актуализация знаний Обязательный этап, чтобы структурировать материал и дать представление о его месте в курсе. Не должен занимать больше 1–2 минут
  Объяснение нового материала Обязательный этап. Может занимать до 90% от занятия в зависимости от выбранной формы
  Закрепление и отработка пройденного материала Обязательный этап урока, который можно вынести в зону самостоятельной работы учеников
  Оценивание Необязательный этап, так как реализовать работу на уроке с последующим формирующим оцениванием в режиме дистанционных занятий проблематично
  Рефлексия Обязательный этап. Оптимальная форма организации- анкетирование с закрытыми результатами. Результаты такого анкетирования доступны только ученику и педагогу

 

Разработайте все материалы урока в текстовом файле

Чтобы проводить дистанционные уроки и педагог, и ученики должны иметь компьютер, стандартный набор программ, стабильное подключение к сети Интернет, веб-камеру, устройство ввода-вывода звука. На этом этапе могут возникнуть технические проблемы. Например, нет веб-камеры у учителя и невозможно снять свой материал, у ученика низкая скорость соединения и др. Поэтому для каждого дистанционного урока готовьте материал в виде текстового файла. Пользуйтесь возможностями пакета программ Microsoft Office или аналогичным. Разместите такие файлы в облачном хранилище и оправьте ссылки на них ученикам. Доступ к материалам ученик сможет получить даже со смартфона. Так вы застрахуете себя и школьников от невозможности получить материалы занятия. Файлы должны содержать текст объяснения темы урока, набор заданий для отработки навыков, домашнее задание. Такие материалы сопровождайте иллюстрациями.

Если по техническим причинам не удается провести запланированную видеоконференцию, измените формат урока. Воспользуйтесь заранее подготовленными файлами по теме занятия, отправьте файлы ученикам. Предложите школьникам обратным письмом прислать вам выполненные задания по теме.




double arrow
Сейчас читают про: