Культура и культурная коммуникация

В культурной антропологии взаимоотношения разных культур называются межкультурной коммуникацией (МКК), которая подразумевает обмен между различными культурами продуктами их деятельности, осуществляемый в различныхформах.

Коммуникация (лат. communicatio от communicare- делать общим, связывать; форма связи, путь сообщения) в рамках нашего предмета может быть охарактеризована как специфическая форма взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности, позволяющая передавать и принимать разнообразнейшую информацию с помощью языка или других сигнальных средств связи.

Коммуникацией является и непосредственная беседа, и телевизионная программа, и передача сигналов со спутника, и наш внешний облик, и публицистическая статья и т.п.

Если обратиться к представлениям о коммуникации как о явлении, то коммуникацией является социальное взаимодействие, осуществляемое с помощью сообщений. Рассматривая коммуникацию с позиций протекания процесс, мы говорим о передаче информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (группы) к другому или другим главным образом посредством символов. Если мы полагаем, что под коммуникацией следует понимать способ ее реализации, то в этом случае мы полагаем, что это способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию.

Для осуществления любого рода коммуникации необходимы следующие условия:

· наличие определенных элементов (отправитель и получатель, сообщение)

· возможность реализации механизмов ее функционирования (канал связи, определенные отношения между передающей и принимающей сторонами).

Изначально теория коммуникации складывалась как междисциплинарное направление, находящееся на стыке таких наук:

· как семиотика (знаковые системы, естественные и искусственные языки);

· лингвистика (проблемы вербальной коммуникации);

· паралингвистика (невербальное общение);

· социология (функциональные особенности общения социальных групп, уровни, виды, цели коммуникации);

· этнография (бытовые и культурологические особенности общения в этнических сообществах);

· социолингвистика (социальная природа языка и особенности);

· психология и психолингвистика (факторы способствующие передаче и восприятию информации, причины, затрудняющие этот процесс, мотивацию);

· кибернетика (общие принципы создания систем управления, информационная теория, теория распознавания объектов).

Культурологическая теория коммуникации, разработанная Г.М. Мак-Люэном и
А. Молем, рассматривает массовые коммуникации и создаваемую ими культуру как новый этап социального общения. Новые средства сообщения делают информацию окружающей средой человека, средой его обитания, погружаясь в которую, человек получает способность вмещать в себя все человечество. Но средства связи не просто передатчики информации, они активно влияют на сознание, структурируя и кодифицируя реальность. СМИ вырабатывают стереотип мозаичного восприятия окружающего мира, человек с позиций самосохранения должен понять природу современных средств коммуникации.

Культурологические подходы основаны на традициях анализа, принятых в философии, антропологии, лингвистике. Возможности общечеловеческой коммуникации зиждятся на осознании духовной общности (способности раскрывать в себе чувство другого), которую теоретики «персонализма» рассматривали как акт взаимопонимания, как творческие контакты личностей.Среди персоналистов можно упомянуть имена К.Ясперса(1883-1969), Юргена Хабермаса(1929)., Н.Бердяева(1874-1948). Основой этого философского течения является признание первичности и главенствующей ценности культуры – творческой личности. Единство и целостность культуры предполагает множественность индивидуально-личностных интерпретаций при наличии в каждой личности резерва скрытой трансценденции, благодаря которой возможен прорыв к высшим божественным ценностям – Истине, Благу, Красоте.

Коммуникация и общение являются важнейшей стороной жизни человека и, следовательно, частью культуры, реализуя коммуникативную, информационную функции культуры, касаясь человекотворческой функции (как социализации и инкультурации), через которые человек становится частью своего народа и культуры. Приобщаясь к историческому прошлому через традиции, обычаи, особенности поведения; через ценностную (аксиологическую) функциональную составляющую культуры, познавательную функцию культуры индивидуум обретает статус человека-личности, творца, деятеля созидателя культуры.

В зависимости от специфики культурных различий, в частности, различий в культурном коде, в межкультурной коммуникации принято различать коллективистский и индивидуалистский виды культуры.

Коллективистские культуры распространены преимущественно среди восточных народов (в том числе - Японии, Китая, России, большинства африканских стран). Их главной ценностью является отождествление себя с коллективом, пренебрежение своими личными интересами ради успешного межличностного взаимодействия: любой групповой успех распространяется на коллектив. Чаще говорится «мы», чем «я». Американские ученые-социологи Л.Росс и Р.Нисбетт. подчеркивают, что в таких обществах люди связаны друг с другом посредством сложнейшей паутины взаимных обязательств и ожиданий, во многом не подлежащих обсуждению. Говоря в целом, коллективисты платят свою цену в виде экономических и социальных ограничений, взамен пожиная плоды социальной поддержки.

Индивидуалистские общества обладают большими правами в отношении своих визави и большим выбором в отношении того, с кем иметь дело, но их проблемы возникают в поисках поддержки. Разрыв предыдущих социальных связей воспринимается ими как нечто достаточно легкое и приемлемое. Индивидуалистические культуры отнюдь не случайно преобладают в странах Западной Европы, и в Северной Америке, для них характерен акцент на личные цели, интересы, предпочтения. Социальные взаимоотношения диктуются общностью индивидуальных интересов и притязаний. Конечно, это не означает абсолютный отрыв от влияния окружающих, семьи, но степень социального влияния не представляет преимущественно результат возникших на ранних этапах жизни индивида и основанных на традициях внутригрупповых уз.

Характерно, что представители коллективистских культур делают акцент на невербальных средствах коммуникации, индивидуалистских – на прямое общение, открытые способы решения конфликтов, в коммуникативных ситуациях используют преимущественно вербальные формы общения.

Говоря о межкультурной коммуникации, мы имеем в виду, что носителями культуры являются индивиды, поэтому МКК реализуется между носителями различных культур. МКК проявляется в форме межличностной коммуникации.

Моделируя процесс коммуникации, следует учитывать такие факторы, как:

· наличие коммуникативного пространства - пространства, в котором протекает коммуникативный процесс;

· помехи– изменения в передаваемой информации, возникающие на стадии кодирования и декодирования (ограниченные возможности знаковой системы и интеллектуальные ограничения), по пути следования (технического характера или специально вводимые).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: